Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями Тюмени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 16.04.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Пустуева, Д. В. Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями Тюмени / Д. В. Пустуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68896/ (дата обращения: 02.06.2020).



Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, дошкольных организациях, охватывают различные сферы и направления деятельности — образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику.

Сегодня сетевое взаимодействие становится высокоэффективным ресурсом динамичного развития образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций предполагает общие цели объединение ресурсов для их достижения; совместную деятельность по реализации образовательных программ определенной направленности и уровня.

Дополнительное образование в городе Тюмени осуществляется муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указан подвид дополнительного образования — дополнительное образование детей и взрослых.

Более подробно рассмотрим деятельность муниципальных автономных учреждений дополнительного образования города Тюмени.

В городе Тюмень осуществляют образовательную деятельность 6 учреждений дополнительного образования, подведомственных департаменту культуры Администрации города Тюмени; 28 учреждений, подведомственных департаменту по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени.

Рассмотрим организацию сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями на примере трех учреждений дополнительного образования: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств «Этюд», муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр «Вероника города Тюмени, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Центр дзюдо» города Тюмени.

МАУ ДО «ДШИ «Этюд» на основании договора безвозмездного пользования имуществом сотрудничает с МАОУ СОШ № 92, 70, 65, 27, гимназией № 16. Занятия в этих школах ведутся по следующим направлениям: хоровое пение, изобразительное искусство, театральное искусство, хореографическое искусство.

На основе изученных материалов нами была выявлена проблема организации сетевого взаимодействия МАУ ДО «ДШИ «Этюд» — нехватка кадровых и материально-технических ресурсов: ограниченность материально-технической базы общеобразовательных организаций, позволяет предоставить услуги по дополнительным общеобразовательным программам минимальному количеству обучающихся, т. к. не во всех школах существует материальная база, необходимая для реализации образовательных программ по реализуемым направлениям — хоровое пение, изобразительное искусство, театральное искусство.

Основные формы сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с общеобразовательными организациями — сетевые образовательные проекты, совместное осуществление процесса воспитания и обучения.

На основе договора безвозмездного пользования имуществом ДЮЦ «Вероника» реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на базе общеобразовательных организаций (таблица 1).

Таблица 1

Общеобразовательная организация

Реализуемая программа

1

МАОУ Лицей № 34 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Регби»

2

МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник», дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Медиамир», дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туризм»

3

МАОУ СОШ № 69 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Хоккей на траве»

Проанализировав деятельность ДЮЦ «Вероника», выделены существующие проблемы организации сетевого взаимодействия:

1) Ограниченность использования материально-технических ресурсов школы. Расписание занятий по дополнительному образованию на базе школ выстраивается по остаточному принципу — для занятий выделяется время, свободное от основного учебного процесса общеобразовательной организации. Данное время зачастую непривлекательно для обучающихся и их родителей.

2) Отсутствие взаимодействия с педагогами общеобразовательных организаций. К реализации дополнительных общеобразовательных программ педагоги школ не привлекаются, так как данная программа реализуется учреждением дополнительного образования на территории школы. Образовательные программы в сетевой форме реализации в данном учреждении отсутствуют.

Сетевое взаимодействие в МАУ ДО ДЮСШ «Центр дзюдо» города Тюмени с общеобразовательными организациями осуществляется в следующих формах:

1) Проектная деятельность.

С 2014 г. МАУ ДО ДЮСШ «Центр дзюдо» города Тюмени совместно с Правительством Тюменской области, Федерацией дзюдо России и тюменской «Объединенной федерации дзюдо и самбо» реализуется проект «Дзюдо в школу». Сотрудничая с Департаментом по спорту и молодежной политике, ДЮСШ «Центр дзюдо» активно взаимодействует с тюменскими школами: оказывает содействие в совершенствовании материально-технической базы помещений и насыщении школ инвентарем, а также помогает в методической работе и повышении квалификации сотрудников. В рамках проекта «Дзюдо в школу» были открыты специализированные спортивные классы на базе МАОУ СОШ № 68. Участниками данного проекта являются 1–9 классы.

Проект «Физкультура по интересам» реализуется МАУ ДО ДЮСШОР «Центр дзюдо» города Тюмени совместно с МАОУ СОШ № 38, № 68, № 70. Идея проекта заключается в том, что учебный процесс по физическому воспитанию увеличили с трех часов до четырех за счет дополнительного образования. В школах, участвующих в проекте проводятся сдвоенные уроки физкультуры дважды в неделю по два часа: такой подход обеспечивает тренирующий режим нагрузки и дает наибольший оздоровительный эффект. Для реализации проекта «Физкультура по интересам» используется материальная база спортшкол и учреждений дополнительного образования.

2) Организация внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности «Дзюдо в общеобразовательную школу (на основе договора о безвозмездном пользовании имущества). Обучающиеся начальных классов МАОУ СОШ № 70 систематически посещают тренировочные занятия в «Центр дзюдо». Для классов МАОУ СОШ № 89, № 38, № 64 занятия проводятся на территории общеобразовательных организаций.

Проанализировав формы сетевого взаимодействия спортивной школы «Центр дзюдо», можно сделать вывод, что повышением качества образовательных услуг и увеличением охвата потребителей станет реализация образовательных программ в сетевой форме, что возможно при наличии договора о сетевой форме образовательных программ между двумя образовательными организациями. Образовательные услуги на базе общеобразовательных организаций спортивной школой «Центр дзюдо» осуществляются на основании договора о безвозмездном пользовании имущества, межведомственного проекта между департаментом образования Администрации города Тюмени и департаментом по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени. Реализация дополнительных образовательных программ в сетевой форме двумя образовательными организациями затруднена со стороны нормативно-правового регулирования, финансирования.

Для решения выявленных проблем и повышения эффективности сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных организаций мы предлагаем предпринять следующее:

  1. Разработать модель сетевого взаимодействия для эффективной деятельности учреждения дополнительного образования. При разработке модели сетевого взаимодействия учреждение дополнительного образования должно пройти следующие этапы:

a) Подготовительный этап: Организации проводят аудит материально-технической, инфраструктурной и кадровой обеспеченности, определяют потребность и возможные формы сетевого взаимодействия, порядок финансирования, разрабатывают комплект локальных актов, в т. ч. образовательных программ (курсов, модулей);

b) Планирование работы по реализации сетевого взаимодействия. Разработка учреждением положения о реализации образовательных программ в сетевой форме и утверждение его локальным нормативным актом (Приказом).

c) Реализация образовательных программ (курсов, модулей) в сетевой форме. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, выдача обучающимся документов о прохождении обучения освоения образовательной программы в сетевой форме (при необходимости), отчёт и подписание актов о выполнении условий договора.

При разработке эффективной модели сетевого взаимодействия необходимо учитывать, что условия финансирования реализации данных программ должны определяться на уровне тех ведомств, к которым принадлежат образовательные организации (департамент образования Администрации города Тюмени, департамент культуры Администрации города Тюмени, департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени).

  1. Разработка нормативно-правового обеспечения системы сетевого взаимодействия в каждом учреждении дополнительного образования (форма — Локальный акт, утвержденный приказом руководителя учреждения), позволяющего регулировать вопросы проведения совместных мероприятий, использования собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределения кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов.
  2. Создание координационного совета — орган, осуществляющий управление сетевым взаимодействием, в состав которого входят представители организаций — участников сети.
  3. Разработка программы мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью выявления проблем и возможностей в каждой отдельной общеобразовательной организации. Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия организаций должен в себя включать количественные и качественные показатели для характеристики достижения поставленных целей; количественно измеримые результаты деятельности для соблюдения процедур бюджетного планирования и финансового управления. С помощью результатов проведения мониторинга руководитель организации определит возникшие проблемы и с помощью корректировки программы минимизирует риски дальнейшего сетевого взаимодействия.

На основе результатов проведенного анализа нами было установлено, что с целью повышения эффективности организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями и решения выявленных проблем необходимо обеспечить выполнение следующих аспектов:

a) При сетевом взаимодействии, участников объединяет единство целей, взаимодополняемое содержание, средства и ресурсы общего и дополнительного образования.

b) Проектирование моделей организации основывается на теории и методах сетевого моделирования.

c) Модель сетевого взаимодействия должна иметь сформированную нормативно-правовую базу.

d) Наличие системы распределения функциональных обязанностей между элементами сети.

Сетевая форма взаимодействия предоставляет большие возможности в усилении ресурсов образовательных организаций и удовлетворении запросов и потребностей участников образовательного процесса. В то же время, развивая сетевое и межведомственное взаимодействие, необходимо четко представлять возможности и потребности каждого участника, наличие реальной ресурсной базы участников образовательной сети, учитывать риски и трудности при организации совместной деятельности.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Тюменской области от 06 марта 2013 года № 306-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://law.admtyumen.ru/law/view.htm?id=13834 %40egDocs
  2. Сайт образовательной организации: МАУ ДО ДЮСШ «Центр дзюдо» города Тюмени. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://judocenter.ru/
  3. Сайт образовательной организации МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://veronika-72.ru/
  4. Сайт образовательной организации МАУ ДО города Тюмени «ДШИ «Этюд» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--72-jlc9cwch.xn--p1ai/
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, дополнительное образование, сетевая форма, программа, город Тюмени, учреждение, муниципальное автономное учреждение, молодежная политика Администрации города Тюмени, совместная деятельность, Реализация.


Похожие статьи

Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией...

Объектом исследования является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени. Основная форма организации сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность, профессиональная направленность, проект, межведомственное...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность...

Совершенствование системы управления дополнительными...

Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы, принятая к реализации постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 № 2713, ставит своей целью «развитие доступной, вариативной, качественной и...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

Следует поддержать развитие сетевых педагогических. Сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, Всего того, что формирует профессиональную среду. В. Путин.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Предложения по совершенствованию административно-правового...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие... Регионализация современной системы дополнительного...

Сетевая модель как один из перспективных путей развития...

сетевое взаимодействие, Сетевое методическое объединение, методическая работа, детский сад, учреждение, педагог, образовательное учреждение, дошкольное образование, совместная работа, сетевая модель.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих

– воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в...

Похожие статьи

Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией...

Объектом исследования является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени. Основная форма организации сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность, профессиональная направленность, проект, межведомственное...

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое взаимодействие, модель, программа, проектная деятельность...

Совершенствование системы управления дополнительными...

Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018 годы, принятая к реализации постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 № 2713, ставит своей целью «развитие доступной, вариативной, качественной и...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

Следует поддержать развитие сетевых педагогических. Сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, Всего того, что формирует профессиональную среду. В. Путин.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Предложения по совершенствованию административно-правового...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие... Регионализация современной системы дополнительного...

Сетевая модель как один из перспективных путей развития...

сетевое взаимодействие, Сетевое методическое объединение, методическая работа, детский сад, учреждение, педагог, образовательное учреждение, дошкольное образование, совместная работа, сетевая модель.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих

– воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в...

Задать вопрос