Образ жизни и его качество у студентов-медиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Бондарева, А. Ю. Образ жизни и его качество у студентов-медиков / А. Ю. Бондарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68817/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: здоровый образ жизни, качество жизни, студенты-медики.

Здоровье человека во многом зависит от образа жизни. В современном мире, где часто меняются социальные и экономические условия жизни, проблема здоровья молодого поколения является особенно актуальной. По данным министерства здравоохранения Республики Казахстан основное бремя неинфекционных заболеваний в стране составляют: малоподвижный образ жизни, избыточная масса тела, повышенное содержание холестерина в крови, недостаточное потребление фруктов и овощей, повышенное артериальное давление, табак и алкоголь [1].

Здоровье человека и отношение к основным навыкам ЗОЖ зависят от ценностных ориентаций, нравственного и социального опыта, а также мировоззрения молодых людей. Студентами не всегда адекватно оценивается образ их жизни, считая его либо здоровым, либо нейтральным, то есть, не приносящим вреда своему здоровью, не отдавая себе отчёта в том, что даже нерегулярное курение, употребления алкоголя, отсутствие режима дня, несоблюдение гигиены сна, неправильное питание наносят вред организму индивидуума [2].

Формированию здорового образа жизни может предшествовать такой мотив, как самосохранение. Отношение молодых людей к вредным привычкам может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное самосохранительное поведение направлено на сохранение и укрепление здоровья человека. Негативное поведение наоборот направлено на разрушение здоровья [3,4].

По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами.

Изначально качество жизни концентрировалось на таких аспектах жизни как материальное благосостояние, здоровье населения, обновление городской и сельской инфраструктуры. Но позднее оно стало рассматриваться под более широким углом зрения, т. е. в контексте обеспечения жизнеспособности человека и общества, и подразумевает составную часть социального идеала, который необходимо достигнуть, ориентируясь при этом на новые отношения между людьми и гармонию социальных и духовно-культурных ценностей [5].

Цель: Изучить качество и образ жизни студентов НАО МУК, обучающихся на первых и выпускных курсах.

Материал иметоды исследования

В исследовании приняли участие 400 студентов, среди которых было 265 (66,3 %) девушек, 135 (33,7 %) юношей. Средний возраст всех студентов составил 19±2,4 года. Диапазон 16–28 лет. Основная масса студентов относится к возрастной группе до 19 лет (57,7 %). Для изучения образа жизни и его качества у будущих врачей было проведено анонимное анкетирование. Анализ образа жизни студентов осуществлялся с использованием самостоятельно разработанной анкеты. Качество жизни студентов оценивалось с помощью русскоязычной версии опросника WHOQOL-BREF (SF‑26).

Результаты иобсуждение

Результаты исследования показали, что 58,4 из 100 первокурсников и 61,3 из 100 выпускников не соблюдают режим дня. Соблюдение режима дня — одно из основных условий для сохранения здоровья, сил и высокой работоспособности молодых людей. Для студентов важно правильно и рационально планировать свой распорядок дня.

Физические нагрузки являются одним из компонентов здорового образа жизни. Систематические и адекватные физические нагрузки благоприятно влияют на организм и помогают лучше переносить психологические и умственные нагрузки во время учёбы. Исследование показало, что подавляющее число студентов-медиков не занимаются спортом. Поддерживают активный образ жизни только 43,0 из 100 юношей и 43,4 из 100 девушек, обучающихся на 1 курсе, среди выпускников всего 45,2 и 23,0 из 100 юношей и девушек. Выявлена прямая слабая корреляционная зависимость между курсом и выполнением физических упражнений =+0,43 (p>0,05). Это свидетельствует о том, что курс не влияет на регулярность выполнения физических упражнений среди студентов.

Большинство студентов во время учёбы живут отдельно от родителей, поэтому из-за нехватки времени на приготовление пищи, в меню молодых людей появляются пища быстрого приготовления. Как показало исследование, большинство студентов не считают своё питание рациональным ̶ 60,5 из 100 опрошенных девушек-первокурсниц, 71,4 и 51,3 из 100 юношей и девушек, обучающихся на 4–5 курсах. Анализ анкет показ, что 11,8 и 8,5 из 100 анкетируемых юношей и девушек 1 курса не соблюдают кратность приёма пищи (таблица 1). Молодые люди начинают больше обращать внимание на кратность своего питания с увеличением курса обучения.

