Формирование системы правового регулирования института авторского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Таласпаева, А. А. Формирование системы правового регулирования института авторского права / А. А. Таласпаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74976/ (дата обращения: 17.12.2024).



С древних времен люди проявляли творческий потенциал, выражавшийся в создании произведений различных видов самыми разными способами. Наличие большого количества материальных и нематериальных результатов творческого труда человека требовало закрепления соответствующих норм, регулирующих охрану и защиту плодов творчества. Однако, формирование системы нормативного регулирования отношений в области авторского права официально начинается лишь в XIII-ом веке в Великобритании с принятием «Статута королевы Анны». Данный акт вступил в силу 10 апреля 1710 года и был назван в честь Анны Стюарт, в период правления которой он был принят, полное название данного документа звучало как «Акт о поощрении учености путем наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени». Положения указанного закона закрепляли четырнадцатилетний срок прав издателя на опубликованное произведение, кроме того, запрещалось тиражирование произведений, опубликованных без согласия автора в течение данного срока. При жизни автора этот срок мог быть продлен еще на четырнадцать лет однократно, в последующем произведение переходило в общественное достояние [7].

Вслед за Великобританией другие европейские страны стали активно браться за написание норм, устанавливающих защиту и охрану прав авторов. Следует отметить, что разные страны по-разному подходили к определению прав автора на произведение. Так, во Франции положения Декрета Учредительного Собрания от 1789 года гласили, что всё, что является творчеством автора, является общественной собственностью, поскольку творчество направлено на публику [10, с. 43].

Напротив, законодательство Испании, а именно, Указ короля Карла III от 1763 года, закреплял исключительное право на издание произведения за его автором, а после смерти данное право переходило в порядке правопреемства наследникам.

Примерно в это же время начинает формироваться американское законодательство в области авторского права, основу которого составляло законодательство Великобритании [11, с. 10].

В 1886 году в Швейцарии принимается знаменитая Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений [2], которая ознаменовала собой начало международной защиты авторского права. Положения данной конвенции закрепляют основные принципы международного авторского права, которые применяются по сей день. К ним относятся принцип национального режима, независимость охраны, автоматическая охрана и презумпция авторства.

В последующем Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, признала за авторским правом статус основного права человека. Так, ст. 27 Всеобщей декларации гласит, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, пользоваться всеми искусствами, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Кроме того, каждый человек имеет право на охрану личных неимущественных и имущественных интересов, вытекающих из научного, литературного или художественного труда, автором которого он является [1].

В XX веке в связи с развитием научно-технического прогресса, и как следствие, появлением новых объектов интеллектуальной собственности был принят ряд конвенций, направленных на их охрану. Так, огромное значение для того времени сыграло принятие в 1951 году Женевской конвенции, положения которой закрепляли основополагающие правила в отношении результатов интеллектуальной собственности, провозгласив принцип, согласно которому результаты творческого труда, созданные на территории одной страны, охраняются авторским законодательством на территории другой страны по общему правилу при наличии соответствующего международного соглашения [3].

В России авторское право зародилось намного позже. Связано это было с особенностями политического и социального экономического положения в государстве. Сфера издательства концентрировалась в руках государства, как и многое другое. Первые акты, ознаменовавшие начало правовой охраны авторского права в России, были приняты в 1828 году — Цензурный Устав и Положение о правах сочинителей, последний акт позже в 1830 году был изменен и расширен — Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Положение 1828 года устанавливало срок охраны произведения: оно подлежало охране в течение жизни автора и последующие 25 лет после его смерти, впоследствии оно становилось достоянием общества. Спецификой правовой охраны произведений в тот период являлось то, что охране подлежали лишь те произведения, при создании которых были соблюдены строгие цензурные правила. Положение 1830 года значительно расширило перечень произведений, права на которые приравнивались к авторским. Так, охране подлежали песни, сказки, повести, частные письма, статьи в журналах, иных периодических изданиях. Кроме того, новое Положение увеличивало срок правовой охраны произведения до 35 лет после смерти автора, в 1857 году указанный срок составлял 50 лет [8].

Следующим этапом развития отечественного авторского права стало принятие в 1911 году Положения об авторском праве, которое ознаменовало собой прогрессивный шаг страны к совершенствованию авторского законодательства. Акт объединил в себе положения Бернской конвенции, участником которой, Российская империя на тот момент не являлась, и законодательства зарубежных стран, а именно Германии и Франции. Новеллой для отечественного авторского права стало закрепление норм об издательском договоре, а также возможность отчуждения исключительных прав на произведение. Таким образом, в законодательстве была осуществлена замена понятий «литературная и художественная собственность» на «исключительное право» [9].

В советский период действие предыдущего законодательства было отменено. В Декрете от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве» [4] снова вводится государственная монополия на издание произведений сроком на пять лет. Принятые в дальнейшем декреты также носили характер государственной монополии. Возврат к полноценному частному авторскому праву происходит в период принятия Закона РСФСР «Об авторском праве» в 1928 году [11, с. 12].

В 60–80-е годы законодательство СССР в области авторского права развивается, авторское право включается отдельным разделом в основы гражданского законодательства. Значительный вклад в развитие отечественного авторского права внесло подписание в 1973 году СССР Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года.

В 1993 году был принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» [5], положения которого в определенной степени дублировали основные постулаты предыдущего законодательства, при этом особое внимание уделялось институту смежных прав. Важная особенность данного закона заключалась в направленности на коммерческую составляющую авторского права: конкретизировалась охрана имущественных прав автора при заключении сделок. Последующие изменения в отечественном законодательстве в области авторского права были обусловлены присоединением России к Бернской конвенции в 1994 году.

Следующим важным шагом в развитии не только авторского права, но и в целом, интеллектуальной собственности, в России стало принятие в 2006 году части 4 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу в январе 2008 года [4]. Четвертая часть ГК РФ представляет собой систематизированные положения об интеллектуальной собственности: от перечня объектов интеллектуальной собственности до порядка их использования и защиты.

Проанализировав хронологию формирования системы нормативного регулирования авторского права, можно сделать вывод, что в связи с постоянным появлением новых объектов авторского права и способов их создания, положения авторского права постоянно совершенствуются. Об этом свидетельствуют многочисленные изменения, внесенные в последнее десятилетие в часть 4 ГК РФ.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН) от 10 декабря 1948 года // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года (часть 4) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1991 года № 5351–1 // СПС «КонсультантПлюс» (документ утратил силу).
  6. Декрет ВЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве» // СПС «КонсультантПлюс» (документ утратил силу).
  7. Близнец И. А. Учебник «Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы» // URL: http://lib.ru/PRAWO/BLIZNEC/zakon.txt (дата обращения: 31.10.2020).
  8. Полное собрание законов Российской империи: Собрание второе. Т. 5. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830–1885. 825 с.
  9. Полянская Е. М., Кадовбенко В. Д. История возникновения и развития авторского права в Российской Федерации и в зарубежных странах // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-avtorskogo-prava-v-rossiyskoy-federatsii-i-v-zarubezhnyh-stranah/viewer (дата обращения: 01.11.2020).
  10. Французская революция в документах, 1789–1794 // сост. Л. Я. Захер. 1926.
  11. Шаимова Ж. А. «Охрана и защита авторских прав». Омск. 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, положение, охрана, Россия, III, авторское законодательство, Бернская конвенция, Всеобщая декларация, государственная монополия, предыдущее законодательство.


Задать вопрос