Представленная работа основывается на исследовании механизмов борьбы с пандемией на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики. С учетом специфики взаимоотношений будет представлен подробный анализ применяемых средств и методик по предотвращению распространения заболевания, а также будут представлены статистические показатели в рамках изучаемых объектов.
Ключевые слова: пандемия, механизмы предотвращения распространения, увеличение заболеваний, карантин
Согласно Большой российской энциклопедии, эпидемия — это распространение какой-либо инфекционной болезни, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории. Пандемия — это эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территорию всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.
11 марта Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что ситуацию с распространением заболевания, вызванного новым коронавирусом, «можно считать пандемией». Пандемия — это наиболее опасная форма, то есть эпидемия, охватывающая большую часть мира [9].
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 имеет далеко идущие последствия, помимо распространения самой болезни и усилий разных стран по организации карантина. Пандемия COVID-19, охватившая все страны в 2020 году, наглядно продемонстрировала человечеству, что оно не полностью застраховано от глобальных катаклизмов. Предполагается, что об этом свидетельствуют огромное количество пострадавших, значительные экономические потери, связанные с глобальным замедлением экономической активности в результате введения жестких ограничительных мер, направленных на недопущение роста числа заболеваний, самоизоляция и перемещение деятельности в онлайн, что мир действительно никогда не будет прежним.
Пандемия COVID-19 и связанные с этим социальные ограничения на дистанцирование, изоляцию и поездки изменили образ жизни людей и способы производства, а также повлияли на глобальное экономическое и социальное развитие.
По данным Всемирного банка, объем мировой торговли в 2020 году снизился на 9,5 % по сравнению с предыдущим годом. Последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 так или иначе затронули почти все отрасли экономики. Авиакомпании и компании-круизёры, отели и другие компании сферы услуг столкнулись с почти 90-процентным сокращением туристов.
Резкое снижение спроса на продукты питания со стороны отелей и ресторанов привело к резкому снижению цен на сельскохозяйственную продукцию на 20 %.
Отрицательная динамика была отмечена во многих отраслях промышленности, на мировых товарных рынках, а также в розничной торговле (рис. 1 и 2).
На 34 % обрушилась цена на нефть, соответственно инвестиционная активность замедлилась на 5,5 %.
Рис. 1. Динамика индикаторов экономической активности в мире в 2020 г. % к уровню декабря 2019 г [10].
Рис. 2. Динамика мировых цен на некоторые товары в 2020 г. % к уровню декабря 2019 г.
Пандемия спровоцировала экономический кризис и кризис в области здравоохранения как во всем мире, так и в отдельных странах. Это, в свою очередь, усилило неопределенность и опасения по поводу ожидаемых последствий пандемии для мировой экономики.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку COVID-19 глобальной чрезвычайной ситуацией 30 января 2020 года, с учетом ее риска для здоровья населения, а затем 11 марта 2020 года объявила COVID-19 глобальной пандемией. Если рассмотреть показатели смертности за 2019 и 2020 годы, то можно увидеть, что, по данным на 4 декабря 2020 года, за год в мире умерло на 5,98 % меньше людей, чем в 2019 году. Однако эти данные представлены не за весь 2020 год, а только за 11 месяцев. И если принять это за погрешность, то можно сделать вывод, что, несмотря на пандемию, смертность в мире не имеет тенденции к росту [11].
Мир был свидетелем многих пандемий. Некоторые из них имели масштабное распространение, а некоторые ограничивались определенным регионом.
В сентябре 2022 года британский еженедельный медицинский журнал The Lancet опубликовал доклад, который явился итогом двухгодовалой работы мировых специалистов в области экономики, социальных наук, государственной политики, здравоохранения и финансов. В нем говорится о всеобъемлющих провалах в области общественного здравоохранения во время пандемии. В следствии этого мы видим, что за два с лишним года от COVID-19 умерло 17,7 миллиона человек. Эксперты определили конкретные ошибки правительств большинства стран, которые были допущены во время пандемии:
— несвоевременное реагирование;
— слабая подготовленность к пандемии;
— неумелое противодействие недостоверной информации;
— отсутствие всемирного сотрудничества по распределению и финансированию вакцин, лекарственных препаратов, медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты для государств с невысоким уровнем дохода;
— недостаточное внимание для особо уязвимых групп населения;
— отсутствие доступного для всех слоев населения здравоохранения.
Чтобы сдержать быстрое распространение вируса, страны по всему миру приняли разные меры, начиная от полной изолированности, закрытия границ, введения карантина, ограничения на поездки и заканчивая полным закрытием предприятий. Это усугубило накопление запасов из-за паники среди населения, а падение спроса из-за самоизоляции людей привело к сокращению предложения товаров. Но прежде всего, пандемия привела к значительному росту спроса на медицинские товары. Специалисты в области здравоохранения очень быстро предложили ряд рекомендаций, включая маски, частое мытье рук, социальное дистанцирование и самоизоляцию в качестве первой линии защиты от распространения коронавируса.
Вспышки коронавируса COVID-19 в настоящее время зарегистрированы в 218 странах и территориях мира. Австралия, Канада, Япония, Саудовская Аравия, Южная Корея и Китай не входят в число стран топ-20 с наибольшим количеством случаев заболевания. Однако мы заинтересованы в представлении механизмов и анализе общей картины того, как Китай и Россия борются с этим заболеванием.
Пережив основную волну пандемии, Китай начал динамичное восстановление экономики, приняв ряд мер по ее поддержке. В соответствии с докладом Всекитайского собрания народных представителей, представленным в конце мая, Пекин намерен существенно облегчить условия для внешних инвестиций, уменьшить налоговую нагрузку на компании и увеличить финансовую поддержку бизнеса. Китай также намеревался соблюдать условия торгового соглашения с США, но обострение отношений поставило его судьбу на карту.
Несмотря на вновь возникшую угрозу, Китай планирует быстрый экономический перезапуск, который должен решить внутриполитические проблемы и минимизировать влияние на внешнюю торговлю. В тоже время для качественного возобновления торгово-экономических отношений между Россией и Китаем важно достигнуть не только завершения пандемии, но и реализации намерения российского правительства использовать все возможности для восстановления торговли.
Меры по оживлению экономики Китая строятся вокруг «шести стабильностей»: занятости, финансов, торговли, иностранных и внутренних инвестиций и общественного доверия к политике. Ожидается, что эти меры позволят снизить нагрузку на бизнес на 73,1 млрд долларов США в 2020 году. Вводимые правила субсидирования затронут не только крупные компании и государственный сектор, но и малые и средние предприятия (МСП). Эти правила позволят оказывать адресную поддержку и, при необходимости, продлевать срок действия вводимых мер.
В результате правительства провинций были вынуждены увеличить расходы на инфраструктурные проекты для поддержания экономического роста, поскольку Пекин поставил задачу удвоить реальный ВВП к 2020 году по сравнению с уровнем 2010 года. В результате в январе-феврале 2020 года местные органы власти продали облигаций на сумму 1,2 трлн юаней, что на 56,4 % больше, чем в прошлом году.
Давление Пекина связано с необходимостью реализации долгосрочного плана развития страны. Политическая программа Си Цзиньпина предусматривает достижение «Двух столетних целей»:
— построение процветающего общества к 2021 году — столетию со дня основания Коммунистической партии Китая;
— и построение современной социалистической страны к 2049 году, к столетию со дня основания Китая.
Что касается ситуации в Российской Федерации, то можно подчеркнуть, что российское правительство чрезвычайно быстро отреагировало на возникновение и развитие новой кризисной ситуации. Интенсивность и масштаб предпринимаемых мер оперативно нарастали, переходя от единичных к системным действиям. Можно выделить следующие основные потоки мер.
- Изменения в системе управления:
— создать в январе 2020 года Оперативный штаб по внедрению и предупреждению распространения новых коронавирусных инфекций в Российской Федерации, отраслевые оперативные штабы и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации;
— создать Координационный совет при Правительстве Российской Федерации, Комитет по укреплению экономической устойчивости и Рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-КС0У в марте 2020 года.
— создать Центр информации и мониторинга коронавирусов (Д. Н. Чернышенко) и специализированный сайт стопкоронавирус.рф в марте 2020 года.
2. Ограничения на передвижение и контакты граждан:
— запрет на регулярные и чартерные рейсы в зарубежные страны, закрытие сухопутных и водных границ, запрет на въезд иностранцев в Россию (с марта 2020 года);
— карантин для иностранных гостей, продленные праздники, продленные школьные каникулы;
— блокировка и самоизоляция с 01.04.2020 по 12.05.2020;
— ограничения на внутренние поездки внутри страны;
— обязательное ношение масок и перчаток в общественных местах и соблюдение безопасного расстояния при поездках в общественном транспорте (с 12.05.2020);
— удаленные занятия и экзамены, а также режимы удаленной работы.
3. Оживление системы здравоохранения:
— увеличение количества больничных коек и создание специализированных лечебных учреждений;
— массовое тестирование населения;
— расширение мер по защите и поощрению медицинских работников;
— стимулирование разработки вакцин;
— «мягкое» внедрение вакцинации.
4. Поддержка субъектов экономики и граждан:
— пакеты мер по устойчивому экономическому развитию экономики (постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» и от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и др.);
— Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
— в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»; дополнения в Трудовой кодекс РФ в части регулирования удаленной (дистанционной) работы (Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ);
— Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения экономики;
— дополнительные меры поддержки в 2021 г., прежде всего, семей с детьми и безработных, а также малого бизнеса.
Однако региональные власти имели право принимать решения об отмене, сохранении или усилении наиболее строгих ограничительных мер. Таким образом, ставилась задача сделать систему управления более гибкой и соответствующей местной динамике заболеваний.
Значительные финансовые ресурсы были выделены правительством на эпидемиологические меры и поддержку юридических и физических лиц. Однако оценки сильно варьируются в зависимости от метода подсчета.
Замедление темпов роста мировой экономики не могло не сказаться на китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве. Основная проблема в возникновении этого вопроса упирается в экономическую стабильность исследуемых стран. Замедление экономического роста из-за «торговой войны» и последствия эпидемии коронавируса поставили под угрозу достижение поставленной цели. Однако, даже если меры окажутся эффективными, китайско-российское торговое сотрудничество находится под давлением различных негативных факторов и не стабилизируется сразу.
В 2019 году объем торговли между Россией и Китаем увеличился и достиг более 110 млрд долларов США. Этот успех стал результатом не только новых соглашений между сторонами, но и сокращения торговли между США и Китаем на фоне продолжающейся «торговой войны». В 2019 году объем торговли между Пекином и Вашингтоном сократился более чем на 14 %.
Таким образом, хотя Россия не смогла стать полноценным заменителем США в торговле с Китаем, она выступила одним из главных бенефициаров «торговой войны». В 2019 году основными драйверами российско-китайской торговли стали поставки энергоносителей и укрепление позиций российских сельхозпроизводителей на китайском рынке. Тем не менее, спрос на рынке нефти снизился из-за длительного карантина, это привело к падению цен.
Хотя у некоторых российских компаний есть перспективы увеличения поставок, маловероятно, что общий объем экспорта российской продукции в ближайшем будущем многократно возрастет. Кроме того, Россия по-прежнему сталкивается со значительными трудностями в конкурентной борьбе с глобальными игроками.
Прогнозы об ухудшении экономических показателей в начале 2020 года появились еще в начале эпидемии коронавируса. Однако остается открытым вопрос, смогут ли Москва и Пекин сохранить высокий уровень сотрудничества, несмотря на экономические трудности.
Хотя Россия была одной из первых стран, закрывших свои границы, Китай уверен, что высокий уровень двустороннего сотрудничества может быть сохранен. Важно отметить, что закрытие границ рассматривается в Китае как проблема коммуникации между Пекином и российским правительством. С другой стороны, замедление экономической активности Китая в начале 2020 года может иметь более серьезные последствия от реализации положений торгового соглашения между Китаем и США. Эта реализация может заметно усилить позиции США на китайском рынке и еще больше ослабить позиции России, когда китайская экономика оправится от чумы.
В результате торгово-экономические отношения между Россией и Китаем зависят не только от эпидемиологической ситуации в Китае и мире, но и от ряда политических факторов. Однако Россия находится в сильной позиции. Анализ сообщений китайской прессы показывает, что за последние годы отношения между Москвой и Пекином накопили достаточную силу. Сегодня эта сила является важным ресурсом.
Быстрый переход китайско-российских торговых отношений к росту после окончания вспышки коронавируса и выравнивание результатов китайско-американского торгового соглашения будет зависеть от способности нового российского правительства использовать маржу сильного в двусторонних отношениях. Однако наибольший успех будет достигнут в том, чтобы смена правительственных элит как в Москве, так и в Пекине не привела к остановке диалога между Россией и Китаем. Как в Китае, так и в России рассматриваются механизмы противодействия новым угрозам, в рамках которых экономические отношения организуются для укрепления здоровья населения в обеих странах и разрабатываются меры, помогающие предотвратить повторение новых инфекций в будущем.
Литература:
- Что такое пандемия согласно Всемирной организации здравоохранения. — Текст: электронный // tass.ru: [сайт]. — URL: https://tass.ru/info/7952651 (дата обращения: 28.02.2023).
- Социально-экономические последствия пандемии в 2021 году. — Текст: электронный // Сайт правительства России: [сайт]. — URL: http://government.ru/support_measures. (дата обращения 27.01.2023)
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями) (дата обращения 27.01.2023)
- Исследования в области экономики в условиях пандемии. — Текст: электронный // Росконгресс: [сайт]. — URL: https://roscongress.org/materials/issledovanie-vliyaniya-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-biznes-/ (дата обращения 27.01.2023)
- Байчоров. А. М. Китаизация. Последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке / А. М. Байчоров. — М.: Международные отношения, 2021. — 192 c.
- Гуреева М. А. Экономическая безопасность государства. Противодействие спектру угроз — от материально-вещественных до информационно-цифровых / Москва — 2021. (2-е издание) — 341с.
- Скобцова А. С. Вопросы оценки экономической безопасности государства / А. С. Скобцова. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научный вестник, 2021. — 10 c.
- Шафиева А. Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ / А. Р. Шафиева // Вестник современных исследований. 2019. № 1.5 (28). С. 325–328.
- Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/info/7952651 (дата обращения 27.01.2023).
- World Bank. 2021. Global Economic Prospects, January 2021. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-1612-3
- Worldometers 2020. URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/#countries; Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения. URL: https://population.un.org/wpp/; Счетчик населения Земли. URL: https://countrymeters.info/ru/World (дата обращения 27.01.2023).