Образовательный и воспитательный аспекты языковой подготовки магистрантов и аспирантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 18.04.2020

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Подстрахова, А. В. Образовательный и воспитательный аспекты языковой подготовки магистрантов и аспирантов / А. В. Подстрахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68957/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье обсуждаются актуальные вопросы и нерешенные проблемы формирования коммуникативно-языковой компетенции студентов в аспекте реализации образовательной и воспитательной функций высшего образования на уровне аспирантуры и магистратуры. На примере подготовки специалистов высшей квалификации в области управленческой деятельности в статье доказывается, что лингвистические знания, умения и навыки, являясь метакогнитивными, определяют все аспекты познавательной, исследовательской и коммуникативной деятельности человека в любой предметной сфере.

Ключевые слова: коммуникативно-языковая компетенция, научно-исследовательская деятельность, воспитательный потенциал языкового образования, гибкие навыки, эмоциональный интеллект.

Глобализация всех сторон жизни современного общества, беспрецедентные темпы появления новой и устаревание имеющейся информации делают актуальной разработку идей образования взрослых обучаемых. Мысли, сформулированные М. Ш. Ноулзом еще в 80–90 годы 20 века и положившие начало андрогогике, науке об образовании взрослых, в последнее время получают все большее развитие и воплощаются в концепциях непрерывного образования, формирования коммуникативных компетенций для специалистов как гуманитарных, так точных и естественнонаучных профессиональных областей.

Основополагающей идеей андрогогики является положение о том, что образование становится пожизненным занятием, а способность людей выживать и адаптироваться к новым жизненным ситуациям в значительной мере зависит от способности людей быстро учиться и переучиваться, переключаться на другие сферы профессиональной деятельности. Возникает новый вид человека — Homo Studens («человек учащийся») [2]. Он характеризуется гибкостью в восприятии новых знаний, самостоятельностью в учебной деятельности при ответственном выборе целей, методов, содержания образовательных программ и темпов их освоения, т. е. желанием улучшить качество своей личной жизни благодаря преимуществам образования. Фактически эти идеи сегодня лежат в основе новой концепции образования 21 века «Education 4.0» [1, c.92], в которой важное место отводится «гибким» навыкам. Среди них — успешная вербальная и невербальная коммуникация; эффективная деятельность в кризисных ситуациях, когда требуются неординарные решения; принятие ответственности за собственные действия и действия других людей; адекватное восприятие критики и уважительное отношение к позиции других людей.

В рамках современной андрогогики все большую актуальность приобретает концепция «образование образованных людей». Это лица, ведущие активную научно-исследовательскую и педагогическую работу (магистранты, аспиранты, дипломированные научные работники) или получающие новые профессиональные знания и навыки в рамках второго высшего образования, различных курсов повышения квалификации.

Целью данной статьи является обзор основных проблем преподавания/изучения иностранных языков в программах научно-профессиональной подготовки магистров и аспирантов, а также анализ действующих образовательных стандартов в точки зрения их образовательной и воспитательной функций.

Как известно, подготовка магистров и аспирантов, результатом которой является написание и защита магистерской и кандидатской диссертаций, носит комплексный характер и включает формирование значительного числа как общекультурных, так и профессиональных компетенций для ведения научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Сегодня ситуацию с преподаванием иностранных языков магистрам и аспирантам можно в определенной мере считать кризисной.Вдействующих образовательных стандартах цели формирования иноязычной компетенции определены противоречиво: она либо вообще не упоминается в перечне общекультурных компетенций (стандарт подготовки магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление), либо сформулирована чрезвычайно широко и нереально амбициозно — «свободное владение иностранным языком как средством профессионального общения» (ФГОС по направлению подготовки магистров «Менеджмент»). Налицо парадокс: с одной стороны, в общественном сознании давно укоренился тезис о важности владенияиностранными языками современным специалистом и научным работником, а с другой стороны — сокращается объем подготовки по иностранным языкам практически по всем специальностям и направлениям подготовки. Причем, аргументация достаточно проста: совершенствовать языковые умения и навыки магистранты и аспиранты должны самостоятельно и не обязательно в рамках реализации избранных образовательных программ в вузе.

