Рыночная экономика и ее функции в современной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 19.03.2020

Статья просмотрена: 3245 раз

Библиографическое описание:

Панова, А. С. Рыночная экономика и ее функции в современной экономике / А. С. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68201/ (дата обращения: 26.04.2024).



Рынок — это историческая категория, которая у многих ассоциируется с местом торговли или рыночной площади. Но если рассматривать данное определение со стороны государства, то можно утверждать, что рынок в современном мире имеет большой вес в экономическом понимании. Экономика развитых стран имеет большую зависимость от рынка, как внутреннего, так и внешнего. Рыночная экономика, будучи общей экономической системой, развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обуславливает общую природу рыночной экономики, она в свою очередь, имеет свои слабости и недостатки, и по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, так как экономика любой страны не может быть представлена без рынка.

Система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок — называется рыночная экономика. Она направлена на удовлетворение общественных потребностей, распределение ресурсов и формирование пропорций. Рыночное движение потребительских благ и услуг, соответствующий ему перелив ресурсов, образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Раскроем понятие рынка и рыночной экономики.

Если рассматривать рынок многогранно и более обобщенно, то можно утверждать, что рынок — это экономическая категория, где есть совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а так же торговли посредниками. Данная экономическая категория отражает экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивает обмен продуктами труда.

Соответственно мы можем сделать вывод, что сущность рынка многозначна. Во-первых, рынок обозначает сбыт, который осуществляется в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Во-вторых, не надо забывать, что рынок — это система экономических отношений между людьми.

Следующим шагом нашего исследования будет раскрытие понятия рыночной экономики и выявление связи между понятием «рынок» и «рыночная экономика».

Предпосылками рыночной экономики является общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.

Б. А. Райсберг в «Курсе экономики» отмечает, что рынок, его экономика строятся на основе одних и тех же законов и принципов, и считает экономику и рынок синонимичными понятиями. По его мнению рыночная экономика — это всего лишь более широкое понятие рынка [1].

О. Ю. Мамедов утверждает, что рыночная экономика — это система, в которой главную роль регулятора экономических отношений играет рынок [2].

«Современный экономический словарь» трактует понятие рыночной экономики, как экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночного ценообразования, договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами [3].

На основании всего вышеперечисленного, мы можем с уверенностью сказать, что рыночная экономика стремиться удовлетворить растущие потребности при ограниченных возможностях наиболее корректным оптимальным способом. Кроме того, мы можем с уверенностью утверждать, что рыночная экономика представляет собой экономическую систему, в центре которой находится рынок.

К функциям современной рыночной экономики смело можно отнести:

  1. Ценообразующая функция — соотношение спроса и предложения, влияющие на цены. Иными словами, цена образуется по итогу сделки и представляет собой баланс между затратами производителя и полезностью товара или услуги для потребителя. Соответственно, если товар был произведен, но не представляет большой ценности для потребителя, то и цена на него будет не намного выше себестоимости. Простым примером для нашего региона может служить ОМК. Производство металла идет в постоянном объеме, но стоимость его периодически меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от изменяющегося спроса потребителя.
  2. Контролирующая функция — это та функция, которая предоставляет информацию о конечных результатах производства. Смысл этого контроля заключается в том, что выявляется информация о соответствии количества и качества товаров и услуг, представленных производителями для нужд потребителей.
  3. Посредническая функция — выражается в том, что рынок в своем лице выступает посредником в отношениях между производителями и потребителями. Иными словами, рынок предоставляет для потребителя всю информацию о производителях товара, тем самым давая возможность выбора, чтобы найти более выгодный вариант для совершения сделки купли-продажи. Для Белгородской области данная функция актуальна, так как один и тот же товар производят разные организации (молочный комбинат, хлебозавод, металлопрокат и тд.) и потребитель имеет большой выбор возможных поставщиков.
  4. Стимулирующая функция — это стимулирование производителя на создание новых способов удовлетворения общественных потребностей через производство. Данная функция, можно сказать, вытекает из посреднической, так как имея информацию о продавцах и производителях потребитель может выбирать более оптимального для себя поставщика. Этот выбор потребителей стимулирует производителя привлечь к себе покупателя за счет снижения цен, либо производства новых товаров, снижения себестоимости производства. Как уже указывалось выше, в нашей области много поставщиков одного товара и данная функция подталкивает их завлекать потребителей, а каким образом — решает производитель (акции, снижение цен, выпуск новых товаров и тд.).
  5. Информационная функция — собирает информацию об изменениях цен на продукты и ресурсы. В современных условиях рынка происходит постоянное изменение цен, поэтому необходима объективная информация о потребляемом количестве товаров, его ассортименте, качестве благ, которые предоставляет рынок. Цены -это своего рода сигналы, которые содержать детальную информацию, необходимую всем субъектам экономики, ведущим хозяйственную деятельность.
  6. Функция экономичности — это соотношение затрат на приобретение товара относительно объема заработной платы населения. Проще говоря, спрос на прямую зависит от доходов населения. Если нет средств, то покупатель будет сокращать необходимость в продукте. Простым примером могут служить спад экономики в 2000 годах, когда заработная плата не выплачивалась вовремя, покупательская способность в области была низкая и соответственно производство продуктов и услуг было низким.
  7. Регулирующая функция — это функция, которая стремиться к созданию баланса между спросом и предложением относительно цены и объема. Иными словами, данная функция регулирует объем производимого товара и цены на него, отталкиваясь от спроса на рынке. Если спрос на молочную продукцию не велик, то МК «Авида» не будет производить большие объемы, так как товар скоропортящийся, а металлургические комбинаты сократят объемы, так как для продукции потребуются склады, за которые надо платить.
  8. Интегрирующая функция — это объединение сферы производства и сферы потребления. Данная функция актуальна для Российской Федерации. На сегодняшний момент суть процесса заключается в том, что регионы могут заключать между собой экономические соглашения с целью создания благоприятных условий и активного функционирования единого всероссийского рынка. Старый Оскол может быть примером самодостаточного города — здесь представлена металлургия, строительная промышленность, текстильная промышленность, обширное производство продуктов питания, развитая медицинская сеть и довольно обширная сфера услуг (тур агенство, ателье, строительные и ремонтные фирмы и т.д.).

