История возникновения и развития авторского права в России и за рубежом. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 8369 раз

Библиографическое описание:

Мимеева, Н. Н. История возникновения и развития авторского права в России и за рубежом. / Н. Н. Мимеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 167-172. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67563/ (дата обращения: 24.11.2024).



Развитие правового регулирования отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности прямо коррелирует с техническим и социальным развитием общества.

В Древнем мире (Двуречье, Египет, Китай, Индия) не существовало авторского права в современном его понимании. Вопрос об авторстве текстов не возникал, поскольку любой текст считался «продиктованным Богом» тому, кто его записал [1].

Существует точка зрения, что первые представления об авторском праве появились в Древней Греции и Риме. В Афинской республике более чем за 300 лет до нашей эры существовало право на защиту целостности произведения и защиту произведения от искажений. Действовали нормы, предписывающие сохранять наиболее общественно ценные произведения за счёт государства, дабы гарантировать их защиту от искажения [2].

Хотя авторского права в современном понимании не существовало и на протяжении всей эпохи античности, однако плагиат порицался. Ричард Коэн в книге «Писать как Толстой. Техники, приемы и уловки великих писателей» приводит легенду о библиотекаре Аристофане. Аристофан Византийский с 200 г. до 185 г. до н. э. стоял во главе Александрийской библиотеки и к тому же исполнял обязанности судьи на состязании поэтов. Однажды во время состязания Аристофан призвал дисквалифицировать всех поэтов, кроме одного, обвинив их в использовании чужих сочинений. Вина поэтов-плагиаторов была доказана предъявленными свитками, хранящимися в библиотеке [3].

В. А. Есипова приводит и пример зарождающегося авторского гонорара в античности: Помпоний Аттик давал в качестве вознаграждения несколько копий рукописи автору, который разрешал переписать свое произведение [1].

Принято считать, что необходимость защиты авторского права возникла с изобретением в середине XV века книгопечатания, позволившего быстро и дешево тиражировать произведения авторов.

До изобретения и широкого распространения книгопечатания изготовление копий книг осуществлялось вручную и требовало немалых усилий, поэтому было делом очень длительным и материально затратным. Количество полученных копий вследствие этого выходило ограниченным, и цена их была крайне высокой. Не исключались и ошибки при переписывании произведения вручную, что иногда приводило к искажению самого смысла текста. Кроме того, в связи с небольшим числом образованных людей низким был и спрос на такие копии.

К XV веку существенно возрос спрос на учебную литературу. Школы и университеты нуждались в большом количестве книг и учебных пособий, имевших единообразное содержание, чего можно было достичь только механическим воспроизведением текстов. Печатный процесс был известен давно, в 1440 г Иоанн Гуттенберг механизировал его, изобретя печатный станок. К тому времени в Германии были созданы бумажные мельницы, следовательно, появился и дешевый материал для печати. В течение 50 лет в разных странах Европы было создано более 1000 типографий, которые выпустили общим тиражом около 10 миллионов экземпляров печатных книг [4], что не шло ни в какое сравнение с возможностями изготовления копий путем ручного переписывания.

Первые русские печатные книги были созданы на столетие позже- предположительно в 50-е годы XVI века. Первая русская типография была создана Иваном Федоровым в Москве в 1563 г. [4]

В Средние века впервые встает вопрос авторства текстов. Текст приобретал значение только в том случае, если был подписан авторитетным именем. По мнению отдельных исследователей, первоначально авторство устанавливалось лишь «в той мере, в какой оно было необходимо для того, чтобы в случае чего автор мог быть наказан» [1].

В связи с развитием книгопечатания также впервые стал актуальным вопрос охраны прав на произведения. Экземпляр произведения (книги) имел имущественную ценность не только в качестве вещи, но и в качестве источника обогащения путем дальнейшего его копирования и распространения в продаже. Первые издатели какого-либо произведения несли расходы на приобретение рукописи, исправление ошибок и т. д., рассчитывая возместить эти расходы путем продажи экземпляров книги. На деле же первый издатель книги сталкивался с убыточной для себя конкуренцией в лице других издателей, которые, пользуясь уже готовым экземпляром книги, перепечатывали его, не неся никаких предварительных расходов [5].

