Контекстные задачи по физике как средство формирования профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Контекстные задачи по физике как средство формирования профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки / Ю. М. Сосновский, Д. В. Балагин, О. В. Балагин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67568/ (дата обращения: 19.04.2024).



Показана роль контекстных задач по физике при формировании профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен пример контекстной задачи. Приведен анализ решения.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, контекстная задача, знания, умения, навыки, довузовская подготовка.

Основная цель современного образования — это соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов в ВУЗах предполагает использование таких технологий обучений, при которых готовность к самостоятельной деятельности и высокий профессионализм являются ключевыми показателями выпускников вузов.

Явный диссонанс между качеством подготовки выпускников и требованиями, предъявляемыми к специалисту с высшим образованием на производстве, привел к внедрению в систему высшего образования России компетентностного подхода. По мнению Б. Д. Эльконина: «Компетентность — это мера включенности человека в деятельность».

Авторы работы [1] среди множества причин, сдерживающих развитие или обновление системы образования, выделяют односторонность, дисгармоничность, отсутствие целостного социокультурного опыта. Фактически в вузах изучаются предметные области, без ориентации на профессиональную деятельность.

В системе подготовки инженерных кадров для железнодорожной отрасли накоплен многолетний опыт работы с потенциальными студентами железнодорожных вузов. В частности, на Западно-Сибирской железной дороге создана сеть центров довузовской подготовки и профориентации (ЦДП и ПО), в которых под руководством опытных преподавателей вузов проходят занятия по подготовке к сдаче выпускных и вступительных испытаний. В этих центрах занимаются учащиеся 10–11 классов, студенты колледжей и техникумов предварительно уже ориентированные на получение профессии, связанной с работой на железной дороге.

По мнению авторов, имеющих многолетний опыт работы в ЦДП на Западно-Сибирской железной дороге, реализация компетентностного подхода возможна и начинается уже на этапе подготовки к вступительным испытаниям. Родители и родственники учащихся в ЦДП, как правило, являются работниками ОАО «РЖД» и учащиеся не понаслышке знают особенности работы на железной дороге.

По мнению авторов, реализация вышеприведенного утверждения возможна при применении на занятиях по физике и математике в ЦДП элементов контекстного обучения, в котором контекстные задачи являются средством достижения поставленных целей.

Контекстная задача — это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся. Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости [2]. В данном случае под конкретной жизненной ситуацией следует понимать профессиональную ситуацию, имеющую, как правило, наглядный характер.

Приведем пример контекстной физической задачи с повышенным уровнем сложности.

Задача: Человек стоит на перроне у начала второго вагона. Электричка тронулась с постоянным ускорением; при этом оказалось, что шестой вагон проехал мимо человека за время ∆t6 = 22 c. За какое время проедет мимо пассажира десятый вагон? Человек неподвижен, вагоны одинаковы по размерам.

При анализе условия задачи необходимо выяснить, что движение электрички является равноускоренным и для его описания применимы формулы кинематики из раздела механики.

Сделаем рисунок, отражающий ситуацию задачи.

Пусть L — длина одного вагона. Тогда время, за которое мимо наблюдателя пройдет второй вагон можно определить из выражения:

или

Время прохождения третьего вагона, определяется как разность времен прохождения второго и третьего вагонов минус время прохождения второго вагона:

Аналогично для четвертого вагона: время прохождения четвертого вагона, определяется как разность времен прохождения второго, третьего и четвертого вагонов минус время прохождения второго и третьего вагонов:

.

Нетрудно заметить закономерность, из которой следует, что время прохождения шестого и десятого вагонов можно определить, как:

Учитывая, что время прохождения шестого вагона известно, разделив второе уравнение на первое получим:

Как видно из решения, для получения правильного ответа школьных знаний вполне достаточно. Основная сложность этой задачи состоит в анализе ситуации, описанной в условии. Особенно ценным, на наш взгляд представляется выявления того факта (с помощью преподавателя или без него), что движение электрички считать равноускоренным можно только в первом приближении. В действительности же ускорение не является постоянным и установление временной зависимости ускорения является дополнительным вопросом, который несомненно приведет к определенной дискуссии.

По нашему мнению, применение контекстных задач подобных вышерассмотренной на подготовительных курсах по физике в ЦДП ОАО «РЖД» позволит повысить интерес учащихся к выбранной специальности, сформировать мотивацию, направленную на изучение других дисциплин, повысить уровень подготовки по физике и, самое главное, будет способствовать высококачественной подготовке инженерных кадров для железной дороги.