Неоправданное сокращение количества аудиторного и внеаудиторного времени на языковую подготовку в курсе аспирантуры с 100 до 50 часов сопровождается значительным сокращением объема учебного времени уже на уровне бакалавриата. На дисциплину «Иностранный язык» в большинстве стандартов магистратуры выделяется 2–3 зачетные единицы (72–108 часов), из которых большая часть должна приходится на самостоятельную «бесконтактную», т. е. без живого общения с преподавателем, форму обучения.

Альтернативные предложения активизировать дистанционные формы обучения не всегда дают желаемый результат, если учесть, что современный научный работник должен обладать языковой компетенцией во всех видах речевой деятельности, в том числе и таких, как говорение и аудирование, формирование которых невозможно вне реального человеческого общения преподавателя и студентов.

Нарушение преемственности и непрерывности этапов изучения иностранного языка магистрантами и аспирантами, а также уже упомянутое сокращение времени на изучение иностранных языков в рамках основных образовательных программ приводят к частичной или полной утрате формируемых на более ранних этапах образования языковой компетенции. Это касается и общеязыковой, и профессионально-ориентированной подготовки. Ситуация особенно печальна тогда, когда — согласно идее многоуровневого образования и права на академическую мобильность — лица, получившие диплом бакалавра или специалиста в одном вузе, продолжают обучение в магистратуре — в другом; при этом между двумя этапами высшего образования может пройти значительный промежуток времени. Нередко возникает еще более парадоксальная ситуация, когда лица, имеющие диплом специалиста и желающие в сокращенные сроки получить второе высшее образование, поступают в магистратуру по совершенно новому для себя направлению подготовки. Например, учитель начальной школы, планирующий работать на административной должности в учреждения образования, успешно сдает необходимый комплексный вступительный экзамен в магистратуру по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Однако, такой человек не имеет никакой базовой профессиональной языковой подготовки в области управленческой коммуникации, да и вступительные экзамены по иностранному языку или хотя бы тестирование «зачет/незачет» при поступлении в магистратуру не предусмотрены. В итоге, в процессе краткого курса иностранного языка в магистратуре достичь «свободного» уровня владения иностранным языком (как этого требуют некоторые стандарты магистерской подготовки) такому студенту никогда не удастся, если, конечно, он не будет прикладывать большие индивидуальные усилия, время и деньги на дополнительную языковую подготовку самостоятельно. Возможно, такое проявление академической мобильности и оправдано во многих случаях, но вуз должен быть готов к тому, чтобы предложить обучающимся учебные модули, освоение которых позволило бы им восполнить проблемы предыдущего этапа образования

Несмотря на то, что изучение иностранного языка на разных уровнях подготовки в вузе сопровождается изучением культуры речи русского языка (бакалавриат), основ риторики (магистратура), тренингам по научной коммуникации (аспирантура), часто встречаются научные работники, которые неграмотно пишут по-русски, допускают большое количество орфографических и стилистических ошибок, не владеют навыками эффективной письменной научной коммуникации.

В цифровую эпоху воспитательная функция образования не только не отмирает, но, наоборот, приобретает особое значение. Учебная и исследовательская деятельность обучающихся должна быть направлена на формирование гражданственности, нравственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, обществу и окружающей природе. Передача этих «неявных» знаний и навыков может осуществляться только при живом общении преподавателя и студента. Чем ближе профессиональная деятельность к сфере социального взаимодействия с другими людьми, тем более «гибкие коммуникативные навыки» становятся профессионально значимыми. Будучи, по сути, метакогнитивными, лингвистические знания, умения и навыки определяют все аспекты познавательной, исследовательской и коммуникативной деятельности человека в любой предметной сфере.