В Средние века и начинает формироваться авторское право, первоначально направленное скорее на защиту прав издателей, нежели авторов, его предшественником были так называемые «привилегии» — документы, выдаваемые авторам органами власти для защиты их прав. Одной из первых выданных привилегий считается привилегия от 1486 года, выданная Антонио Сабеллико на исключительное право печатать произведения по истории республики: «Декаду Венецианских дел» [6].

Охрана авторских прав в европейских странах первоначально обеспечивалась именно с помощью системы привилегий, которая впоследствии стала заменяться различными законами.

Первым в истории законом об авторском праве считается принятый в 1710 г. в Англии «Статут королевы Анны». В этом законодательном акте впервые было введено понятие копирайта, которое означало право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора.

В качестве основных положений статута можно отметить следующие:

− Все произведения, опубликованные до 10 апреля 1710 года, получали одноразовый 21-летний срок копирайта.

− В отношении произведений, опубликованных после 10 апреля 1710 года, автору принадлежало исключительное право печати и перепечатки на срок до четырнадцати лет, который начинал идти со дня первого опубликования произведения. Данный срок мог быть продлен, но всего однократно и также на 14 лет. Печать и перепечатка книг без письменного согласия собственника запрещалась, напечатанные без согласия собственника книги подлежали уничтожению.

− Несколько копий каждой из книг, напечатанных после 10 апреля 1710 г, подлежали передаче библиотекам [7].

Несколько позже законы о защите авторского права были приняты в США и в ряде европейских стран. Так, во Франции принят Декрет 1791 года, в котором произведение автора рассматривается как частная собственность. Конституция США 1787 года гарантировала авторам сохранение исключительных прав на результаты их творческой деятельности. Таким образом, к началу XIX века в США и части европейских стран уже осуществлялась защита авторского права, однако оно приравнивалось к правам собственности [6].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что первоначально правовая охрана распространялась только на литературные произведения. Лишь впоследствии, по аналогии с литературной собственностью, была предоставлена авторско-правовая охрана произведениям художников и композиторов.

Значительное отставание правового регулирования в области авторского права в Российской империи можно связать с отсутствием социальных условий, необходимых для зарождения и развития авторского права.

В Российской империи лишь незначительная часть населения была грамотной, соответственно, и потребность в книгах была невелика. Как уже было отмечено выше, первая русская типография появилась почти на столетие позже европейских типографий — в середине XVI века. До XVI века книги были рукописными и преимущественно религиозного содержания, так что вопрос об авторстве не стоял.

Увеличение потребности населения в светской литературе произошло в XVIII веке с повышением уровня образования. Первая привилегия в Российской империи на печатание книг была предоставлена Академии наук. Ее типография была основана в 1727 г, в этом же году Академия наук получила монопольное право на печатание светских книг. Первая частная типография в Российской империи была создана в 1771 г. Гартунгом. Частным типографиям, как и в странах Западной Европы, выдавались привилегии на продажу книг и предоставлялась защита исключительного права на книги, впервые напечатанные в этой типографии [8].

Первым нормативно-правовым актом, защищающим права авторов в Российской империи, стал Цензурный устав от 22 апреля 1828 г. Цензурным уставом предоставлялась возможность наследникам автора пользоваться исключительным правом на произведение в течение 25 лет после смерти автора, после чего произведение становилось достоянием общественности (в 1857 г., этот срок был увеличен законодателем с 25 лет до 50). 8 января 1830 г. был издан Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически приравнивавший авторское право к праву собственности, как это было в то время в США и в европейских странах.

Впервые же рассматривать интеллектуальные права как находящиеся вне классической триады вещных, обязательственных и личных прав, принятой в римском праве, предложил в 1879 году бельгийский юрист Эдмон Пикар.

Во второй половине XIX века в связи с ускоренным развитием международных отношений, повышением уровня образования населения и его миграцией стал особенно актуальным вопрос охраны прав иностранных авторов.

И. А. Близнец отмечает, что изначально международные отношения в сфере авторского права имели двусторонний характер. К 1886 г. 33 таких соглашения были заключены между 15 странами Западной Европы и Америки [9].

Российской империей также были заключены конвенции о защите литературной и художественной собственности 25 марта 1861 г с Францией и 19 июля 1862 с Бельгией. Срок действия этих конвенций был ограничен периодом в 25 лет. По истечении указанного срока Россия не возобновила этих договоров.

