Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 16.04.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Пустуева, Д. В. Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией дополнительного образования / Д. В. Пустуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68903/ (дата обращения: 25.05.2020).



Объектом исследования является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени. Основная форма организации сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с общеобразовательными организациями — реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на территории школ на основе договоров безвозмездного пользования имуществом ДЮЦ «Вероника».

На основании вышеперечисленных договоров безвозмездного пользования имуществом ДЮЦ «Вероника» реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на территории общеобразовательных организаций: на базе МАОУ Лицей № 34 города Тюмени реализуется ДООП физкультурно-спортивной направленности «Регби», количество обучающихся — 75 чел; на базе МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени реализуются ДООП художественной направленности «Юный художник» (количество обучающихся — 95 чел.), ДООП технической направленности «Медиамир» (количество обучающихся — 45 чел.), ДООП туристско-краеведческой направленности «Туризм» (количество обучающихся — 80 чел); на базе МАОУ СОШ № 69 города Тюмени реализуется ДООП физкультурно-спортивной направленности «Хоккей на траве», количество обучающихся — 120 чел; на базе МАОУ СОШ № 69/2 города Тюмени реализуется ДООП физкультурно-спортивной направленности «Хоккей на траве», количество обучающихся — 80 чел.

Изучив план работы организации на 2019–2020 учебный год была определена еще одна форма организации сетевого взаимодействия — сетевое партнерство с различными организациями. Для оценки влияния сетевого взаимодействия на управление ДЮЦ «Вероника» были разработаны критерии и показатели (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии ипоказатели оценки влияния сетевого взаимодействия на управление организацией дополнительного образования

Критерий 1. Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ

Наличие сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ

1 балл — имеются

0 баллов — не имеются

Количество сетевых общеобразовательных программ

1 балл- 1 программа

Охват обучающихся сетевыми образовательными программами

0 баллов — 0 человек

1 балл — 0–20 человек

1,5 балла — 20–60 человек

3 балла — 60–100 человек

4 балла — более 10 человек

Результативность участия обучающихся в конкурсных мероприятиях (соревнованиях, выставках, концертах и пр.) различного уровня:

– победители и лауреаты муниципального уровня

– победители и лауреаты регионального уровня

– победители и лауреаты Всероссийского уровня

– победители и лауреаты международного уровня

Нет — 0 баллов

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

1 балл

Наличие локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ

1 балл — имеются

0 баллов — не имеются

Критерий 2. Развитие воспитательной среды

Количество совместных мероприятий, проектов с общеобразовательными и иными организациями:

– систематическое проведение профориентационных мероприятий

– систематическое проведение профилактических мероприятий

– систематическое проведение досуговых мероприятий

– систематическое проведение спортивных мероприятий

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

Удовлетворенность родителей:

– наличие положительных отзывов

– активное участие родителей в совместных мероприятиях

1 балл

1 балл

Кадровое обеспечение

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, имеющих индивидуальный план развития компетенций

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, аттестованных на 1 и высшую категорию

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, имеющих профессиональное педагогическое образование

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, принимающих участие в инновационной деятельности

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Критерий 4. Материально-техническое обеспечение

Соответствие учебных кабинетов требованиями СанПиН 2.4.4.3172–14

0 баллов — не соответствует

1 балл — соответствует

Дополнительное финансирование:

– привлечение спонсорских средств

– платные образовательные услуги

– участие в грантовых конкурсах

1 балл

1 балл

1 балл

Наличие сайта с постоянно обновляемой информацией

1 балл — имеется

0 баллов — не имеется

Наличие нормативных документов, регламентирующих процесс сетевого взаимодействия

1 балл — имеются

0 баллов — не имеются

Рассматривая критерий «Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» можно отметить, что в ДЮЦ «Вероника» данные программы не реализуются, следовательно, организация слабо включена в процесс сетевого взаимодействия. Локальные акты, регламентирующие реализацию сетевых образовательных программ, не разработаны.

Развитие воспитательной среды — показатель анализа эффективности процесса воспитания при включении организации в процесс сетевого взаимодействия.

Результативностью воспитательной деятельности является достижение такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает их разносторонние личностные проявления, обогащение их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивность их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных). В 2019 г. ДЮЦ «Вероника» было проведено 46 совместных профориентационных, профилактических, досуговых и спортивных мероприятий с организациями других ведомств и сетевыми партнерами.

Удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования с использованием сетевого взаимодействия высокая, жалобы отсутствуют, положительные отзывы зафиксированы на интернет — ресурсах (сайт, официальные страницы в социальных сетях в «Вконтакте» и «Instagram»).

Анализ кадровых ресурсов в ДЮЦ «Вероника»: общая численность педагогических работников организации составляет 25 человек, из них 18 (72 %) имеют высшее образование, 7 человек (28 %) — среднее профессиональное образование.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога дополнительного образования 6 человек прошли профессиональную переподготовку; по итогам комиссии на соответствие занимаемой должности уровень квалификации всех педагогов соответствует требованиям профессионального стандарта.

