"Цвет, порождаясь материей, в своем колористическом качестве существует только как свойство воспринимаемой нервной системой, которое имеет особенности видовые (разница между человеком и пчелой) и индивидуальные (между живописцем и дальтоником), а у одного и того же человека - возрастные (в старости цвета блекнут), связанные с суточным циклом".
В.В. Голубев
Интерес к прилагательным, обозначающим цвет, наблюдается постоянно. Что же такое цвет?
В природе нет цвета как такового, есть лишь световые волны. Световые волны определенной длины, воздействуя на зрительные рецепторы человека и будучи переработанными соответствующими механизмами человеческого мозга, вызывают у нас ощущения цвета. Цвета, их сочетания определенным образом воздействуют на чувства человека и способствуют формированию определенного настроения и, собственно, формированию определенных названий того или иного цвета.
Бесцветных предметов нет. Цвет свойственен всем. Все цвета принято делить на хроматические и ахроматические. Все они несут элементы какого-нибудь цветового оттенка. Ахроматические цвета, различаясь только по светлоте, образуют непрерывный ряд от черного до белого. Это хорошо видно по шкале серых тонов Оствальда. Яркость зависит от объективной силы света: белый – white, бело-сероватый – pale-grey, светло-серый – light-grey, светлый средний – smoky, темный средний – medium grey, темно-серый – deep grey, серовато-черный – greish black (маренго), dark grey, черный – black.
Кроме того, цвет может иметь дополнительные характеристики: холодный – light cold grey, нейтральный – light neutral grey, теплый – light warm grey.
Очень часто источником наименования цвета служит окружающая среда: полынный, мышиный, дымчатый, туманный, табачный, асфальтовый, графитовый, smoky, sparkling, greish, gris pearl, pale, foggy.
Ахроматические цвета легко согласуются с любым хроматическим цветом. Нас интересует серый цвет и названия его оттенков. В зависимости от присутствия сине-голубых или красно-коричневых тонов возникают новые оттенки и названия: свинцовый – deep cold grey, стальной – light warm grey, серебристый – pale cold grey, серый асфальт – pale warm grey, искристый – sparkling, прозрачный – translucent.
Жемчужный оттенок серого называют "гридеперливым" или "перловым" (раньше название писали только по-французски); серебристый, седой имеет название "бисный"; цвет кастора, суконной шерстяной ткани, называется "касторый"; нежно-серый называют цветом "испуганной мыши"; тёмный оттенок серого – "цвет паука, замышляющего преступление"; тёмно-серый – цвет "лондонского дыма".
В сочетании с зеленым серый цвет образует разные названия: "бисквитный" – серовато-зелёный; "вердигри" – зелёно-серый; "селадоновый" – зеленовато-серый, "влюблённой жабы" – серо-зелёный, или "лягушки в обмороке" – светлый серо-зелёный.
Серый с голубым образует оттенки с названием "голубиная шейка" или "колумбиновый", то есть сизый, как голубь; "бусый" – это тёмный голубо-серый или серо-голубой; "дикий" – серый цвет со стальным оттенком или сочетание светло-серого и бледно-голубого (в тургеневскую эпоху слово «дикий» было именно цветообозначением).
В результате военных действий появились названия: "солдатский" – цвет серого сукна солдатской шинели царской армии; "маренго" – серый с вкраплениями чёрного (это название возникло после знаменитой битвы при Маренго в 1800 г. Одни говорят, что именно такого цвета были брюки Наполеона, другие утверждают, что ткани местного производства были в основном тёмно-серого цвета.); есть еще название "маренго-клер" – светло-серый; цвет "наваринского пламени с дымом" (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м году.
Материал белого цвета с черным оттенком и серым отливом называется «борода Абдель-Кадера». Это название появилось благодаря имени популярной в середине XIX века исторической личности Абд-эль-Кадира, алжирского полководца, оратора и поэта (1807-1883), который в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов. Иногда белую ткань, отливающую в серый цвет, называют «борода Абдель-Керима» – по имени популярной в середине XIX века исторической личности Абдул-Керим-паши, турецкого генерала (1811-1885), участника русско-турецких военных конфликтов.
Если продолжать говорить о тканях, следует вспомнить "гризет" (франц. grisette, от gris "серый"). Так называли лёгкую шёлковую, иногда шерстную ткань серого цвета. Она была недорогой и пользовалась популярностью, так что девушки, зарабатывавшие на жизнь самостоятельно – шляпницы, модистки, хористки и белошвейки – шили себе из нее платья.
Вот еще несколько названий: "розовый пепел" – нежно-серый, отливающий в розовый, "гавана" – серо-коричневый или коричнево-серый; "смурый" – коричневый оттенок темно-серого или черно-серый; "соловый" – серо-желтый.
В общем, одних только названий оттенков серого цвета – множество.
Как же образуется серый цвет?
Вот что пишет Ньютон: "Цвет белый и черный, а также пепельный или более темные промежуточные цвета, создаются беспорядочным смешением лучей всякого рода".
В науке 17 века возникает новое направление - физико-математическое, объясняющее как образуется цвет и давшее прочную основу для развития науки 20 века: цветоведения.
В цветовом треугольнике И. Цана (рис. 1) прекрасно виден результат смешения основных красок - ахроматических и хроматических, которые находятся в основании треугольника. Так, при смешении черного и белого цвета (1 и 2) получается серый цвет (3).
-
Рисунок 1.
-
Но самое интересное заключается в том, что для получения серого цвета не обязательно смешивать только черный и белый. Фокус прост: для каждого хроматического цвета имеется другой, от смешения с которым получается ахроматический - серый. Такие пары называются дополнительными (рис. 2). Они - диаметрально противоположны (красный и голубой, зеленый и пурпурный, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый).
Рисунок 2.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в образовании названий огромная роль принадлежит окружающей среде и психическому состоянию человека, но напрашивается предположение, что такое большое количество названий оттенков серого происходит еще и благодаря большому количеству способов получения серого цвета.
Литература:
Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер.с англ. – М.: Мир, 1982. – 184 с.
Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. – М.: Мир, 1964. – 442 с.
Миронова Л.И. Цветоведение. – Минск: Высшая школа, 1984. – 288 c.
Словарь цветообозначений русского языка. Культура письменной речи. – С.В. Друговейко-Должанская, 2007 г. Электронная версия А.А. Белокуров (мл.) www.gramma.ru
Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964-1973.