В 1886 году 10 государств (Бельгия, Великобритания, Гаити, Германия, Испания, Италия, Либерия, Тунис, Франция и Швейцария) без участия России подписали Бернскую конвенцию — первую и действующую до сих пор международную конвенцию об охране литературных и художественных произведений, значительно повлиявшую на международное авторское право, вступившую в силу 5 декабря 1887 г.

В 1908 г. положения Бернской конвенции были существенно пересмотрены. Так, был расширен круг охраняемых произведений (охрану получили произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии). Был предусмотрен ряд новых прав (право композиторов разрешать адаптирование их произведений для исполнения аппаратами механического воспроизведения и др.), расширились нормы, регламентирующие право на перевод, были внесены положения, защищающие авторские права вне зависимости от соблюдения каких-либо формальностей. Также был установлен срок охраны авторского права в течение жизни автора и 50 лет после его смерти [10]. Текст Бернской конвенции также пересматривался в 1914, 1928, 1948, 1967 и 1971 гг. Благодаря постоянному совершенствованию ее положений, Бернская конвенция продолжает оставаться важнейшим основополагающим договором в области авторского права [9].

Российская империя же, не подписав Бернскую конвенцию, осталась свободна от всяких международных обязательств по защите авторских прав. С тех пор в России существовала практически полная свобода перепечатки и переводов литературных произведений иностранных авторов, а также свобода воспроизведения иностранных музыкальных и художественных произведений [5].

Д. И. Гальперин-Каминский в труде «Общая польза авторского права» приводит данные из статьи Г. И. Пиленко за несколько месяцев 1892 г. о среднем процентном отношении числа страниц в русских журналах, заполненных переводами — 41 %, тогда как в заграничных изданиях было не более 4–6 % переводных статей. Весьма значительная доля переводных статей и романов в русских журналах связывается авторами с тем, что издатели журналов видели бо́льшую выгоду в публикации произведений уже известных иностранных авторов, расходы на которую состояли только в оплате труда переводчика, нежели в публикации произведений малоизвестных русских авторов, которым пришлось бы выплачивать авторский гонорар. Переводчики иностранных произведений торопились опередить других, делая «скороспелые литературные переводы», многие из которых стали «могилой для оригиналов». В свою очередь, иностранные издатели, не встречая никаких юридических препон со стороны заинтересованных русских авторов, проделывали над их произведениями всевозможные манипуляции, сокращали и урезали их иногда до неузнаваемости [11]. Таковы были результаты отсутствия международных конвенций.

В связи с продолжающимся экономическим и промышленным развитием общества, расширением международных связей и торговли необходимым шагом в развитии института авторского права в Российской империи явилось принятие в 1911 г закона «Об авторском праве», обновивший законодательство в области интеллектуальной собственности.

В текст документа вошли некоторые положения Бернской конвенции, немецких и французских законов об авторском праве. Кроме того, закон 1911 г ориентировался на западноевропейскую доктрину авторского права, согласно которой права делились на личные неимущественные и имущественные. Таким образом, на момент его принятия новый закон соответствовал всем общепринятым мировым стандартам.

После Октябрьской революции 1917 г прежнее гражданское право, в т. ч. и авторское право, было отменено. Советское государство начало создавать новые нормы, регулирующие авторское право социалистического типа.

Э. П. Гаврилов выделяет следующие этапы развития советского авторского права:

  1. Декреты 1917–1919 гг.,
  2. Основы авторского права СССР 1925 г.
  3. Основы авторского права СССР 1928 г. и принятые в их развитие республиканские законы.
  4. Основы гражданского законодательства Союза CСP и союзных республик 1961 г. и республиканские гражданские кодексы (1964–1965 гг.),
  5. Принципиальные изменения, внесенные в 1973 г. в Основы и гражданские кодексы в связи со вступлением СССР в международные соглашения по авторскому праву [12].

Декреты 1917–1919 гг. были приняты в период социалистической национализации и «военного коммунизма». Декретом ВЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве» была установлена государственная монополия продолжительностью в 5 лет на произведения, срок авторских прав на которые истек [13]. Далее были приняты Декрет СНК РСФСР от 26.11.1918 «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», давший право Народному комиссариату просвещения национализировать любое научное, литературное, музыкальное или художественное произведение [14], и Декрет СНК РСФСР от 10.10.1919 «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства».

