В данной статье мы рассмотрим, что такое интернет-пиратство, его виды и формы. Также расскажем об истории интернет-пиратства и почему до сегодняшнего дня оно растет с каждым годом, почему его невозможно запретить.
Развитие интеллектуальной собственности было на протяжении существования человека. В начале это хорошо проявилось с возникновением книгопечатания, люди не просто издавали книги, но и обретали некоторые права по отношению к своему продукту. Тогда и появилось авторское право, которое было узаконено на Бернской конвенции в 1886г. Далее началось формирование прообраза патентного права, это было связано с появлением фабричных предприятий. Работники данных предприятий начали вводить в производство различные технологии, следовательно, каждый был заинтересован в том, чтобы его труд был исключительным. Следующий этап 20–21 век, в это время научные открытия совершались достаточно часто, а интернет повлек появление научного общества, а также развил правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности и это повлекло появлению организаций по защите прав интеллектуальной собственности. [1]
Согласно интернет-энциклопедии Википедии, «компьютерное пиратство — жаргонный термин, означающий копирование и распространение произведений, защищенных копирайтом, без ведома правообладателя.
В России положение защиты авторских прав в ужасном положении. Права ежесекундно нарушаются, люди скачивают различные фильмы и т. п. На данный момент, Россия находиться в числе лидеров по производству и потреблению пиратской продукции и входит в 10 стран по использованию пиратской продукции. Причины этого нужно искать в уникальной специфике быта россиян. Это есть нарушение законодательства по отношению к продуктам интеллектуального труда. Применительно к копирайту термин «пираты» используется с середины XIX века для обозначения издателей, перепечатывающих книги (ноты, гравюры и т. д.) без выплаты авторских отчислений — роялти. Иными словами, оно указывает на контрафакцию, совершаемую в промышленных масштабах. [3]
На данный момент пиратство распространяется на книги, музыку, фильмы, компьютерные игры и тп. И все это в свободном доступе в интернете, процесс получения ресурсов данным путем это интернет-пиратство. Пиратство касается многих областей, таких как подделка фирменной одежды, аксессуаров и т. п. Исходя из списка ниже невозможно отметить то, что все категории тесно связаны между собой. [4]
Выделяют 5 форм компьютерного пиратства:
- Копирование файлов из интернета;
- Установка и использование пиратских программ на компьютеры;
- Изготовление подделок;
- Нарушение лицензии;
- Интернет-пиратство.
Рассмотрим основные причины появления и распространения этого явления:
- Экономический. Это одна из основных причин, он включает в себя экономическую неспособность оплачивать покупки продукта и такое положение у основной массы населения, поэтому это приводит к пиратским методам получения информации. [5]
- Государственная цензура и ограниченность рынка в плане продажи медиа-продуктов.
- Психологический. Данная причина проявила себя с самого начала формирования интернет пиратства и обусловлено это особенностями русского характера, обычаями и традициями и т. д. Причины появления компьютерного пиратства свойственны не только России, появлением ограничения на использование чужой интеллектуальной собственности привело к изменению психологических понятий: И вместо того, чтобы культивировать среди чувство уважения к работе своих товарищей, преждевременный расчет на защиту от копирования привел к подсознательному представлению, будто, взломав программный пакет, человек «заработал» право им пользоваться. Видя ограничения в технических навыках, многие вскоре почувствовали, что свободны делать все, что им захотелось и ничего им не будет. [5]
- Технический. Достаточная техническая оснащенность повлияли на развитие интернет пиратства.
