В статье автор уделяет внимание жизнеспособности институтов Европейского союза на фоне пандемии коронавируса, анализирует деятельность стран-членов ЕС, пытаясь выявить закономерности и причинно-следственные связи поведения Брюсселя и партнёров.
Ключевые слова: ЕС, кризис, коронавирус, евроскептицизм.
Европейский Союз является уникальным примером взаимодействия государств, направленного на получение взаимной выгоды и укрепление их позиций на международной арене. В его истории достаточно часто происходили потрясения, будь то кризис евро 2008 или миграционный кризис. Евроскептики каждый раз прогнозировали скорейший распад Европейского Союза, опираясь при этом на статистические данные и анализ общественного мнения. Однако, вопреки всем предсказаниям, Евросоюз демонстрировал пример стойкости раз за разом, не сгибаясь под натиском критики и внутренних проблем. Брюссель оказывался способным находить пути выхода из конфликтных и напряженных ситуаций.
Одним из последних потрясений для Европейского Союза стал долгий и проблематичный процесс выхода Великобритании из состава Союза. Сопряжённый с огромным количеством слухов, скандалов, отставок и неожиданных политических решений, Брексит в итоге пришел к логическому завершению. Оказалось, что все критики, которые прочили ЕС распад в течении одного года, разруху и крушение европейских ценностей, были всё-таки неправы. Ввиду последовательной политики Брюсселя, который не соглашался сохранить никакие преференции для пост-европейской Великобритании, и талантливого руководства премьер-министра Джонсона брексит не стал той силой, которая уничтожила бы сами основы европейского сообщества [6].
Из всего вышесказанного выходит, что ЕС- весьма стойкий организм, способный противостоять внешним разрушающим воздействиям и внутренним распрям, что бы ни говорили критики. Так было по крайней мере до начала 2020 года, когда мир охватила пандемия коронавируса.
Начавшаяся в маленькой китайской провинции и поначалу даже не замеченная местными властями, инфекция превратилась в один из важнейших факторов, влияющих на международные отношения, мировую экономику и политику [5]. Вирус разрушает рынки, парализует международное транспортное сообщение, приводит общество в состояние массовой истерии, выражающейся в бесконтрольных закупках продуктов, антисептиков и медицинских препаратов первой необходимости. Несомненно, коронавирус COVID-19 станет уникальным фактором воздействия на современные международные отношения [10]. При высокой степени взаимосвязанности и взаимозависимости мировых экономических отношений вирус рискует поразить весь мир сразу, при этом удивительным лицом сплотив человечество перед безликим противником.
На первый взгляд может показаться, что Европа, опираясь на свои принципы, ценности и идеалы, вполне может собраться с силами и достойно выйти из ситуации, сохранив единство и сплоченность европейского народа. Однако на деле все происходит совсем не так. Этой весной Европейский Союз перестал выполнять многие основополагающие постулаты, которые делали его единственным примером высшей формы международной интеграции, ограничив перемещение населения внутри Европы, закрыв внутренние и внешние границы, изолировавшись от мира и от партнеров внутри Европы [8].
Ввиду преступной халатности китайских властей, а именно игнорирования угрозы массового заражения, отказа от широкого освещения проблемы на ранних стадиях, нежелания ограничить или вовсе прекратить международное авиасообщение, мир столкнулся с пандемией недостаточно изученного заболевания. Одной из первых под удар попала именно Европа, а в частности- Италия. Во многом это обусловлено тем, что среди стран Европейского Союза именно Италия демонстрирует наибольший процент пожилых и престарелых граждан, которые более уязвимы к COVID-19. В дополнение к этому в Италии наблюдаются, как и в России, проблемы с тестированием заболевших на наличие или отсутствие нового вируса. Успешно апробированный в Китае, карантинный режим не сильно улучшил ситуацию в Италии [9].
В то же время нельзя считать, что высокая степень подверженности итальянцев коронавирусу обусловлена лишь их возрастом или образом жизни. К примеру, ФРГ не так сильно отстаёт от Италии в вопросе возраста населения, однако там не наблюдается таких проблем. Возможно, это связано с более высокой степенью качества немецкой медицины- как амбулаторной, так и стационарной. Однако Германии угрожает проблема несколько иного толка. Напомню, большая часть эконмического спектра ФРГ ориентирована на экспорт, но при закрытых границах эта сфера рискует значительно пострадать и принести весомые убытки [14]. Наибольшее беспокойство вызывают также сферы туризма и информационных технологий.
Для многих европейцев, а в частности для молодого поколения, Европейский Союз не является пустым названием. Он действительно приносит большое количеств удобств как рядовым гражданам и бизнесам, так и политикам, ученым и студентам. Открытые границы, свобода перемещения между государствами, возможность свободно получать образование в другой части союза- все эти плюсы заставляют многих европейцев защищать идею интеграции и единой Европы. Когда союз столкнулся с угрозой тотальной пандемии, население многих государств было уверено в том, что в случае чрезвычайной ситуации Брюссель не останется в стороне. Он располагает широкой административной системой, большим количеством органов и комиссий, является едва ли не идеальным образцом демократического интеграционного объединения. Именно поэтому Италия, столкнувшись с угрозой резкого увеличения смертности населения, отправила в Брюссель запрос о помощи.
Брюссель этот запрос проигнорировал. В течение нескольких суток итальянское правительство не смогло добиться от главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен ответа на просьбу о помощи: дополнительных медикаментах и медицинском оборудовании, тестах на наличие вируса и т. д. Некоторое время спустя Европейская Комиссия опубликовала отчет, согласно которому ЕС намерен потратить почти 38 миллиардов евро на оказание помощи экономикам тех стран, которые больше всего пострадали в ходе карантинных мероприятий. К примеру, большую часть дотаций -7,5 млрд- получит Польша, а не Италия, чья экономика оказалась практически парализована и требует кропотливого и долгого восстановления при помощи европейских партнёров. И несмотря на то, что Европейская Комиссия разместила на своём официальном портале интерактивный отчёт о потраченных средствах, мотивы выбора наиболее пострадавшей страны до сих пор видятся неясными.
На фоне всеевропейского кризиса можно наблюдать и некоторые интересные тенденции внутри государств-членов ЕС. Ввиду нежелания Брюсселя оказывать поддержку пострадавшим государствам внутригосударственные силы отходят от антагонизма в сторону кооперации и сотрудничества. На данный момент безопасность национального государства гораздо важнее поддержания концепции «единой и неделимой» Европы, которая оказалась нежизнеспособна перед лицом глобальной угрозы. Несмотря на заявления Брюсселя об отсутствии поводов для беспокойства, реальная картина выглядит несколько иначе. Государства одно за одним нарушают Шенгенское соглашения и многие другие системные документы, учреждающие Европейский Союз. Уже сейчас Германия отказалась от выпуска так называемых «коронабондов», которые могли бы смягчить резкое падение европейских экономических показателей [2]. Получается, что каждая страна «играет за себя» и не очень-то беспокоится о благополучии своих партнёров и соседей. Безусловно, Германия оказывает помощь, например, предлагает разместить заболевших в своих свободных больницах [13]. Однако это вовсе не тот объем и не тот уровень взаимодействия, которого ожидали наиболее пострадавшие страны. Свою лепту вносит и тот факт, что внешние игроки- Россия, Турция и другие акторы- оказывают помощь пострадавшим странам [11]. Это приводит к росту критики в адрес Брюсселя. Безусловно, внешние игроки получают собственную выгоду, поддерживая Италию, Испанию и другие европейские страны. Однако подобная тенденция помощи извне европейской семьи может серьезно пошатнуть основы Европейского Союза. Уже сейчас итальянские евроскептики прогнозируют однозначный выход Италии из Союза после спада пандемии [1]. Однако говорить наверняка здесь сложно, так как выход из Евросоюза — долгий и юридически сложный процесс — брексит тому прямое свидетельство. Евросоюза же сейчас практически не существует- он не успел создать необходимые органы и подразделения, способные заниматься кризисным регулированием. В этой связи возникает вопрос: зачем в таком случае нужен Евросоюз?
К тому же ЕС на полях Генеральной Ассамблеи ООН заветировал российский проект резолюции, направленный на снятие санкций ввиду пандемии коронавируса [3; 4]. Экономические санкции мешают некоторым странам в должной мере обеспечить себя необходимыми медицинскими препаратами и аппаратурой, что замедляет борьбу с заболеванием. Это коллективное решение Евросоюза весьма противоречиво — буквально несколько месяцев назад можно было наблюдать тенденцию к смягчению санкционной политики. Друг, как известно, познается в беде, и решение Брюсселя- прямое тому доказательство. Даже перед лицом глобальной угрозы государства неспособны отказаться от санкционной политики в сторону России, спровоцированных событиями 2014 года.
Если взглянуть на ситуацию с точки зрения классических парадигм международных исследований, то текущая ситуация являет собой триумф политического реализма [12]. Большинство государств отстаивают свои суверенные интересы и идут наперекор подписанным соглашениям. Примером тому служит отказ от политики «Европы без границ» или покупка США медицинского оборудования у России. Примечательно, что оборудование поставила компания, находящаяся под санкциями США. Получается, что перед лицом глобальной угрозы мир в какой-то степени избавляется от международных связей и тонких материй отношений между странами, предпочитая им жесткое управление внутренними делами и концентрацию только на благосостоянии своей страны. С одной стороны, это, безусловно, правильный и грамотный шаг — сфокусироваться на делах своего государства. С другой стороны, человечеству ещё ни разу не удавалось справиться с глобальной угрозой посредством усилий лишь одного актора. Первая и Вторая мировая война были выиграны коалициями, проблемы глобального потепления и мирового экологического кризиса обсуждаются максимально широким числом участников международных отношений. С угрозой международного терроризма также борются кооперативные силы большей части государств. Но вот в случае коронавируса лидеры избрали другой путь, сделав ставку на безопасность своего государства и закрыв глаза на тот факт, что в глобализованном мире все находится в тесной взаимосвязи.