Таблица 1

Кратность приема пищи студентами МУК

Группы

1

2

3

4

5

Итого

1 курс

9,7

24,8

41,1

20,8

3,6

100

Юноши 1 курс

11,8

17,2

46,2

21,5

3,3

100

Девушки 1 курс

8,6

29,6

37,5

20,4

3,9

100

4–5 курсы

-

20,6

49,7

24,5

5,2

100

Юноши 4–5 курсы

-

30,9

42,8

19,2

7,1

100

Девушки 4–5 курсы

-

16,8

52,3

26,5

4,4

100

Курение является одним из основных факторов, наносящих вред здоровью. Анализ анкет показал, что большую часть составляют некурящие студенты. Большинство курящих 40,4 из 100 анкетируемых составляют юноши 4–5 курсов (рис 1).

Рис. 1. Распространение курения среди студентов МУК

Следующим фактором риска для здоровья является неумеренное потребление алкоголя. Как показало исследование 43,0 из 100 юношей и 17,1 из 100 девушек 1 курса, и 54,7 и 33,6 из 100 юношей и девушек 4–5 курсов употребляют алкоголь. Из числа ответивших положительно студентов преобладающее количество респондентов употребляют алкоголь раз в месяц или реже (83,3 из 100 респондентов 1 курса, 80,3 из 100 опрошенных студентов 4–5 курсов).

Исследование показало, что средняя оценка качества жизни у студентов-медиков составила 63,6±2,3.

У молодых людей во всех сферах полученные баллы соответствуют хорошему и очень хорошему качеству жизни. В сферах «Физическое здоровье» и «Психологическое благополучие» у студентов 1 курса баллы соответствуют более высоким показателям, чем у выпускников (таблица 2). К снижению физического здоровья и психологического благополучия могут привести следующие факторы: несоблюдение режима дня, режима труда и отдыха, недостаточное количество времени для отдыха, неудовлетворенность качеством и длительностью ночного сна.

Таблица 2

Оценка качества жизни студентами МУК (в баллах)

1 курс

Сферы

4–5 курсы

54,3

Физическое здоровье

53,0

70,1

Психологическое благополучие

66,9

58,7

Социальные отношения

73,3

64,8

Окружающая среда

67,8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенчество является носителем инновационных идей, составляющий стратегический ресурс политического, экономического и социокультурного развития общества. В образе жизни студентов часто наблюдается отсутствие заботы о своём здоровье, которое выражается в систематическом недосыпании, гиподинамией, нерациональным питанием и наличием вредных привычек. Негативные последствия, накапливаясь в течение всего периода обучения в университете, оказывают существенное влияние на здоровье молодых людей.

Литература:

  1. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020–2025 годы // Әділет.URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/zdravoohranenie/id-P1900000982/ (дата обращения: 10.03.2020).
  2. Әзірбаева П. С. Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи / П. С. Әзірбаева, Ж. Ж. Нургалиева, Г. Н. Чуканова // Медицинский журнал Западного Казахстана. ̶ 2018. ̶ № 57 (1). ̶ С. 15̶ 21.
  3. Мархоцкий Я. Л. Валеология. — 2-е издание. — Минск: Высшэйшая школа, 2010. — 286 с.
  4. Ивахненко Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения / Г. А. Ивахненко // М. ̶ 2006. ̶ С. 79–80.
  5. Лазаревич Н. А. Социально-экологические аспекты качества жизни / Н. А. Лазаревич // Труды БГТУ. ̶ 2014. ̶ № 5. ̶ С. 99–101.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, девушка, здоровый образ жизни, качество жизни, студент, студент МУК, юноша, WHOQOL-BREF, психологическое благополучие, физическое здоровье.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

Гигиена студентов медицинских вузов

В статье автор выявляет роль соблюдения гигиены для формирования здорового образа жизни студентов-первокурсников медицинских вузов.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Здоровьесбережение в вузе

В статье рассматриваются основные направления вуза по формированию навыков здорового образа жизни обучающихся, формированию и поддержанию физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Значимость физических упражнений для формирования здорового стиля жизни студентов

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Здоровый образ жизни в студенческой молодёжной среде: понятие и основные положения

В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

Гигиена студентов медицинских вузов

В статье автор выявляет роль соблюдения гигиены для формирования здорового образа жизни студентов-первокурсников медицинских вузов.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Здоровьесбережение в вузе

В статье рассматриваются основные направления вуза по формированию навыков здорового образа жизни обучающихся, формированию и поддержанию физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Значимость физических упражнений для формирования здорового стиля жизни студентов

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Здоровый образ жизни в студенческой молодёжной среде: понятие и основные положения

В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.

Задать вопрос