Целью нашего исследования было определение понятия «рыночная экономика», изучение её структуры, механизма и основных функций. Как удалось выяснить, рыночная экономика представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, наличие которых обуславливается определенными общественными условиями. Исторический опыт показывает преимущество рыночной экономики над традиционной или централизованной экономической системой. Существующая структура рыночной экономики делает её наиболее благоприятной и эффективной при решении главных экономических вопросов. Изучая понятие рыночной экономики мы выяснили, что она не является идеальной системой и имеет ряд серьезных недостатков, таких как монополизация, стихийность, нестабильность, отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей среды), но несмотря на эти недостатки рыночная экономика является наиболее эффективным механизмом.

Литература:

  1. Б. А. Райсберг . курс экономики // экономика. — 1997. — № 3456. — С. 56-60.
  2. О. Ю. Мамедов. Современная экономика // — 2019. — № 5. — С. 165-170.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
Основные термины (генерируются автоматически): рыночная экономика, рынок, функция, изменение цен, информация, объем, отношение, потребитель, современная рыночная экономика, экономическая категория.


Похожие статьи

Определение понятия рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Также, рыночная экономика раскрывает возможности на мировом хозяйстве. Региональный рынок — есть доля национального рынка, а национальный — доля мирового. Рыночная экономика помогает человеку добавить в свои нормы морали несколько новых (рыночную...

Состояние современной экономики | Статья в журнале...

Если говорить подробно о рыночной экономике, то следует сказать, что это экономика, в которой решения, касающиеся инвестиций, производства и распределения, основаны на спросе и предложении, а цены на товары и услуги определяются свободной системой цен.

Цена и современные механизмы ценообразования

Цена — это неотъемлемая часть рыночной экономики.

Цена — это фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен

Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов.

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Развитие рыночных экономических преобразований в России, оказывает не равнозначное

Традиционно категория взаимодействия спроса и предложения встречается только в

Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.

Применение методов ценообразования в рыночной экономике

Цена играет основную роль в концепции рыночного механизма и считается беспристрастной экономической категорией, т. е. инструментарием, который функционирует только на базе экономических законов.

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Цена — это неотъемлемая часть рыночной экономики. Это инструмент рыночной конкуренции, а, как известно, конкуренция порождает

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале... Такой вид конкуренции особенно отрицательно влияет как на рынок, так и...

Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике

В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике. Ключевые слова: конкуренция, рынок, потребитель, производитель.

Методы ценообразования и их использование на высоко...

Большое количество исследований и публикаций посвящено современным методам ценообразования на

Цена как фундаментальная экономическая категория представляет собой такой объем денежных средств

Рыночные методы учитывают рыночную конъюнктуру.

Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в экономике...

В условиях рыночной экономики создатели туристского продукта должны иметь обоснования уровня цен на тот или иной туристский продукт. С данной целью на основе маркетинговых исследований разрабатывается политика цен, которая является существенным элементом...

Похожие статьи

Определение понятия рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Также, рыночная экономика раскрывает возможности на мировом хозяйстве. Региональный рынок — есть доля национального рынка, а национальный — доля мирового. Рыночная экономика помогает человеку добавить в свои нормы морали несколько новых (рыночную...

Состояние современной экономики | Статья в журнале...

Если говорить подробно о рыночной экономике, то следует сказать, что это экономика, в которой решения, касающиеся инвестиций, производства и распределения, основаны на спросе и предложении, а цены на товары и услуги определяются свободной системой цен.

Цена и современные механизмы ценообразования

Цена — это неотъемлемая часть рыночной экономики.

Цена — это фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен

Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов.

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Развитие рыночных экономических преобразований в России, оказывает не равнозначное

Традиционно категория взаимодействия спроса и предложения встречается только в

Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.

Применение методов ценообразования в рыночной экономике

Цена играет основную роль в концепции рыночного механизма и считается беспристрастной экономической категорией, т. е. инструментарием, который функционирует только на базе экономических законов.

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Цена — это неотъемлемая часть рыночной экономики. Это инструмент рыночной конкуренции, а, как известно, конкуренция порождает

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале... Такой вид конкуренции особенно отрицательно влияет как на рынок, так и...

Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике

В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике. Ключевые слова: конкуренция, рынок, потребитель, производитель.

Методы ценообразования и их использование на высоко...

Большое количество исследований и публикаций посвящено современным методам ценообразования на

Цена как фундаментальная экономическая категория представляет собой такой объем денежных средств

Рыночные методы учитывают рыночную конъюнктуру.

Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в экономике...

В условиях рыночной экономики создатели туристского продукта должны иметь обоснования уровня цен на тот или иной туристский продукт. С данной целью на основе маркетинговых исследований разрабатывается политика цен, которая является существенным элементом...

Задать вопрос