Литература:

  1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 26.
  2. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  3. Андреев А. Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования. // Вестник Российской Академии наук, 2010. — Т. 80. — № 2. — С. 99–106.
  4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. –№ 11. –С. 17–22.
Основные термины (генерируются автоматически): вагон, время прохождения, Западно-Сибирская железная дорога, контекстная задача, движение электрички, десятый вагон, довузовская подготовка, железная дорога, жизненная ситуация, многолетний опыт работы.


Похожие статьи

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

В статье рассмотрены особенности развития высокоскоростных железных дорог зарубежных стран, в частности Японии и Франции. Сформулированы основные положения, по которым разрабатывается система нормативных требований по проектированию...

Анализ практического опыта железных дорог по решению...

Более высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды.

Создание станций отстоя на основе частно-государственного...

Действительно, на железных дорогах Российской Федерации, сложилась довольно непростая ситуация с регулированием порожних вагонопотоков. Переход от отлаженной централизованной системы управления вагонным парком на самостоятельное построение частными операторами...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности.

Возможные пути развития железнодорожного транспорта

Железная дорога — давно укрепившийся в современной жизни вид транспорта, без которого невозможно представить современные перевозки грузов и пассажиров. Рассматривая железнодорожный транспорт с инженерной точки зрения, выделяют следующие достоинства

История железной дороги столицы Сибири | Статья в журнале...

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Строительства Транссибирской железной дороги началось по указу Александра III в 1891 году — самой большой железной дороги в мире, давшей развитие сибирским городам.

Общая характеристика железнодорожных переездов...

Переезды на эксплуатируемой сети железных дорог МПС в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории (таблица 1). К I категории относятся также переезды, расположенные на пересечениях...

Перспективы развития высокоскоростного движения

Высокоскоростное движение в настоящее время является необходимостью для развития хозяйственной деятельности и

Как показал опыт эксплуатации высокоскоростных линий в ряде стран, максимальные скорости движения поездов в зависимости от конкретных условий и...

Оценка мероприятий, повышающих безопасность дорожного...

Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети. Авторами проводится оценка и анализ мероприятий направленных на повышение безопасности дорожного движения на ж/д переездах.

Анализ факторов, влияющих на коэффициент надежности...

Основной из проблем железной дороги является износ подвижного состава. Основная доля локомотивов с просроченным сроком службы

На рисунке 4 представлена ситуация в случае отказа буксовых узлов грузового вагона на станции, что требует дополнительное время на...

Похожие статьи

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

В статье рассмотрены особенности развития высокоскоростных железных дорог зарубежных стран, в частности Японии и Франции. Сформулированы основные положения, по которым разрабатывается система нормативных требований по проектированию...

Анализ практического опыта железных дорог по решению...

Более высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды.

Создание станций отстоя на основе частно-государственного...

Действительно, на железных дорогах Российской Федерации, сложилась довольно непростая ситуация с регулированием порожних вагонопотоков. Переход от отлаженной централизованной системы управления вагонным парком на самостоятельное построение частными операторами...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности.

Возможные пути развития железнодорожного транспорта

Железная дорога — давно укрепившийся в современной жизни вид транспорта, без которого невозможно представить современные перевозки грузов и пассажиров. Рассматривая железнодорожный транспорт с инженерной точки зрения, выделяют следующие достоинства

История железной дороги столицы Сибири | Статья в журнале...

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Строительства Транссибирской железной дороги началось по указу Александра III в 1891 году — самой большой железной дороги в мире, давшей развитие сибирским городам.

Общая характеристика железнодорожных переездов...

Переезды на эксплуатируемой сети железных дорог МПС в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории (таблица 1). К I категории относятся также переезды, расположенные на пересечениях...

Перспективы развития высокоскоростного движения

Высокоскоростное движение в настоящее время является необходимостью для развития хозяйственной деятельности и

Как показал опыт эксплуатации высокоскоростных линий в ряде стран, максимальные скорости движения поездов в зависимости от конкретных условий и...

Оценка мероприятий, повышающих безопасность дорожного...

Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети. Авторами проводится оценка и анализ мероприятий направленных на повышение безопасности дорожного движения на ж/д переездах.

Анализ факторов, влияющих на коэффициент надежности...

Основной из проблем железной дороги является износ подвижного состава. Основная доля локомотивов с просроченным сроком службы

На рисунке 4 представлена ситуация в случае отказа буксовых узлов грузового вагона на станции, что требует дополнительное время на...

Задать вопрос