Контроль и финансовое обеспечение регионального проекта «Демография» в Тюменской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 08.03.2020

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, И. Е. Контроль и финансовое обеспечение регионального проекта «Демография» в Тюменской области / И. Е. Бондаренко, Д. А. Авдеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67956/ (дата обращения: 17.12.2024).



С 1 января 2019 года в России стартовала реализация новых национальных проектов, рассчитанная на долгосрочный период (до 2024 года включительно). Всего Указом Президента от 7 мая 2018 года № 204 были определены 12 национальных проектов по стратегическим направлениям развития страны.

Среди них такие социальные направления, как «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука». Эти направления курирует вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. В течение шести лет на реализацию двенадцати национальных проектов планируется направить в совокупности более 6,5 трлн. рублей (включая расходы регионов). При этом, практически половина из этой суммы (2,9 трлн. рублей) предусмотрена на финансирование проекта «Демография».

Расходы на реализацию регионального проекта закладываются в государственные программы исполнительных органов государственной власти Тюменской области [1] — участников проекта, а расходы на государственные программы закреплены Законом Тюменской области от 28.11.2019 № 85 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [2].

Учет расходов, достижение показателей и результатов, исполнение контрольных точек, мероприятий регионального проекта осуществляется ответственным исполнительным органом государственной власти с применением информационных и телекоммуникационных технологий в единой системе управления государственными и муниципальными (общественными) финансами Российской Федерации «Электронный бюджет» (далее — информационная система «Электронный бюджет»).

Ежемесячно Департамент финансов Тюменской области в соответствии с утвержденными государственными программами и заявками ответственных исполнительных органов государственной власти выгружает в информационную систему «Электронный бюджет» детализированную бюджетную роспись (по кодам бюджетной классификации в соответствии с направлениями расходов).

Контроль за реализацией регионального проекта «Демография» осуществляется следующим образом:

1) в еженедельном режиме в региональный проектный офис (Департамент экономики Тюменской области) направляется Мониторинг заключения контрактов (соглашений) по реализации мероприятий региональных проектов, данная информация далее предоставляется Губернатору Тюменской области и в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

2) в ежемесячном режиме в федеральный проектный офис (в т. ч. через информационную систему «Электронный бюджет») направляются отчеты о ходе реализации региональных проектов, содержащие информацию о ключевых рисках, исполнении бюджета, результатах, достижении контрольных точек и мероприятий;

3) в ежемесячном режиме куратору регионального проекта «Демография» предоставляется мониторинг по реализации региональных проектов Тюменской области;

4) в ежеквартальном режиме в федеральный проектный офис, Администрацию Президента РФ, Аппарат полномочного представителя Президента РФ в УФО, Счетную палату Тюменской области (в т. ч. через информационную систему «Электронный бюджет») направляются отчеты о ходе реализации региональных проектов, содержащие информацию о ключевых рисках, исполнении бюджета, результатах, достижении контрольных точек и мероприятий, достижении целей и показателей, о заключении соглашений между руководителями федеральных проектов и руководителями региональных проектов;

5) в ежеквартальном режиме председателю проектного комитета по национальному проекту «Демография» Т. А. Голиковой направляются мониторинги реализации региональных проектов (через специализированную информационную систему мониторинга национального проекта «Демография», разработанную Центром информационных технологий и систем органов исполнительной власти).

Кроме того, в постоянном режиме (по отдельным запросам) вопросы реализации региональных проектов находятся на контроле профильных министерств (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации).

Также в целях координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов и защиты прав граждан в Тюменской области создана межведомственная рабочая группа при прокуратуре Тюменской области.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках системы финансового контроля, в том числе Департаментом финансов Тюменской области и Счетной палатой Тюменской области, Функции по предварительному, текущему и последующему финансовому контролю в рамках реализации обязанностей главного распорядителя бюджетных средств осуществляют исполнительные органы государственной власти Тюменской области, в том числе и Департамент социального развития Тюменской области.

В соответствии с утвержденными паспортами региональных проектов, входящих в состав Уральского Федерального округа [3], всего на реализацию регионального проекта «Демография» в Тюменской области на период с 2019 по 2024 год предусмотрено 9 759,2 млн. руб., при этом доля софинансирования из федерального бюджета составляет 21 %, в то время как в Курганской и Челябинской областях при общем объеме финансирования 4 529,2 млн. руб. и 12 694,0 млн. руб. доля софинансирования из федерального бюджета составляет 77 % и 81 % соответственно, в Свердловской области — 50 427,5 млн. руб.,17 % (расходы на реализацию регионального проекта «Демография» в регионах Уральского Федерального округа (2019–2024 годы) представлены в Приложении 1). В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре при общем объеме финансирования регионального проекта «Демография» 31 085,9 млн. руб. доля софинансирования из федерального бюджета составила 8 %, а в Ямало-Ненецком автономном округе — 30 112,3 млн. руб. и 3 %.

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации является самостоятельным в плане утверждения бюджета, различный уровень софинансирования из федерального бюджета можно объяснить тем, что развитие регионов в России происходит неравномерно, и через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Суммы, выделяемые из федерального бюджета, рассчитываются на основании собственных доходов бюджета региона. Правительство Российской Федерации при расчете дотаций, в т. ч. и на финансирование национальных проектов, учитывает доходы на каждого жителя региона. В то время как Тюменская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ являются регионами-донорами, Курганская и Челябинская области являются регионами-реципиентами или дотационными регионами.

Стоит отметить, что к концу 2024 года уровень софинансирования у всех регионов, входящих в состав Уральского Федерального округа, изменится, т. к. по состоянию на 23.01.2020 года средства федерального бюджета в региональных паспортах проектов на 2022–2024 годы не утверждены.