Однако рано или поздно человечество сможет создать вакцину и избавиться от коронавирусной инфекции. Спустя некоторое время будет восстановлена мировая экономика и инфраструктура пострадавших стран. Однако каким будет Европейский Союз после окончания пандемии [10]? Сейчас достаточно сложно делать какие-либо прогнозы: ситуация с вирусом продолжает меняться с каждым днём. Однако почти наверняка можно сказать, что Европейскому Союзу будет очень сложно оправиться от текущего кризиса, особенно на фоне едва минувшего брексита и потрясений прошедших лет.
Возможно, по окончании пандемии ЕС ждут существенные изменения, направленные либо на укрепление структуры и отладку институтов, показавших себя со слабой стороны, либо связанные с упрощением структуры и дальнейшим сокращением интеграционных взаимодействий между европейскими странами [7]. На данный же момент положение союза остается шатким. Государства Европы в данный момент всецело заняты борьбой с распространением вируса, но через некоторое время политики должны будут поднять вопрос о несостоятельности принципов и институтов Европейского Союза.
Литература:
- EU to crumble? Italy tipped to leave bloc amid coronavirus crisis // Express. URL: https://www.express.co.uk/news/world/1259031/coronavirus-news-italy-cases-deaths-eu-italexit-gdp-recession-spt (дата обращения: 08.04.2020).
- Europa steht in der Coronakrise vor seiner historischen Bewährungsprobe // Handelsblatt. URL: https://www.handelsblatt.com/meinung/gastbeitraege/gastkommentar-europa-steht-in-der-coronakrise-vor-seiner-historischen-bewaehrungsprobe/25716108.html (дата обращения: 08.04.2020).
- UN Adopts Resolution Urging Global Cooperation on COVID-19 // NY Times. URL: https://www.nytimes.com/aponline/2020/04/02/world/europe/ap-un-virus-outbreak-un-resolution-.html (дата обращения: 08.04.2020).
- В ООН заблокировали резолюцию России о снятии санкций из-за коронавируса // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e86cf419a7947564d34ec4d (дата обращения: 08.04.2020).
- Коронавирус: от чрезвычайной ситуации до глобального экономического шока? // https://ru.valdaiclub.com/. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/koronavirus-ot-chrezvychaynoy-situatsii/?sphrase_id=73999 (дата обращения: 04.04.2020).
- Лидерство по-английски: Джонсон, коронавирус и британские учёные 26.03.2020 // https://ru.valdaiclub.com/. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/liderstvo-po-angliyski/?sphrase_id=74011 (дата обращения: 04.04.2020).
- Мировая экономика после коронавируса: перезагрузка? // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mirovaya-ekonomika-posle-koronavirusa-perezagruzka/ (дата обращения: 04.04.2020).
- Мировой порядок на карантине: что дальше? // https://ru.valdaiclub.com/. URL: https://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/mirovoy-poryadok-na-karantine-chto-dalshe/ (дата обращения: 04.04.2020).
- Опыт Китая в борьбе с эпидемией COVID-19: хронология событий и предпринимаемые меры // РСМД /. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/opyt-kitaya-v-borbe-s-epidemiey-covid-19-khronologiya-sobytiy-i-predprinimaemye-mery/ (дата обращения: 04.04.2020).
- Осложнения после болезни: какими станут политика и общество? // https://ru.valdaiclub.com/. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/oslozhneniya-posle-bolezni/ (дата обращения: 04.04.2020).
- Песков объяснил гуманитарными соображениями решение России о помощи Италии // Известия. URL: https://iz.ru/989857/2020–03–21/peskov-obiasnil-gumanitarnymi-soobrazheniiami-reshenie-rossii-o-pomoshchi-italii (дата обращения: 04.04.2020).
- Хонин В. Н. Теория международных отношений: часть общая. — Киев: Академ-пресс, 2005. — 453 с.
- Хроника пандемии: Германия принимает больных COVID-19 из Италии и Франции // Deutshe Wellea-52933578. URL: http://www.dw.com/ru/хроника-пандемии-германия-принимает-больных-covid-19-из-италии-и-франции/a-52933578 (дата обращения: 09.04.2020).
- Экономика заражена: как в Германии борются с корона-кризисом // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ekonomika-zarazhena-kak-v-germanii-boryutsya-s-korona-krizisom/ (дата обращения: 04.04.2020).