Цифровизация городского пространства в стратегических планах развития городов Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 25.02.2020

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Ковалев, Д. В. Цифровизация городского пространства в стратегических планах развития городов Свердловской области / Д. В. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67542/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная статья рассматривает цифровую стратегические планы развития городов Свердловской области. Авторы анализируют роль отведенную цифровизации городского пространства в стратегических планах развития городов.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, информатизация, умный город.

Муниципальные образования Свердловской области декларируют внедрение элементов концепции «умный город» в качестве приоритетной задачи муниципального управления на последующие годы. Стратегический план развития Екатеринбурга утверждает процесс цифровизации городского пространства как ключевой для развития города и сохранения текущей динамики социально-экономических показателей, а также для позиционирования города как центра притяжения финансовых и инвестиционных ресурсов [1].

В тексте Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 г. цифровизации города уделяется немало внимания. В частности, в его содержание включена отдельная стратегическая программа «Цифровой Екатеринбург», в составе которой выделены ключевые направления развития города в сфере цифровых технологий, такие как: совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие гражданского общества и местного самоуправления на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий, своевременное внедрение информационных технологий для развития бизнеса, продвижение информатизации предоставления государственных услуг, внедрение системы управлении городскими процессами — «Умный город», повышение компетенций на рынке труда в сфере цифровой экономики [1].

Нижний Тагил в собственной стратегии социально-экономического развития до 2030 года упоминает «умный город» как основу стратегического видения будущего в части ЖКХ и транспортной сфере. При декларируемой «ориентации на человека», программа не учитывает необходимости создания «умного общества» и концентрируется лишь на высокой информационной обеспеченности [2].

Каменск-Уральский, несмотря на то, что стратегия его развития до 2030 года была утверждена 21.11.2018, не ориентируется на создание умного города в своих стратегических планах. Важная роль цифровых технологий в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг стратегией отмечается, однако действий по внедрению их в городское пространство никак не регламентируются [3]. Каменск-Уральский уже приступил к реализации части проекта «Умный город», однако единственным документом, в котором декларируется запуск проекта на территории Каменска-Уральского, является Постановление Администрации города Каменска-Уральского «О создании Рабочей группы по запуску и реализации проекта «Умный город» на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2019–2024 годы» [4].

Стратегия социально-экономического развития Полевского городского округа до 2035 года в качестве приоритетов развития, в числе прочих, выделяет устранение цифрового неравенства на территории городского округа, а также цифровизацию экономики и образования [5].

Новоуральский городской округ в своей стратегии долгосрочного социально-экономического развития лишь декларирует обеспечение развития информационного пространства, а также перевод 90 % предоставления муниципальных услуг в электронную форму и цифровизацию образовательного процесса [6].

Стратегия развития городского округа Первоуральск до 2035 года включает в себя Стратегическую программу «Умный город», комплекс мероприятий по ее внедрению должен послужить совершенствованию системы муниципального управления в целом, и повышению качества оказания муниципальных услуг в частности. Помимо города Екатеринбурга, городской округ Первоуральск — единственное муниципальное образование из рассмотренных, имеющее комплексную программу внедрения элементов концепции «Умный город» [7].

При всей сложности законодательной деятельности по вопросу нормативно-правового регулирования внедрения концепции «умного города», существует необходимость дальнейшей работы в этой сфере, вызывающаяся не только технологическим развитием страны, но и все более активным внедрением цифровых технологий в управление городским хозяйством и вовлечения в него городского населения. Несмотря на то, что законодательный процесс осложняется общей изменчивостью гражданского и административного законодательства, а также отсутствием устоявшейся судебной практики по схожим правоотношениям и ранее сформировавшимися административными барьерами, процесс не останавливается и его дальнейшая интенсификация становится одной из ключевых задач, способствующих эффективному проведению цифровизации городских пространств.

Большинство, рассмотренных в работе, муниципальных образований Свердловской области имеют в своих стратегиях развития задачи по цифровизации городского пространства, однако комплексными программами обладают лишь стратегии развития города Екатеринбурга и городского округа Первоуральск. Отсутствие комплексных программ несет значительные риски для муниципальных образований, принявших на себя повышенные обязательства по цифровизации городского среды путем вхождения в пилотный проект Минстроя «Умный город». Для устранения этих рисков необходимо внесение срочных дополнений к стратегиям развития муниципальных образований в части внедрения элементов концепции «умный город». Многие страны прошли этот путь до вступления на него России, однако их опыт не был в достаточной степени учтен при составлении плана цифровизации городских пространств так же, как и специфика современного российского законодательства и сложившаяся правоприменительная практика. В отсутствие адекватных и своевременных мер по исправлению ситуации, Россия может навсегда отстать от других стран в процессах внедрения элементов концепции «умный город».

Существующие недоработки в законодательной сфере проистекают, прежде всего, из попыток стандартизации подходов к внедрению элементов концепции «умный город» без учета местной специфики и предпочтению, отдаваемому законодателями цифровизации в сфере ЖКХ. Несмотря на относительную легкость внедрения и заметную финансовую выгоду при небольших затратах средств, сфера ЖКХ является лишь небольшой частью масштабного проекта цифровизации городского пространства. Однако, интенсификация законодательного процесса, а также разработки стандартов и методических рекомендаций, несомненно, ведут к повышению эффективности процессов цифровизации городского пространства в России.

