В статье рассматриваются особенности несовершеннолетнего преступника с точки зрения возрастной и психической зрелости.
Ключевые слова: несовершеннолетний, преступление, возраст уголовной ответственности.
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 определяет, что 2018–2027 годы являются в России Десятилетием детства [3]. Государством предпринимаются различные шаги, направленные на поддержку материнства и детства, улучшение демографической ситуации в стране. В последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ намечены пути совершенствования политики государства по поддержке материнства и детства, в том числе материальной. При анализе динамики преступности за 2006–2017 годы наблюдается официальное снижение уровня преступности несовершеннолетних, так, если в 2006 г. несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 150 300 преступлений, то в 2011 г. — 71 900, а в 2017 г. — 42 504 преступлений. Указанные показатели преступности указывают на эффективную профилактическую работу правоохранительных органов среди подрастающего поколения [9]. Многие ученые считают, что падение уровня преступности несовершеннолетних связан с неблагоприятными тенденциями в социально-демографической сфере, результатом чего является снижение уровня рождаемости в 1990-х и начале 2000-х гг., кроме того на показатели преступности несовершеннолетних влияют еще и законодательные и административно-управленческие решения, направленные на сокращение несовершеннолетних осужденных, а в некоторых случаях причиной снижения уровня преступности несовершеннолетних является низкая эффективность работы и непрофессионализм сотрудников правоохранительных органов, равно как и низкое качество ряда уголовно-правовых норм, что не позволяет должным образом осуществлять реализацию уголовной ответственности несовершеннолетних.
Эффективность противодействия преступности несовершеннолетних в настоящее время не может быть признана удовлетворительной, что подтверждается, в том числе, показателями рецидива преступлений, совершаемых несовершеннолетними, осужденными условно, освободившимися из воспитательных колоний, а также специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, который, по данным современных исследований, достигает свыше 50 % [5, с. 41; 7, с. 138].
Научный интерес к вопросам ответственности и наказания несовершеннолетних не ослабевает с течением времени [8]. С момента вступления в законную силу Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [1] было проведено достаточно большие количество научных исследований в сфере уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Однако существующая в настоящее время совокупность уголовных норм, определяющих процесс назначения и исполнения уголовного наказания несовершеннолетних, весьма декларативна и запутанна. Складывается впечатление, что не только УК РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее — УИК РФ) [2], но и современная российская уголовная политика в целом порой не учитывают несовершеннолетних как особого субъекта уголовно-правовых и уголовно-исполнительных правоотношений. Российское законодательство не содержит виды наказания, которые могут быть применены только к несовершеннолетним, не имеется и альтернатива применению наказания. Система наказаний, закрепленная в УК РФ с некоторыми исключениями применяется ко всем преступникам, в том числе и несовершеннолетним. Данная система наказаний в отношении несовершеннолетних строится по «остаточному» принципу. Наверное, по этим же причинам выделить на уровне отдельной главы или даже раздела Особенной части УИК РФ строго обособленную группу норм, регламентирующих особенности исполнения в отношении несовершеннолетних всех возможных мер уголовно-правового воздействия, является достаточно трудной задачей, результат решения которой вряд ли будет бесспорным.
Последнее десятилетие актуальной задачей российской правовой системы является разработка института ювенальной юстиции. Признавая в целом необходимость построения системы ювенальной юстиции и применения концепции «восстановительного правосудия» [4], законодатель не закрепляет механизмов и пределов снисхождения к несовершеннолетним с учетом их особого правового статуса (в данном случае приемы, применяемые в общем порядке ко всем преступникам: сократить сроки или размеры, ограничить применение и т. п. не рассматриваются как особые исключения), кроме того законодательство не определяет характер и степень такого снисхождения к несовершеннолетним. В результате правовая регламентация уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних в действующих УК РФ и УИК РФ выглядит фрагментарной, противоречивой и даже несколько примитивной, в особенности по сравнению с зарубежным законодательством некоторых стран (Казахстана, Белоруссии и др.) [6, с. 71]. В случае признания несовершеннолетнего преступника особым субъектом уголовно-правовых отношений, законодателю необходимо решить принципиальные в юридическом плане вопросы: о понятии и содержании уголовной ответственности несовершеннолетних, целях, видах и формах реализации, их технико-юридического оформления, необходимого инструментария дифференциации и индивидуализации, конкретизации статуса несовершеннолетнего субъекта ответственности в правоотношениях с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания и пр..
Методы уголовно-правового регулирования сегодня являются достаточно эффективным средством противодействия преступности. В связи с этим современное общество нуждается в правовой регламентации всего комплекса мер уголовно-правового воздействия, применяемого к несовершеннолетним преступникам.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ): федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в ред. от 8 февраля 2020 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4393; 2020. № 8. Ст. 916.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ): федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ в ред. от 27 декабря 2019 г. // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198; 2019. № 52 (часть I). Ст. 7812.
- Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 23. — Ст. 3309.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 23. — Ст. 2994.
- Арямов А. А., Бодаевский В. П., Морозов Н. И. и др. Разрешение уголовно-правовых конфликтов, инициированных несовершеннолетними. М., 2017. — С. 41–45.
- Козаченко И. Я., Козаченко Е. Б. Несовершеннолетие: уголовно-правовая индульгенция или льгота милосердия? // Актуальные проблемы применения уголовно-правовых мер в отношении несовершеннолетних: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. Ф. Лапшин. Вологда, 2012. — С. 71–86.
- Ларионова Н. Я., Невский В. В. Уголовно-исполнительное законодательство о несовершеннолетних: проблемы и пути их решения. М., 2016. С. 138.
- III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление», состоявшегося 21–23 ноября 2017 г. в Академии ФСИН России, в той или иной степени касались проблематики несовершеннолетних правонарушителей // URL.: http://www.forum.fsin.su/history/forum_2017 (дата обращения: 31.08.2018).
- Состояние преступности в России // URL: https://мвд.рф (дата обращения: 31.08.2018).