Необходимо отметить, что, национализируя монополию на издание произведений, декреты, тем не менее, охраняли права авторов этих произведений. Основывался такой подход на идеологии: в буржуазном обществе произведения литературы, науки и искусства представляют собой товары, обмениваемые на деньги; автор является товаропроизводителем, а капиталист — товаровладельцем, извлекающим прибыль от проданного ему автором произведения. Революция же превратила советское государство в «защитника и заказчика» авторов [16].

После ряда изменений законодательства об авторском праве было принято Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 30.01.1925 «Об основах авторского права», позднее замененное Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 «Основы авторского права». Э. П. Гаврилов отмечает, что основы авторского права 1928 г. принципиально не отличались от Основ 1925 г., а многие нормы Основ 1928 г. вошли в Основы гражданского законодательства и в республиканские гражданские кодексы 1964–1965 гг. [12].

Защита авторским правом в СССР была автоматической — произведение защищалось со времени своего создания без необходимости какой-либо регистрации. Объектами авторского права признавались только творческие работы, выраженные в какой-либо объективной форме. Срок охраны авторских прав был значительно меньшим, чем на Западе. Также предоставлялась свобода перевода — каждая работа могла быть переведена и затем опубликована без согласия автора оригинала [17], [18].

Основы авторского права 1928 г. действовали более 30 лет, дополняясь и конкретизируясь целым рядом подзаконных актов.

В 1961 году структура советского законодательства об авторском праве была полностью изменена. Впервые законы об авторском праве были включены в Гражданский кодекс и больше не являлись отдельным законодательным актом. 8 декабря 1961 года Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». Раздел IV этих «Основ» был посвящен авторскому праву. Закон 1961 года признал два различных класса авторских прав, предоставляемых автору, названных «личными правами» и «имущественными правами» в советской юридической доктрине. В соответствии новым законом, в некоторых случаях авторское право могло признаваться не только за физическими, но и за юридическими лицами [19].

27 февраля 1973 года СССР, до этого не участвовавший ни в каких многосторонних международных соглашениях по авторскому праву, присоединился ко Всемирной конвенции об авторском праве (ВКАП) 1952 года. Сама конвенция вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г. В связи с этим советское законодательство по авторскому праву было адаптировано к нормам ВКАП. Основные изменения были внесены указом Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик» от 21 февраля 1973 г. В числе изменений, внесенных Указом, можно отметить следующие:

  1. До Указа от 21 февраля 1973 г. субъектами советского авторского права признавались авторы, их наследники, Советское государство в целом и в некоторых случаях юридические лица. Указ расширил круг лиц, за которыми признается авторское право, включив в их число и других правопреемников автора (например, издательства).
  2. Право на перевод. Новый указ отошел от ранее действовавшего принципа свободы перевода и ввел нормы, в соответствии с которыми перевод произведения на другой язык в целях выпуска в свет допускается не иначе, как с согласия автора или его правопреемников.
  3. Для приведения в соответствие советского законодательства с правилами Всемирной конвенции ранее предусмотренный в СССР срок охраны авторского права (действовавшего в течение жизни автора и 15 лет после его смерти) был увеличен: авторское право стало действовать в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти.
  4. Бездоговорное использование произведений, охраняемых авторским правом, т. е. без согласия автора и в ряде случаев без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведения которого используются, и источника заимствования [20], [21].

Институт авторского права в период существования СССР практически полностью контролировался государством. В последние годы существования СССР зарождающиеся рыночные отношения вызвали необходимость обновления правового регулирования, в связи с чем были разработаны Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г, содержащие раздел, посвященный охране авторских и смежных прав. После распада СССР Основы 1991 г вступили в силу в Российской Федерации 3 августа 1992 г, нормы Основ, касающиеся правового регулирования в области авторских и смежных прав, действовали до вступления в силу Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

9 июля 1993 г был принят и 3 августа 1993 г вступил в силу Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», что стало важным этапом в развитии авторского права в России. И. А. Близнец отмечает, что на момент его принятия этот Закон соответствовал всем международным стандартам в данной области, что позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных договоров в области охраны авторского права и смежных прав. 13 марта 1995 г Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции. Почти одновременно с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» принимаются и другие законы по охране авторского права: Закон РФ «O правовой охране топологии интегральных микросхем», Закон РФ «O правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»; Закон РФ «O селекционных достижениях»; Закон РФ «O вывозе и ввозе культурных ценностей».

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу в связи с принятием 18 декабря 2006 года действующей в настоящее время части четвертой Гражданского кодекса РФ, которая полностью посвящена правовой регламентации отношений в области защиты интеллектуальных прав. Принятие и вступление в законную силу части четвертой Гражданского кодекса РФ можно считать итогом длительного процесса адаптации российского законодательства о защите авторских прав к условиям рыночной экономики [22].

Проведённый анализ истории возникновения и развития законодательства об интеллектуальной собственности позволяет сделать следующие выводы:

  1. В неразвитом социально и технически обществе отсутствовала потребность в правовом регулировании отношений по использованию интеллектуальной собственности. С развитием общества увеличивалась и необходимость в охране прав авторов. Каждый новый способ использования результатов интеллектуальной деятельности, предлагаемый научно-техническим прогрессом, придает новый импульс развитию законодательства об интеллектуальной собственности.
  2. Авторское право первоначально возникло и развивалось как право на использование литературных произведений. В таком виде авторское право было направлено в большей степени на защиту прав издателей и книготорговцев, нежели прав авторов произведений.
  3. Сравнивая процесс возникновения и развития авторского права в России и в странах Западной Европы, необходимо отметить, что законодательство России об авторском праве начало развиваться позже, чем на Западе, что можно связать с более поздним развитием печатного дела и возникновением частных типографий, а также с отсутствием социальных условий, необходимых для зарождения и развития авторского права.
  4. С конца XIX века можно отметить тенденцию к унификации законодательства отдельных государств по регулированию прав интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Есипова, В. А. История книги: Учебник по курсу «История книжного дела». –Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. — 628 с.
  2. Кобыляцкий, Д. А. Правовая охрана произведений в сети интернет. Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». Ростов-на-Дону, 2015
  3. Коэн, Р. Писать как Толстой: Техники, приемы и уловки великих писателей.- ООО «Альпина Паблишер», 2018
  4. Козлова, Е. Б. История печатных средств информации: Учебное пособие. — Моск. гос. ун-т печати.Москва: МГУП, 2008. 202 с.
  5. Канторович, Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения (второе значительно дополненное издание). — Петроград, склад издания в конторе общества «Брокгауз-Ефрон»,1916г.
  6. Е. М. Полянская, В. Д. Кадовбенко. История возникновения и развития авторского права в российской федерации и в зарубежных странах / URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36855375_77822396.pdf (дата обращения 16.01.2020)
  7. Статут королевы Анны 1710 г.
  8. Володькова, Е. Н. Становление и развитие авторского права в Российской империи. Закон и право. 2019. № 9. С. 47–49.

9. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев. — М.: Проспект, 2015. — 330 с.

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  2. Гальперин-Каминский И. Д. Общая польза авторского права: [доклад, читанный в Русском обществе книгопродавцев и издателей 15 января 1894 года, и перед Советом и Специальной комиссией Русского литературного общества 17 января 1894 года]. — СПб., 1894.
  3. Гаврилов, Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития / Гаврилов Э. П.; Отв. ред.: Рассудовский В. А. — М.: Наука, 1984. — 222 c.
  4. Декрет ВЦИК от 29.12.1917 «О государственном издательстве» «СУ РСФСР», 1918, N 14, ст. 201
  5. Декрет СНК РСФСР от 26.11.1918 «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» / «СУ РСФСР», 1918, N 86, ст. 900
  6. Декрет СНК РСФСР от 10.10.1919 «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» / «СУ РСФСР», 1919, N 51, ст. 492
  7. Серебровский, В. И. Вопросы советского авторского права / Академия наук СССР. Институт права им. А. Я. Вышинского; В. И. Серебровский. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. — 283 с.
  8. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 30.01.1925 «Об основах авторского права» / «СЗ СССР», 1925, N 7, ст. 67
  9. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 «Основы авторского права» / «СЗ СССР», 1928, N 27, ст. 246
  10. Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» / «Свод законов СССР», т. 2, с. 6, 1990 г.
  11. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик» от 21 февраля 1973 «Ведомости ВС СССР», 1973, N 9, ст. 138
  12. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Междунар. отношения. — 176 с. 1978
  13. Болдырев, С. И. Авторские права в современном информационно-телекоммуникационном пространстве Российской Федерации: гражданско-правовое регулирование и защита. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Курск, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, СССР, произведение, Бернская конвенция, интеллектуальная собственность, Российская Федерация, автор, РФ, Россия, Западная Европа.


Задать вопрос