Коммуникативные навыки напрямую сопряжены с тем, что сегодня принято называть «эмоциональным интеллектом» (emotional intellect, EQ), по аналогии с IQ — уровнем интеллектуального развития. Впервые идея EQ была четко сформулирована Д. Гоулманом [3]. С момента выхода его первой книги «Emotional Intelligence: Why It Can Matter More than IQ» и в дальнейших исследованиях, например, «Primal Leadership. Learning to Lead with Emotional Intelligence» (в русском переводе эта книга называется «Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта») идеи о том, что навыки эмоционального и рационального поведения человека не только дополняют друг друга, но и вторые, как правило, малоэффективны без первых. Эмоциональный интеллект представлен такими параметрами, как самооценка, саморегуляция, мотивация, эмпатия и навыки социального общения (self-awareness, self-regulation, motivation, empathy and social skills) [4, c.95].

Для научных работников всех профессиональных направлений формирование коммуникативно-языковой компетенции как важнейшего «гибкого» навыка должно осуществляться с учетом уровня эмоционального интеллекта человека. Применительно к обучению иностранным языкам взрослых людей, профессионально занимающихся научной работой, это идея представляется особенно продуктивной и ждет своего всестороннего изучения и воплощения.

В заключение следует заметить, что гуманитарные знания морально устаревают медленнее, чем технические или естественнонаучные, но и они в течение 5–7 лет становятся недостаточными в профессиональной деятельности. Поэтому, как справедливо считал основоположник андрогогики М. Ноулз, «главная задача образования — это производство компетентных людей, чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. Само бытие человека должно быть неразрывно связано с обучением» [2].

Литература:

  1. Anealka, A. H. Education 4.0 Made Simple: Ideas for Teaching / A. H. Anealka // International Journal of Education and Literacy Studies. Vol.6, issue 3, 2018. P. 92–98. URL: https://journals.aiac.org.au/index.php/IJELS.
  2. Knowles, M. S. An American Imperative: Higher Expectations for Higher Education. An Open Letter to Those Concerned about the American Future. // Report of the Wingspread Group on Higher Education. — The Johnson Foundation, Inc. — 1993.—URL: http://westernerz.pbworks.com/f/An+American+Imperative.pdf
  3. Goleman, D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More than IQ // New York: Bantam Books, 2012. — URL: https://www.academia.edu/37329006/Emotional_Intelligence_Why_it_Can_Matter_More_Than_IQ
  4. Reimer M. J. Communication Skills for the 21st Century Engineer // Global Journal of Engineering Education, vol.11, # 1, 2007. — 100 p.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, высшее образование, навык, направление подготовки, профессиональная деятельность, эмоциональный интеллект, академическая мобильность, воспитательная функция, коммуникативно-языковая компетенция, муниципальное управление.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, научно-исследовательская деятельность, коммуникативно-языковая компетенция, воспитательный потенциал языкового образования, гибкие навыки

Похожие статьи

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Формирование готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье раскрыто понятие, содержание...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Практикум по выразительному чтению в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Ра...

Литературный проект как средство развития общекультурных компетенций студентов языковых и неязыковых специальностей вузов

В данной статье рассматривается проблема развития общекультурных компетенций у студентов в учебной и внеучебной деятельности, в частности в ходе осуществления литературных проектов. На основании эмпирических данных, собранных в ходе осуществления про...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Похожие статьи

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС

Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Формирование готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье раскрыто понятие, содержание...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Практикум по выразительному чтению в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Ра...

Литературный проект как средство развития общекультурных компетенций студентов языковых и неязыковых специальностей вузов

В данной статье рассматривается проблема развития общекультурных компетенций у студентов в учебной и внеучебной деятельности, в частности в ходе осуществления литературных проектов. На основании эмпирических данных, собранных в ходе осуществления про...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Задать вопрос