В статье рассматриваются основные историко-политические причины создания Европейской политики соседства. В качестве прообраза Европейской политики соседства рассматривается формат Евро-средиземноморского партнерства.
Ключевые слова: Европейский Союз, Европейская политика соседства, Евро-средиземноморское партнерство, восточное измерение, европейская интеграция.
На сегодняшний день представляется возможным определить Европейскую политику соседства (ЕПС) как инструмент общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, главная цель которой заключается в установлении дружественных партнерских отношений между странами, окружающими Евросоюз. Охват стран, входящих в программное измерение ЕПС, можно условно разделить на два направления: южное и восточное. В рамках южного направления ЕПС происходит взаимодействие Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, Ливией, Марокко, Сирией, Тунисом, Палестинской автономией. В восточном направлении партнерские отношения ЕС осуществляются с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Беларусью и Молдовой.
Исходя из общих целей, установленных для ЕПС, можно определить, что основными предпосылками для создания ЕПС было стремление Евросоюза обеспечить условия для устойчивой безопасности своих границ. При формулировании будущей ЕПС ключевой была идея неприятия появления новых границ в Европе, спровоцированных расширением Евросоюза на восток [1], что привело бы к очевидному военно-политическому противостоянию между Россией (и её восточноевропейских союзников) со странами ЕС (и их ассоциированными государствами).
Однако, отношения между объединенной Европой и Россией были не единственной мотивацией для создания системы интегрированного взаимодействия между ЕС и соседними странами. Отдельным вектором реализации ЕПС было средиземноморское побережье стран Северной Африки и Ближнего Востока. В 1990-х и начале 2000-х гг. в этих странах существовал комплекс проблем, которые могли стать препятствием для осуществления политики добрососедства ЕС. Во-первых, между этими странами и странами ЕС существовала (и остается) значительная разница в уровне и качестве жизни, а также в других основных показателях социально-экономического развития. благосостояние стран. Это обстоятельство вкупе с территориальной близостью Европы к этому региону и ее значительным социокультурным влиянием были и остаются очень влиятельным фактором для потенциальной массовой миграции из африканских и восточных стран Средиземноморья в страны Евросоюза [2]. Этот набор обстоятельств в 2000-х годах, не исключая других причин, можно считать основными причинами массовой миграции из обозначенных стран в Европу в 2010-х годах [3].
Один из первых многосторонних форматов сотрудничества между ЕС и неевропейскими средиземноморскими странами в 1990-х годах был реализован посредством инициирования Евро-средиземноморского партнерства, которое затем было преобразовано в Союз для Средиземноморья. Учитывая сильные тенденции к глобализации социально-экономических процессов в современном мире еще в 1990-х годах и географическую близость неевропейских средиземноморских стран к Европе и, в частности, к Евросоюзу, в 1990-х годах существовала объективная необходимость проводить консолидированную европейскую политику в контексте реализации партнерских отношений с южными соседями. Кроме того, дополнительным фактором в необходимости обеспечения безопасности южных пограничных стран ЕС был постоянный конфликтогенный потенциал средиземноморского региона. Ранее отношения стран, участвующих в европейской интеграции, со странами южного Средиземноморья заключались в выполнении взаимных обязательств по двусторонним соглашениям, как правило, в экономической сфере. Кроме того, дополнительный стимул для проведения единой политики в Средиземноморском регионе был обусловлен вступлением Греции, Испании и Португалии (стран, которые традиционно имели национальные интересы в Средиземноморском регионе) в Европейское экономическое сообщество в 1980-х годах.
Начало Евро-средиземноморского сотрудничества было установлено в 1995 году на конференции министров иностранных дел стран-членов Евросоюза в Барселоне. На этой конференции в ее итоговой декларации была сформулирована новая консолидированная позиция государств ЕС в отношении неевропейских стран Средиземноморского региона. Среди областей сотрудничества, определенных в резолюции конференции, было определено политическое сотрудничество, финансово-экономическое партнерство, а также социально-культурное сотрудничество [5]. Евро-средиземноморское партнерство координируется на конференциях Euromed, которые ежегодно собираются на уровне министров.
Важной вехой, сыгравшей свою историческую роль для тиражирования опыта Евро-средиземноморского сотрудничества в более широком формате внешней политики Евросоюза, является расширение ЕС в 2004 году (главным образом в Восточную Европу). После расширения в восточноевропейском направлении, как части общей внешней политики Европейского Союза, возникла объективная необходимость пересмотреть его политику добрососедства с приграничными и географически близкими странами Восточной Европы. Естественно, основная идея формулирования новой «восточной» политики Евросоюза была прежде всего направлена на обеспечение дружественных отношений и стабильности в отношениях с Российской Федерацией, которая не могла не отреагировать на расширение общего европейского пространства вплоть до российской границы. Таким образом, руководство ЕС еще в 2003 году, еще до территориального расширения, начало закладывать основы новой особой политики безопасности и сотрудничества — восточного направления в рамках созданной ЕПС. В документированной форме ЕПС была создана в мае 2004 года в виде коммюнике Комиссии европейских сообществ «Стратегия Европейской политики соседства».
Таким образом, спустя десять лет после создания ЕС и в результате его развития (в том числе путем вовлечения большого числа европейских стран в европейскую интеграцию), возникла необходимость расширения Евросоюза на восток в 2003 году. К этому времени Европейский Союз, который ранее проводил относительно всеобъемлющую политику регионального сотрудничества в Средиземноморском регионе, столкнулся с вопросом о разработке всеобъемлющей политики, которая обеспечила бы реализацию политики безопасности и сотрудничества с помощью различных механизмов, для которых была разработана ЕПС.
Литература:
- Kubicek, P. Ukraine and the European Neighborhood Policy: Can the EU help the Orange Revolution bear fruit? / P. Kubicek // East European Quarterly. — 2007. — Vol. 41 (1).
- Hooghe, M. Migration to European countries: A structural explanation of patterns, 1980–2004 / M. Hooghe et al. // International Migration Review. — 2008. — Vol. 42 (2). — P. 476–504.
- Browne, S. Aid and influence: do donors help or hinder? / S. Browne. — London: Routledge, 2012. — 192 p.
- Barcelona declaration / European External Action Service. URL: http://www.eeas.europa.eu/archives/docs/euromed/docs/bd_en.pdf.