В данной статье рассматривается иерархия гарема Османской империи. Статус матери султана, его жен и фавориток. Занятие и воспитание девушек в гареме, повседневный образ жизни, внешний вид и питание.
Ключевые слова: Османская империя, гарем, девушки, рабыни, султан.
Изначально слово «гарем» имело значение чего-то отделенного и запретного, чаще всего данное слово употреблялось как запрет для щепетильных тем, со временем слово «гарем» приобретает новое значение, особенно в Османской империи. Гарем у османов представлял из себя женскую половину дома, которая по оценкам многих историков являлась намного роскошнее и больше в отличие от мужской части. Ошибочным будет сравнивать Османский гарем с публичными домами в Европе. Гарем в Османской империи являлся основным залогом и стабильностью государственной власти, благодаря ему продолжался род династии. [1]. Переходя к структуре гарема стоить отметить, что это целое отдельное государство с четкой иерархической структурой, рядом обязанностей и требований к девушкам.
Главой женской половины Османского дома являлась валиде султан — мать правящего султана. Этой женщине не только подчинялся весь гарем, но и зачастую с ней был вынужден считаться сам Повелитель. Валиде султан, могла стать, как законная жена султана, так и его фаворитка. Все зависело от очередности престолонаследников, а так как у султана их было много, не редко между ними были распри, вражда и интриги, ведь каждая из женщин султана мечтала посадить на трон именно своего сына и стать в гареме в будущем валиде султан. Каковы же были основные функции данной должности?
- Являлась высшим гаремным авторитетом, разбирала споры и конфликты, возникающие между жёнами и наложницами султана (своего сына), за ней всегда оставалась последнее слово.
- Занималась вместе со своим помощником материальным обеспечением гарема.
- Организовывала развлечения в гареме, являлась законодательницей в области моды, искусства и музыки в гареме.
Следующей в иерархии гарема и опорой власти валиде султан являлась ее главная хазнедар — казначей гарема. В ее главные обязанности входило докладывать своей госпоже про всех и вся, а также вести расходы. Еще одной из главных функций, которую вела хазнедар, — это отбор наложниц для султана, нетрудно догадаться, что такого рода обязанность давала ей немалую власть над другими. Многие стремились завоевать доверие главного казначея гарема нередко девушки подкупали ее, чтобы та помогла им попасть в покои к султану.
Следующими после хазнедар в гареме стояли кадины-эфенди «хасеки» — официальные жены султана. По сравнению с простыми наложницами жены были на более выгодном счету, они обладали отдельными покоями, служанками и евнухами. Чаще всего наследниками султаната являлись их дети. Если с одной из жен султана, что-то случалось, за освободившееся место сразу же начиналась борьба. Ведь являясь женой султана в будущем было бы гораздо проще приблизиться к власти по сравнению с простой наложницей. После кадин-эфенди шли просто кадины именно из них в будущем появлялись женами султана, эти девушки были либо беременны, либо уже родили наследника. Обладали фактически теми же правами в гареме, что и кадины-эфенди. За кадинами в гареме следовали имбали — фаворитки султана, девушки которым удалось привлечь внимание. Верхушку рабынь в гареме составляли калфы — опытные женщины, прожившие всю жизнь в гареме. К сожалению, продвинуться по карьерной лестнице султанского гарема у них не было уже не малейшего шанса, но и покинуть его они не могли. Калфы активно вели хозяйство в гареме отвечали за закупку продуктов, руководили рабынями, обучали вновь прибывших девушек в гарем, так как сами все знали и прошли не легкую гаремную школу жизни. Забавно, но имущество умерших жен или фавориток отходило именно калфам, ведь те в свою очередь когда то воспитали послушных и хороших жен султану, но если умирала калфа, то ее имущество переходило в казну султана. Самой низшей ступенью в гареме являлись обычные рабыни у которых каждый день было много дел: готовка, уборка и прислуживание [2].
Рис. 1. Антуан — Игнас Меллинг, «В гареме султана» 1810 г.
Каким же образом девушки попадали в гарем? На этот вопрос очень легко ответить — рынок рабов. На Востоке было огромное количество подобных рынков, где продавали девушек захваченных, например во время военных компаний (Греции, Австрии, Италии, Венгрии и т. д.). Еще один способ пополнения живым товаром рынка рабов являлись пиратские судна, которые грабили корабли на море и обращали девушек в рабынь. Не стоит забывать и про османских «агентов», которые выискивали по Османской империи красивых девушек обманом они заманивали их, а затем похищали в гарем. Было и такое, что семья из-за трудного финансового положения сама передавала своих дочерей рабовладельцам, продавая, например одну из своих дочерей [3]. Оказавшуюся в гареме девушку немедля обращали в мусульманство, так как в гареме должны были находится только мусульманки. У невольницы развивали таланты к пению и танцам. Рабыня обязательно должна была владеть знаниями Корана и прочими науками, хорошо владеть турецким языком, но главное, уметь доставить радость Повелителю.
Рис. 2. Фредрик Лейтон, «Звезда гарема» 1880 г.
Девушки в гареме, без исключения, всегда должны были следить за собой. Надевать самые роскошные наряды из индийского шелка, покрывать себя золотом, драгоценными камнями и жемчугами, было в порядке вещей. Питались рабыни султана в основном рыбой, мясом, рисом и фруктами, пили сладкие щербеты и соки, разрешалось курить кальян.
Рис. 3. Жан Леон Жером, «Бассейн в гареме» 1875 г.
Дни рабынь в гареме проходили около бассейна или на софах, где они вели томные беседы друг с другом о нарядах или косметике, наложницы могли прихорашиваться днями напролет, надеясь на то, что в скором времени Повелитель позовет именно ее к себе. Не стоит оставлять без внимания и гаремные интриги, ведь такое количество жаждущих женщин султана, и власти, которую он мог дать, не могли не породить их.
Многие мужчины в Османской империи были бы не против связать свою жизнь с девушкой из османского гарема, ведь те, были не плохо обучены и очень красивы. По достижению тридцатилетнего возраста в гареме девушкам предоставлялась такая возможность выйти замуж за обеспеченного пашу, даруя рабыне свободу, султан мог благодаря ее союзу обрести благополучные и выгодные связи для себя.
Как ни странно, но положение рабыни для многих девушек было более предпочтительнее, чем свобода, надеясь на то, что когда-нибудь она сможет стать госпожой, многие из них были даже рады своей доле в гареме. Во время своего путешествия Жерар де Нерваль решил сделать благое дело и даровать купившей у рабовладельца девушке свободу, и вот что он услышал в ответ на свои слова:
«— Свободна! — сказала она. — И чем прикажете мне заниматься? Свободна! Куда мне идти? Лучше продайте меня обратно Абд-аль-Кериму.
— Но, дорогая моя, не в правилах европейца продавать женщин, получать деньги таким образом бесчестно.
— Как же быть? — сказала она, плача. — Разве я смогу заработать себе на жизнь? Ведь я ничего не умею!
— Может быть, ты пойдешь в услужение к какой-нибудь даме, исповедующей ту же религию?
— Я? В услужение? Ни за что. Продайте меня. Меня купит мусульманин — шейх или паша. Я смогу стать госпожой! Вы хотите со мной расстаться... Отвезите меня на рынок.
Что за необычная страна, где рабы не желают быть свободными! Однако я знал, что рабыня права»... [1].
Жизнь в гареме, безусловно, нельзя назвать безоблачной, интриги, конфликты, борьба за власть и внимание султана, но все же по сравнению с бедностью и бесперспективной жизнью, второй вариант казался намного страшнее, чем первый.
Литература:
- Жерар де Нерваль, «Путешествие на Восток», сокр. пер. с фр. Москва, «Наука», 1986
- Робер Мартран, «Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного», пер. с фр., Москва, «Молодая гвардия», 2006
- Шапи Казиев, «Повседневная жизнь восточного гарема», Москва, «Молодая гвардия», 2006