Литература:

  1. Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года: утв. Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Екатеринбурга. — Режим доступа: https://clck.ru/GDn5C (дата обращения: 16.06.2019).
  2. «О стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил»: утв. Решением Нижнетагильской городской Думы от 31.01.2019 № 2-П [Электронный ресурс] // Официальный сайт Нижнетагильской городской Думы. — Режим доступа: https://clck.ru/MED5R (дата обращения: 20.09.2019).
  3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на период до 2030 года: утв. решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 21.11.2018 № 415 [Электронный ресурс] // Официальный портал города Каменск-Уральский. — Режим доступа: https://clck.ru/MED5L (дата обращения: 20.06.2019).
  4. О создании Рабочей группы по запуску и реализации проекта «Умный город» на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2019–2024 годы: Постановление Администрации города Каменска-Уральского от 28.05.2019 № 420 [Электронный ресурс] // База данных нормативно-правовых актов города Каменск-Уральский. — Режим доступа: https://clck.ru/MED5D (дата обращения: 20.06.2019).
  5. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Полевского городского округа на период до 2035 года: утв. решением Думы Полевского городского округа от 31.01.2019 № 153 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Полевского городского округа. — Режим доступа: https://clck.ru/MECts (дата обращения: 02.11.2019).
  6. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Новоуральского городского округа на период до 2030 года: утв. решение Думы Новоуральского городского округа от 27.01.2016 № 2 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы Новоуральского городского округа. — Режим доступа: https://clck.ru/MED4x (дата обращения: 02.11.2019).
  7. Стратегия развития городского округа Первоуральск до 2035 года: утв. решением Первоуральской городской думы от 28.02.2019 № 170 [Электронный ресурс] // Официальный сайт городского округа Первоуральск. — Режим доступа: https://clck.ru/MED4h (дата обращения: 02.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): городское пространство, городской округ, Первоуральск, Россия, Свердловская область, законодательный процесс, муниципальное управление, стратегический план развития городов, Стратегический план развития Екатеринбурга, умный город.


Похожие статьи

Отечественный и зарубежный опыт стратегического...

В Екатеринбурге работа по разработке Стратегического плана развития началась в 1999 г. Стратегический план развития Екатеринбурга, утвержденный решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 «О стратегическом плане развития...

Целеполагание как основа разработки приоритетов в системе...

Стратегический план развития муниципального образования «Город Екатеринбург» до 2020 года/ утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга». Ю.Корчагин и В.Логунов «Анализ проекта...

Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает...

Основные направления повышения эффективности системы...

Городские округа обладают высокой плотностью населения и сложным градообразующим инфраструктурным комплексом, что делает проблему градостроительной деятельности на данных территориях достаточно острой, поскольку планирование развития территорий...

Проблемы реализации полномочий муниципального образования...

С.. 14. Генеральный план развития городского округамуниципального образования «город Екатеринбург»

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие...

Городское планирование как система организации устойчивого...

Стратегическое направление городского развития.

Стратегическое планирование инновационного развития города.

Устойчивое городское планирование и моделирование устойчивых решений развития в Северном муниципальном округе Санкт-Петербурга.

Меры совершенствования развития территории муниципального...

Относительно муниципального управления, планирование развития территорий подразумевает разработку плана и направлений

На практике процесс планирования развития территорий не имеет единого алгоритма действий и стандартного набора элементов.

Применение механизмов муниципально-частного партнерства...

Стратегический план развития Екатеринбурга [Электронный ресурс] / Утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга» в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года...

Реализация проектов развития территории | Статья в журнале...

Реализация проектов развития территории. Автор: Тиунов Евгений Александрович. Рубрика: Экономика и управление.

Екатеринбург наряду с Новосибирском и Самарой лидирует по плотности жилищной застройки среди других миллионников.

Похожие статьи

Отечественный и зарубежный опыт стратегического...

В Екатеринбурге работа по разработке Стратегического плана развития началась в 1999 г. Стратегический план развития Екатеринбурга, утвержденный решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 «О стратегическом плане развития...

Целеполагание как основа разработки приоритетов в системе...

Стратегический план развития муниципального образования «Город Екатеринбург» до 2020 года/ утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга». Ю.Корчагин и В.Логунов «Анализ проекта...

Стратегическое планирование в муниципальном образовании

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает...

Основные направления повышения эффективности системы...

Городские округа обладают высокой плотностью населения и сложным градообразующим инфраструктурным комплексом, что делает проблему градостроительной деятельности на данных территориях достаточно острой, поскольку планирование развития территорий...

Проблемы реализации полномочий муниципального образования...

С.. 14. Генеральный план развития городского округамуниципального образования «город Екатеринбург»

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие...

Городское планирование как система организации устойчивого...

Стратегическое направление городского развития.

Стратегическое планирование инновационного развития города.

Устойчивое городское планирование и моделирование устойчивых решений развития в Северном муниципальном округе Санкт-Петербурга.

Меры совершенствования развития территории муниципального...

Относительно муниципального управления, планирование развития территорий подразумевает разработку плана и направлений

На практике процесс планирования развития территорий не имеет единого алгоритма действий и стандартного набора элементов.

Применение механизмов муниципально-частного партнерства...

Стратегический план развития Екатеринбурга [Электронный ресурс] / Утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга» в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года...

Реализация проектов развития территории | Статья в журнале...

Реализация проектов развития территории. Автор: Тиунов Евгений Александрович. Рубрика: Экономика и управление.

Екатеринбург наряду с Новосибирском и Самарой лидирует по плотности жилищной застройки среди других миллионников.

Задать вопрос