- Историко-культурологическая причина связана с политикой государства. В качестве примера можно привести СССР: в то время когда нарушали авторские права на издание книг иностранных писателей и это с учетом того, что стоимость книг была достаточно низкой, да и у основной массы было отличное финансовое положение, то есть они могли позволить себе покупку какого-либо продукта. Государственные субсидии были основными факторами развития Советского книгоиздательства. С переходом из Советского Союза в Российскую Федерацию пришло изменение в политике государства, в том числе сократилось субсидирование издательского дела. Данный бизнес стал частным и это повлекло за собой повышение цен на книжные издания. [1]
А также, данная ситуация прослеживалась в сфере звукозаписи. В Советское время была одна государственная звукозаписывающая фирма «Мелодия» и после распада СССР она отошла в руки частной фирмы. Культурологической особенностью в нашей стране является то, что российские артисты основной свой доход получают от сборов с концертов, а не с продажи дисков, в отличии от других стран. [3]
В том числе, как и в сфере звукозаписи, в киноиндустрии наблюдалась подобное явление. Все киностудии принадлежали государству, следовательно, и бюджет фильма оплачивался государством, а после перехода производство фильмов точно также отошло в частные руки.
А что касается программного обеспечения? Когда в Америке программное обеспечение как интеллектуальная собственность защищалось в 1970г., в нашей стране об этом никто не думал. Единственный случай упоминания об авторских правах был связан с именем Алексея Пажитнова — создателя всемирно-известной игры «Тетрис», права которой были выкуплены у автора одной американской компанией. [1]
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что какова бы не была обстановка в области авторских прав в России. За время существования СССР выросло 6–7 поколений, которые не представляют себе, что такое авторские права, которые до сих пор считают, что копии интеллектуальной собственности — это легкий, дешевый и доступный способ получения информации.
Правовое обеспечение интеллектуальной собственности с начала 1990-х годов было на низком уровне и это поспособствовало развитию первым российским пиратским компаниям. С массовым распространением аудио- и видеомагнитофонов появилось много частных предприятий, которые нарушали авторские права. Во времена перехода это тоже существовало, но оно не имело такого масштабного характера в силу технической ограниченности самих нарушителей.
Лицензионных аудио- и видеокассет практически не было. Это тоже внесло свой вклад на понятие «авторское право». И крупных производителей, так же, как и издателей, не было. Следовательно, программы для компьютеров были пиратскими.
С появлением интернета ситуация не менялась и это плохо отразилось для книгоиздателей и т. п., во всем была вина появления электронных книг. Издатели потерпели большие убытки и доход был только по изданиям учебной и научной литературе. С появлением первых электронных библиотек ситуация с издательским бизнесом еще более усугубилась, примером послужит библиотека Максима Мошкова, которая была открыта в 1994 году. [2] Создатель получал письменные разрешения на размещение произведений в своей библиотеке от различных авторов, но большинство текстов поступала от читателей, которые набирали или сканировали понравившиеся произведения и отправляли их, не спрашивая на это разрешения у авторов. И когда фонды библиотеки возросли, многие люди не покупали, а скачивали книги. Сам Максим Мошков пишет, что в недалеком прошлом автор мог контролировать распространение своих книг, а сейчас он не в состоянии этого делать, отслеживать движение битов по проводам. Закон должен фиксировать некоторое состояние общественных взглядов на нормальность совершаемых действий. К примеру, давая почитать книгу знакомым или соседям, с точки зрения автора, наносим удар по его карману. Однако подобное действие современное общество не воспринимает как «беззаконное» или «аморальное». Невозможно не согласиться с автором этих слов не признавая тот факт, что «авторское право в той форме, в которой оно существует, никоим образом не соответствует реалиям Интернет. Оно работает только для материальных предметов — бумажных книг, грампластинок, компакт-дисков и т. п. Старые законы не могут охватить нынешние объекты права в интернет, и их нужно изменить. А именно нужно создать полностью новые концепции авторского права специально для интернета. [6]
Несмотря на предъявляемые иски о нарушении авторских прав, библиотека Максима Мошкова является самой известной в интернете и имеет несколько премий, в том числе Национальную интернет-премию и гранта на 1 миллион рублей от Роспечати на развитие библиотеки. По словам Мошкова, библиотека была собрана для читателя, следовательно из этого вытекают ее достоинства. Мошков получает тысячи благодарственных писем каждый день. За время деятельности он познакомился с большим количеством авторов, произведения которых на данный момент размещены в библиотеке. Следовательно, вклад подобных интернет-библиотек неоспорим, они способствуют повышению уровня информационного обмена, интерактивному общению между читателями и писателями, между авторами и издателями. Следовательно, это порождает взаимовыгодные контакты и предоставляет собой возможность бесплатной рекламы новых книг в интернете, что дает популярность писателям, а также способствует увеличению читателей. [6]
С появлением аудио формата мр3 люди начали бесплатно скачивать музыку из интернета. На тот момент в России Интернет еще только начал распространяться, в то время как в Америке уже был первый прообраз пиринговой сети Napster. Она позволяет легко обмениваться треками с другими людьми, что привело к обвинениям в нарушении авторских прав в музыкальной индустрии. Несмотря на то, что сервис был остановлен по решению суда, он привел к появлению других подобных сетей. Большинству пользователей нравилось скачивать песни без оплаты за весь альбом. Также у народа появилась возможность скачать музыку, которую они приобрели до популяризации компакт-дисков. [5]
Также есть еще один тип файлообменной сети — торрент-трекеры. Они дают возможность обмениваться файлами, содержащими не только музыку, но и фильмы и т. д. На данный момент Торрентов достаточно много, и они очень популярны.
