Автор: Рохлов Максим Николаевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Библиографическое описание:

Рохлов М. Н. Некоторые аспекты взаимодействия высших учебных заведение и предприятий промышленности // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 83-84.

Вопросы качества подготовки специалистов, и их востребованности на рынке труда, становятся в настоящие время первостепенными. Разрыв отношений между высшими учебными заведениями и промышленностью в конце 90-х гг. привел к тому, что сегодняшние выпускники вузов практически не готовы к работе на предприятии. Выпускникам требуется большее количество времени к адаптации на предприятии, что в свое очередь снижает производительность труда, конкурентоспособность предприятия. Становится все более актуальной сложная задача модернизации внешних процессов взаимодействия между высшим образованием и сферой производства путем объединения их усилий в обеспечении качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

Вуз предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются студенты, и одновременно представляет результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики. Вуз заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее эту программу усваивали. Поэтому вуз заинтересован в изучении целевого рынка труда. Во-первых, рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии.

Во-вторых, перспектива трудоустройства выпускника является важным мотивом, обуславливающим выбор образовательных продуктов.

Таким образом, на рынке труда можно выделить двух основных участников: вуз – производитель специалистов, предприятие – потребитель специалистов.

К сожалению, многие предприятия до сих пор не могут точно и четко сформулировать свои запросы по кадрам, заменяя требования, к квалификации, перекладывая тем самым процесс анализа конъюнктуры рынка труда вузам. Это приводит к тому, что высшим учебным заведениям приходиться самостоятельно проводить изучение рынка труда на предмет востребованности его выпускников. Осуществлять такой мониторинг, делать прогнозы на перспективу развития потребностей в специалистах определенной отрасли, одному вузу не под силу. Точнее будет сказать, что те имеющиеся возможности у многих вузов не позволяют в полном объеме оценить потребности рынка труда в специалистах. Следовательно, вузам определенной отрасли целесообразнее всего проводить изучения конъюнктуры рынка труда совместно путем обмена опытом и информации. Возникает необходимость в создании неких объединений, союзов, ассоциаций или консорциумов вузов.

Для решения данной проблемы необходимо разработать механизм взаимодействия вузов и предприятий, с помощью которого можно было удовлетворить потребности всех участников рынка труда, включая выпускников высших учебных заведений.

На сегодняшний день существуют различные схемы интеграции высших учебных заведений и предприятий. Одной из самых известных схем взаимодействия является система «завод-втуз». Ректор МГУ им. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий предлагает создание на базе вузов корпоративных образовательных структур совместно с крупными компаниями, которые давали бы своеобразный заказ на подготовку специалистов - так называемых корпоративных университетов, когда заключаются договоры с крупными компаниями и создаются миникафедры для обучения нужных им специалистов. Также в работах [2.],[3] предлагается создавать образовательно-промышленные группы.

Вуз, как производитель, обладая информацией о потребностях рынка труда в специалистах, предлагает свой продукт (в виде подготовки специалиста) предприятиям - потребителям. Но предприятия, имеющие свои требования к уровню и качеству подготовки специалиста, могут отказаться от использования продукта произведенного вузом. Причинами служат:

1.                  Слабые теоретические и практические навыки выпускников.

2.                  Нежелание и неумение работать в коллективе.

3.                  Трудности с адаптацией на предприятии.

Для устранения этих недостатков вузам совместно с предприятиями необходимо разрабатывать и реализовывать различные способы подготовки специалиста.

Разработка интегрированного учебного плана вузом и предприятием по подготовки специалиста

Образовательный процесс в высшем учебном заведении в подготовке специалиста должен осуществляться в строгом соответствии с утвержденным учебным планом вуза, основывающимся на государственном образовательном стандарте. Государственный образовательный стандарт состоит из двух основных компонент: федеральной и региональной. Федеральный компонент является обязательным к исполнению высшим учебным заведением и не может быть изменен. Региональная компонента формируется вузом самостоятельно. Проведенный нами анализ государственных образовательных стандартов по различным направлениям показал, что доля федерального компонента составляет в среднем 58,28% от общего количества часов предусмотренных стандартом. А значит, что 41,72 % часов государственного образовательного стандарта формируется вузом самостоятельно. В этот процент входят, помимо регионального компонента, дисциплины и курсы по выбору, дисциплины специализации, факультативы. Это дает возможность при составлении интегрированного учебного плана между вузом и предприятием формировать учебные курсы и программы, удовлетворяющие потребностям предприятия.

Инновационные образовательные технологии

За последние 10 лет в России стали успешно применяться новые методы в обучении студентов в вузах. Одним из инновационных методов обучения является дистанционное образование. В последнее время многие специалисты говорят об интегрированных программах обучения, основной сутью которых является совмещение профессиональной деятельности и теоретического обучения.

Инновационной формой обучения в интегрированных программах являются дистанционные образовательные технологии. Применение дистанционных образовательных технологией позволяет решить ряд значительных проблем:

·                    обеспечением образовательных возможностей географически отдаленные места;

·                    значительное снижение затрат на обучение по сравнению с очной формой обучения;

·                    гибкость в учебных планах и содержании учебного материала;

·                    соединением четко сформулированных задач обучения и творчества студентов;

·                    созданием новых форм организации образования и образовательного процесса.

Сочетание всех этих факторов позволяет по-новому осмыслить и оценить потенциальные возможности дистанционного образования в системе взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями промышленности [1].

Таким образом, создание нового методологического подхода к взаимосвязи вуза и предприятия, обеспечит сокращение и преодоление разрыва, более тесному сотрудничеству между вузами и предприятиями по подготовки специалистов на рынок труда.


Список литературы

1.                  В.Г. Зубков, И.И. Колтунов, С.А. Нехорошев. Учебное пособие., Информационные и дистанционные технологии– М.: Институт информационных технологий, 2007

2.                  Н. Р. Кельчевская, С. Л. Шкавро. Образовательно-промышленные группы как инструмент финансирования вуза, журнал Университетское образование №6, 2005 г

3.                  Н.Р. Кельчевская, О.В. Мезенцева. Сотрудничество образовательных учреждений и интегрированных корпоративных структур. Вестник УГТУ-УПИ, 2004, № 10

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): рынка труда, рынка труда, рынке труда, рынке труда, конъюнктуры рынка труда, конъюнктуры рынка труда, высших учебных заведений, высших учебных заведений, подготовки специалиста, подготовки специалиста, высшими учебными заведениями, высшими учебными заведениями, рынок труда, рынок труда, рынка труда вузам, рынка труда вузам, требованиям рынка труда, требованиям рынка труда, потребности рынка труда, потребности рынка труда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос