Статья раскрывает сущность систем активной безопасности, принципы их работы и выполняется сравнительный анализ приведенных систем.
Ключевые слова: системы активной безопасности, БДД.
В статье Молодой ученый № 10 (300) март 2020 года «Анализ существующих безопасностей автотранспортных средств» рассказывалось о конструктивных безопасностях в совокупности, в данном случае рассматривается первое из направлений, которым является активная безопасность [1].
Раскрывая сущность активной безопасности, хочется отметить, что данная безопасность нацелена на предотвращение ДТП, а именно в значительной мере снижать вероятность его возникновения. Фазой активной безопасности является начальный этап ДТП, проявляется это тогда, когда водитель в состоянии изменить характер движения автомобиля [2].
Активная безопасность, как и любая безопасность, включает в себя соответствующие системы, которые в свою очередь снижают уровень ДТП. Такими являются: антиблокировочная система тормозов; антипробусковочная система; система курсовой устойчивости; система распределения тормозных усилий; система экстренного торможения; электронная блокировка дифференциала.
Антиблокировочная система (рис.1) это система, которая предотвращает блокировку колес при торможении. При торможении автомобиля блокируется одно или несколько колес, вследствие чего начинают скользить по поверхности. Антиблокировочная система ослабляет давление в соответствующей тормозной магистрали, и колеса вновь начинают вновь вращаться. Данная система непрерывно контролирует вращение колес и производит разблокировку их при необходимости, также она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр [3].
Рис. 1. Антиблокировочная система
Антипробусковочная система (рис.2) предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колес. Сама по себе система включает в себя две функции: электронная блокировка дифференциала и управление крутящим моментом двигателя. Для приведения данной системы в работоспособное состояние используется насос обратной подачи и электромагнитные клапаны на каждое из ведущих колес в гидравлическом блоке. Управление системой осуществляется за счет соответствующего программного обеспечения, включенного в блок управления соответствующей системы. В своей работе блок управление системы взаимодействует с блоком управления двигателем [4].
Рис. 2. Антипробусковочная система
Система курсовой устойчивости предназанчен6а для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации. Данная система позволяет удерживать транспортное средство в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения, а именно: разгон, торможение, движение по прямой, в поворотах и при свободном качении [5].
Рис. 3. Система курсовой устойчивости
Система распределения тормозных усилий предназначена для предотвращения блокировки колес за счет управления тормозным усилием задней оси. В настоящее время, у большинства автомобилей нагрузка приходящаяся на заднюю ось намного меньше, чем на передней. Вследствие чего возникает необходимость осуществить так называемый баланс, то есть распределить нагрузку, поэтому данная система позволяет сохранять курсовую устойчивость, осуществляя блокировку передних колес в первую очередь, после чего блокируются задние колеса [6].
Рис. 4. Система распределения тормозных усилий
Система экстренного торможения предназначена для наиболее эффективного использования тормозов в экстренной ситуации. Данная система позволяет сократить тормозной путь в среднем на 15–20 %. Это фактически в большинстве случаев может предотвратить ДТП, а также уменьшить ее последствия. Данную систему можно разделить на две подсистемы торможении: помощи при экстренном торможении и автоматического экстренного торможения [7].
Рис. 5. Система экстренного торможения
Электронная блокировка дифференциала предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колес при трогании автомобиля с места, а также разгоне на скользкой дороге, при движении по прямой и в поворотах за счет подтормаживания ведущих колес. Система срабатывает при проскальзывании одного из ведущих колес, то есть она своим образом подтормаживает скользящее колесо, за счет чего на нем увеличивается крутящий момент. Существенным отличием от антиблокировочной системы в конструкции электронной блокировки дифференциала предусмотрена возможность самостоятельного создания давления в тормозной системе. Управление в свою очередь осуществляется с помощью программного обеспечения в блоке управления антиблокировочной системы [8].
Рис. 6. Электронная блокировка дифференциал
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что основное предназначение активной безопасности является в первую очередь предотвращение абсолютно любой аварийной ситуации. В любом случае, выше приведенные системы самостоятельно оценивают вероятностную опасность и при необходимости предотвращают ее путем активного вмешательства в процесс управления автомобиля, однако доверять в полной мере данным системам не стоит, как и любая высокотехнологичная система в каком то процентном соотношении может и отказать.
Литература:
- https://moluch.ru/archive/300/67980/
- Ломакин В. В., Покровский Ю. Ю., Степанов И. С., Гоманчук О. Г. Безопасность автотранспортных средств: Учебник для вузов. / Под общ. ред. В. В. Ломакина. — М: МГТУ «МАМИ», стр. 4
- https://www.kolesa.ru/article/chto-takoe-abs-i-pochemu-ona-stala-obyazatelnoj-dlya-sovremennogo-avtomobilya
- http://systemsauto.ru/active/asr.html
- http://systemsauto.ru/active/esp.html
- http://systemsauto.ru/active/ebd.html
- http://systemsauto.ru/active/brake_assist.html
- http://systemsauto.ru/active/eds.html