Невозможно отметить то, что на данный момент пиратские продукты начинают появляться с начала XXI по всему миру, в Аргентине, Болгарии, Германии, США, Финляндии, России, всего около 33 стран которые входят в пиратский интернационал. Это объединение пиратских партий организует форумы и координирует деятельность пиратских партий всего мира, направленную на реформирование устаревшей системы авторских прав и патентов. Масштабность распространения пиратских партий говорит о глобальности назревшей проблемы и о необходимости ее разрешения всеми странами. [3]
Давайте вернемся к нашей основной теме, а именно торрентам, которые являются почти самыми крупными бесплатными источниками пират-файлов. Используя их люди могут скачивать различные фильмы, игры и т. п. И это вошло в наш быт, и мы не представляем свою жизнь без них. На настоящий момент, интернет стал большим источником бесплатного контента. Исходя их этого понятно популярность интернет пиратства. Если взять в качестве примера данные газеты «Наша Газета»: «53 % опрошенных признались, что скачивают пиратские материалы из интернета и пиратство не осуждают. По поводу музыки, фильмов и книг большинство горожан единодушны и считают, что все это должно быть доступным и бесплатным — по крайней мере, для первого ознакомления. Всего в опросе приняли участие 529 человек». [3]
Если уничтожить пиратство, то следующий день будет конец для популярной сети YouTube, том числе ждал конец и «Живой журнал», так как был бы дефицит картинок, различных цитат, новостей и т. п. Что касается киноиндустрии, то вред пиратства не велик, так как там основной доход — это прокат фильмов. Если взять музыкальную индустрию, то пиратские версии, выпущенные раньше срока, не влияют на популярность треков, а даже наоборот помогают в наборе популярности. [4]
Из этого можно сделать вывод, что многие используют пиратские версии продуктов, файлов и т. п. и большинство людей это одобряют и не видят жизнь без этого. Если взять смысл этого всего, то некоммерческий обмен не является пиратством, но конечно же в данной ситуации будут и совершенно противоположные мнения. Но как же авторы различных произведений и т. д.? Их можно понять, они хотели бы получить гонорар за свой труд и на данный момент сделать это становится более труднее. Достаточно часто правообладатели становится посредниками между авторами и потребителями, выкупая произведения, они диктуют свои условия и в интернете законы не всегда имеют свою силу. Следовательно, с учетом особенностей сущности копирайта, необходимо изменить ее. [5]
Литература:
- Кулагин А., Белов В., Денисов Г. Интеллектуальная собственность требует защиты // Российский экономический журнал. — 1996. — № 3
- Орехов А. М. Интеллектуальная собственность как объект философского исследования // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 1997. — № 1.
- Косовец А. А. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. — 1997. — № 4.
- Мамаев В. М. Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. — 1996. — № 4.
- Интернет пиратство вчера и сегодня http://cyberleninka.ru/article/n/internet-piratstvo-vchera-i-segodnya
- Максим Мошков: Что вы все о копирайте. Лучше бы книжку почитали (Библиотеке копирайт не враг) http://www.lib.ru/COPYRIGHT/computera.txt