По аналогии с расчетом бюджета на душу населения, пользуясь данными Федеральной службы государственной статистики, рассчитаем расходы в 2019 году по региональному проекту «Демография» на одного жителя региона Уральского Федерального округа (Приложение 2). Поскольку мероприятия регионального проекта «Демография» так или иначе, прямым или косвенным образом, затрагивают интересы каждого жителя региона (это и выплаты при рождении детей, экстракорпоральное оплодотворение семей, страдающих бесплодием, строительство и оснащение детских садов, помощь в трудоустройстве женщин, граждан старшего поколения, формирование у населения принципов здорового образа жизни, строительство, реконструкция и оснащение объектов спорта, забота о старшем поколении и т. д.), то расчет данного показателя является очень показательным при сравнении регионов.

Рейтинг расходов в 2019 году по региональному проекту «Демография» на одного жителя региона Уральского Федерального округа представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Рейтинг расходов в 2019 году по региональному проекту «Демография» на одного жителя региона Уральского Федерального округа, руб.

Как видно из рисунка 1 рейтинг регионов распределился в соответствии с их дотационностью: первые в рейтинге — регионы-доноры, последние — регионы-реципиенты, при этом «выбивается» из рейтинга Тюменская область. Данная ситуация может быть связана с недостаточным финансированием из областного бюджета. Можно предположить, что в 2020 году Тюменская область повысит свое место в рейтинге благодаря дополнительному финансированию из областного бюджета. В своем Послании Тюменской областной Думе Губернатор Тюменской области А. В. Моор в ноябре 2019 года обозначает дополнительные выплаты из регионального бюджета — это региональный материнский капитал на первого ребенка (150 тыс. руб.) и увеличение регионального материнского капитала на третьего ребенка (с 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб.) [4].

Такая практика (по состоянию на 03.02.2020 года) подсчета расходов регионального проекта на душу населения не принята исполнительными органами государственной власти Тюменской области, хотя является довольно показательной и позволяет оценить эффективность функционирования сложившейся бюджетной системы в рамках реализации проекта, определить достаточность включенных в региональный проект мероприятий, сравнить расходы по годам, выявить взаимосвязь между ростом расходов и достижением показателя «Общий коэффициент естественного прироста в Тюменской области», а также оценить удовлетворенность жителей региона реализацией региональным проектом.

Также вышеизложенное позволяет сделать выводы, что на федеральном и региональном уровне выстроена прозрачная система контроля за реализацией национального и регионального проекта «Демография». Сложившаяся система мониторинга реализации национальных и региональных проектов взаимоувязана и представляет собой комплекс действий по измерению и расчету отклонения фактических результатов от плановых, анализу причин возникновения таких отклонений, прогнозированию хода достижения результатов проекта, принятию стратегических оперативных решений по определению рисков и согласованию возможных их корректирующих действий. При этом, считаю целесообразным оптимизировать количество отчетов и запрашиваемой информации из контрольных ведомств и установить информационную систему «Электронный бюджет» как единственный официальный источник информации о реализации проектов, объединив ее с информационной системой мониторинга национального проекта «Демография», разработанной Центром информационных технологий и систем органов исполнительной власти, например, дополнив ее модулем «Оперативные данные».


Приложение 1

Расходы на реализацию регионального проекта «демография» врегионах уральского федерального округа (2019–2024 годы), млн. руб. [3]

Источник бюджета

Тюменская область

Курганская область

Свердловская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ— Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Всего, млн. руб.:

9 759,2

4 529,2

50 427,5

12 694,0

31 085,9

30 112,3

Доля федерального бюджета в общем объеме финансирования, %

21

77

17

81

8

3

Приложение 2

Расходы в 2019 году по региональному проекту «демография» на одного жителя региона уральского федерального округа

Расходы бюджета в 2019 году

Тюменская область

Курганская область

Свердловская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ— Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Всего, млн. руб. [3]:

3 213,25

2 072,30

14 035,92

4 646,70

9 123,40

10 553,52

Население региона, чел. [5]

1 518 695

834 701

4 315 699

3 475 753

1 663 795

541 479

Расходы на 1 жителя региона, руб.

2 116

2 483

3 252

1 337

5 483

19 490


Литература:

  1. Государственные программы исполнительных органов государственной власти Тюменской области // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области admtyume№.ru, дата обращения: 23.01.2020 г.
  2. Закон Тюменской области от 28.11.2019 № 85 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Тюменской областной Думой 21.11.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.11.2019.
  3. Паспорта региональных проектов «Демография» Уральского Федерального округа // единой системе управления государственными и муниципальными (общественными) финансами Российской Федерации «Электронный бюджет», дата обращения: 23.01.2020 г.
  4. Послание Губернатора Тюменской области А. В. Моора Тюменской областной Думе от 21.11.2019 «О положении дел в области и перспективах ее развития» // «Тюменская область сегодня», N 214, 22.11.2019.
  5. Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/folder/12781, дата обращения: 03.02.2020 г.
Основные термины (генерируются автоматически): тюменская область, региональный проект, Российская Федерация, житель региона, уральский федеральный округ, информационная система, проект, федеральный бюджет, государственная власть, Югра.


Похожие статьи

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Инвестиционное обеспечение развития розничной торговли в Омской области

Управление развитием государственно-частного партнерства в Ростовской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Формирование национальной инновационной системы Нижегородской области

Влияние экологической ситуации на демографические показатели Кемеровской области

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Похожие статьи

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Инвестиционное обеспечение развития розничной торговли в Омской области

Управление развитием государственно-частного партнерства в Ростовской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Формирование национальной инновационной системы Нижегородской области

Влияние экологической ситуации на демографические показатели Кемеровской области

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Задать вопрос