Современная методическая служба как фактор эффективного дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 09.03.2020

Статья просмотрена: 1047 раз

Библиографическое описание:

Сучкова, Е. П. Современная методическая служба как фактор эффективного дополнительного образования / Е. П. Сучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67896/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает роль методической службы в реализации образовательного процесса, функции методического кабинета и эффективность педагогической деятельности при участии методической службы.

Ключевые слова: методическая служба, методический кабинет, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование.

На сегодняшний день система образования претерпевает существенные изменения: модернизируются образовательные программы, создаются профессиональные стандарты для педагогов, развивается дополнительное образование. Наряду с данными изменениями, встает вопрос о развитии педагогической карьеры, личностного роста педагогов, соответствию Федеральному государственному стандарту (ФГОС) и профессиональным стандартам. Однако с ростом спроса на современного специалиста растут и предложения реализации программ дополнительного профессионального образования для профессионального совершенствования педагога. И не всегда реализуемые платные и бесплатные программы соответствуют ожиданиям обучающихся. Также растет и число учебных центров, чья подготовка не является эффективной и актуальной. Для решения данных проблем развивается методическая служба, для осуществления контроля реализуемых дополнительных профессиональных программ, консультировании и помощи самим педагогам.

В условиях модернизации и реформирования системы дополнительного образования методическая работа имеет особую ценность. Осуществить и реализовать образовательную программу с возможностью всестороннего развития личности обучающегося, способного применять современные технологии и методы в своей профессиональной деятельности может не каждый современный специалист. При этом термин «профессионал» отражает не только предметные, дидактические и методические знания и умения, но и профессиональный личностный потенциал педагога, в которую входят его личные установки, ценности и убеждения. На развитие всех качеств, перечисленных выше, направлена методическая деятельность образовательных организаций и учреждений [2].

Необходимо отметить, что в ходе деятельности педагог становится активным субъектом комплексного совершенствования. И для данного процесса необходим не эпизодический, а комплексных подход к реализации и развитию научно-методической работы.

Методическая служба- связующее звено между деятельность педагога, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой и развитием педагогического опыта [4]. Именно методический кабинет регламентирует деятельность педагога на занятиях, контролирует и способствует реализации ФГОСа, способствует всестороннему развитию личности занимающегося.

Методическая служба дополнительного профессионального образования — система эффективной реализации программ дополнительного образования, которая направлена на повышение квалификации учащихся или переподготовку занимающихся по другим направлениям. Данная служба осуществляет контроль за освоением образовательной программы с помощью различных методов и технологий обучения, разрабатывает методические материалы в соответствии с ФГОС.

По отношению к педагогу методическая работа выполняет такие важные функции, как адаптация и социализация. Благодаря комплексному участию в научно-методической работе педагог не только закрепляет, но и приобретает новые социальные статусы, меняя свои компетенции со знаний на исследования. Данные статусы позволяют совершенствовать учебно-воспитательный процесс, способствует повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом [10]. С накоплением педагогического опыта возникает функция профессионального самосохранения, что позволяет предотвратить профессиональное личностное выгорание. Методическая работа также помогает педагогу избавиться от неактуальных технологий и методов работы, делает более восприимчивыми к внешним изменениям системы образования и подходов профессиональной деятельности. В конечном счет такая педагогическая мобильность повышает конкурентоспособность каждого специалиста. Необходимо отметить, что цель методической работы и методического сопровождения — оказание реальной, эффективной помощи педагога. Вместе с этим, методическая служба осуществляет контроль за реализацией образовательных профессиональных программ дополнительного образования в соответствии с государственным стандартом.

Модернизация системы образования Российской Федерации, обновление и реформирование всех компонентов и структур образовательного процесса повысили требования и к самим педагогам. На сегодняшний день, для педагога необходимо выполнения таких задач, как:

– Диагностика уровня развития занимающихся, структурирование и выстраивание реальные цели и задачи своей профессиональной деятельности;

– Умение отбирать целесообразные содержания, способы, средства с учетом уровня развития занимающихся, умение отслеживать и диагностировать изменения в результатах;

– Умение разрабатывать и реализовывать вариативные экспериментальные образовательные программы, иметь возможность творчески реализовывать педагогические идеи;

– Организовывать познавательную деятельность, уметь мотивировать занимающихся к обучению, поддерживать психологические равновесие в коллективе [11].

Данные требования определяют значимость современного педагога не просто как учителя, которые обучает образовательной программе, но и как человека, который может трансформироваться в исследователя, испытателя, психолога и технолога.

В этой связи приоритетное значение приобретает методическая работа при реализации программ профессионального дополнительного образования. Ведь в данном случае, методический кабинет работает комплексно. Он помогает педагоги эффективно реализовывать образовательную программу и обучать занимающихся, мотивировать их к обучению в будущем и развитии своего профессионального потенциала. С другой стороны, методическая служба дает возможность реализовать инновационные технологии и методы работы, которые помогают занимающимся всесторонне развиваться и самосовершенствоваться. Также методическая работа контролирует соответствие образовательных программ профессиональному стандарту, что обеспечивает реализацию актуальных компетенций занимающимся и получение современного образования для повышения профессиональных и личностных знаний, умений и навыком [1].

Таким образом, роль методической службы в реализации программ профессионального дополнительного образования велика. На сегодняшний день, методическая служба совершенствуется и развивается для наиболее эффективной реализации образовательного процесса, помощи педагогу в реализации профессионального педагогического потенциала, сохранения опыта и синтезирования новых умений и навыком, для повышения конкурентоспособности педагога и мотивации обучающихся к дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

Литература:

1. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно — методической работы / Р. В. Бессолицина // Методист. — 2006. — № 1. — С. 25–27.

2. Дереклеева, Н. И. Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа 5–11 классы / Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, − 2006. — 352 с.

3. Дударева, Л. П., Панов, А. И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект) / Л. П. Дударева, А. И. Панов // Методист. — 2015. — № 2. — С. 21–25.

4. Коростелева, Н. В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях / Н. В. Коростелева // Методист. — 2005. — № 4. — С. 17–21.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Российская газета. № 196, 11.10.2000.

6. Приказ Правительства РФ № 393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2002 года.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012

8. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) — URL https://210fz.ru/zakon-o-dopolnitelnom-obrazovanii/

9. Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы / Т. Т. Федорова // Методист. — 2005. — № 5. — С. 24–26.

10. Черноусова, Ф. П. Организация методической работы в школе (рекомендации) / Ф. П. Черноусова // Завуч. — 2014. — № 7. — С. 103–128.

11. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): методическая служба, методическая работа, дополнительное образование, методический кабинет, образовательная программа, педагог, дополнительное профессиональное образование, образовательный процесс, профессиональная деятельность, государственный стандарт.


Похожие статьи

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в рамках обновления содержания образования

Статья посвящена развитию профессионального мастерства педагога МКШ в условиях обновления содержания образования. Раскрываются проблемы малокомплектных школ. Акцентируется внимание на системе повышения квалификации, которой принадлежит ведущая роль р...

Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя

В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой

В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...

Роль педагога в организации проектной деятельности

В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.

Похожие статьи

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в рамках обновления содержания образования

Статья посвящена развитию профессионального мастерства педагога МКШ в условиях обновления содержания образования. Раскрываются проблемы малокомплектных школ. Акцентируется внимание на системе повышения квалификации, которой принадлежит ведущая роль р...

Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя

В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой

В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...

Роль педагога в организации проектной деятельности

В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.

Задать вопрос