В 2019 г. были аттестованы 6 педагогов, из них: 4 — на высшую аттестационную категорию, 2 — на первую аттестационную категорию. Высшую квалификационную категорию имеют 12 педагогов (48 %), первую категорию — 8 педагогов (32 %), 5 — без категории (20 %).

Материально-техническое обеспечение ДЮЦ «Вероника»: учебные кабинеты и помещения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.4.3172–14.

Активно привлекаются внебюджетные средства. По итогам 2019 г. было привлечено 244 000р. депутатских финансовых средств, получено 3 000 000р. от реализации платных и иных образовательных услуг. Данные средства позволили приобрести интерактивное оборудование для студии журналистики «Медиамир» и студии робототехники, а также улучшить материально — техническое состояние помещений.

Проанализировав деятельность ДЮЦ «Вероника», выявлены формы реализации сетевого взаимодействия — реализация образовательных программ на территории школ на основе договоров безвозмездного пользования имуществом и взаимодействие с организациями различных ведомств в рамках сетевого партнерства. В ДЮЦ «Вероника» существует необходимость внедрения сетевой формы реализации образовательных программ, что является одним из главных критериев оценки влияния сетевого взаимодействия на управление организацией.

Для повышения эффективности влияния сетевого взаимодействия в управлении МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени предлагаем разработать комплекс мероприятий:

  1. Организационные: создание координационного совета, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле. Разработка программы мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью выявления проблем и возможностей в каждой отдельной образовательной организации.
  2. Нормативно-правовые: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условиях сетевого взаимодействия: типовой договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в рамках реализации образовательных программ; положение о сетевом образовательном проекте в рамках реализации образовательных программ; договор о сетевой форме реализации образовательной программы.
  3. Материально-технические: анализ собственных материально-технических ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ в сетевой форме; анализ использования возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов.
  4. Финансовые: развитие платных образовательных услуг для получения дополнительных финансовых средств для создания условий для реализации сетевых проектов, образовательных программ в сетевой форме. Участие в грантовых конкурсах с целью привлечения дополнительных финансовых средств.
  5. Кадровые: подбор педагогических сотрудников, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, программы; анализ профессиональных компетентностей.
  6. Информационные: разработка плана по продвижению новой образовательной услуги — распространение информации на официальных сайтах организаций, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет.
  7. Мотивационные: создание мер стимулирующего характера для педагогов — возможность участия в конкурсах профессионального мастерства, внесение пункта о реализации программ, мероприятий в рамках сетевого взаимодействия в лист анализа показателей эффективности деятельности педагога дополнительного образования.
  8. Научно-методические: разработка и утверждение сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др. Разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия и др.

Реализация комплекса разработанных мероприятий позволит повысить эффективность влияния сетевого взаимодействия в управлении организацией дополнительного образования.

Литература:

  1. Сайт образовательной организации МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://veronika-72.ru/
  2. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  3. Попова И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, балл, дополнительное образование, программа, доля педагогов, систематическое проведение, сетевая форма реализации, сетевая форма, мероприятие, управление организацией.


Похожие статьи

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

Данная статья представляет собой разработку модели сетевого взаимодействия межведомственных организаций разных уровней для реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия...

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях...

Опыт сетевого взаимодействия многопрофильного колледжа...

Сетевое взаимодействие — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

Библиографическое описание: Захарова, Е. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих

Механизм сетевого взаимодействия предусматривает разработку и осуществление совместных программ, проектов, отдельных...

Эффективная модель тьюторского сопровождения...

Основной принцип сетевой организации — принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих

Проект «Реализация модели сетевого взаимодействия по формированию правовой. В рамках проекта разработана...

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках...

Задачи профессиональных конкурсов врамках сетевого взаимодействия: − обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой; − стимулировать профессиональный рост и самореализацию педагогов

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, это способ деятельности по...

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального...

Сластунова, О. В. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы

В сетевом взаимодействии складывается характер отношений, связей, взаимодействий образовательных институтов, присущих...

Похожие статьи

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

Данная статья представляет собой разработку модели сетевого взаимодействия межведомственных организаций разных уровней для реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия...

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях...

Опыт сетевого взаимодействия многопрофильного колледжа...

Сетевое взаимодействие — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

Библиографическое описание: Захарова, Е. С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих

Механизм сетевого взаимодействия предусматривает разработку и осуществление совместных программ, проектов, отдельных...

Эффективная модель тьюторского сопровождения...

Основной принцип сетевой организации — принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих

Проект «Реализация модели сетевого взаимодействия по формированию правовой. В рамках проекта разработана...

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках...

Задачи профессиональных конкурсов врамках сетевого взаимодействия: − обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой; − стимулировать профессиональный рост и самореализацию педагогов

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, это способ деятельности по...

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального...

Сластунова, О. В. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы

В сетевом взаимодействии складывается характер отношений, связей, взаимодействий образовательных институтов, присущих...

Задать вопрос