Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мещерякова, С. Е. Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования / С. Е. Мещерякова, И. Е. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67384/ (дата обращения: 30.03.2025).



В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных функций с развитием когнитивных процессов. Авторы описывают сравнительный анализ кружковой деятельности по теме исследования и делают вывод об эффективности реализации программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».

Актуальность исследования. Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируется картина мира, основы мировоззрения ребенка. В настоящее время проблема недоразвития речи у детей влечет за собой большие трудности, связанные с освоением детьми программы дошкольного образования. Среди причин трудностей письма, влияющих на дальнейшее обучение в общеобразовательной организации несформированность графомоторных навыков в дошкольном возрасте. Как указывают исследователи М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, В. А. Илюхина, А. Н. Корнев, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко и др. одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе является развитие графомоторных навыков. Изучением графомоторных навыков также занимались Н. Н. Волоскова, Б. Ф. Ломов, Т. С. Комарова, М. Г. Храковская и др.

Процесс формирования графомоторных навыков сложен для дошкольников как в психологическом, так и физиологическом плане. Как утверждал Н. А. Бернштейн «для обучения письму необходима ассоциация слуховых, речедвигательных и зрительных представлений с кинестетическим образом букв, обеспечивающейся сложным межанализаторным взаимодействием, в котором функциональные возможности двигательного анализатора имеют огромное значение» [1].

Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга. Различные точки зрения этой проблемы находят отражение в работах М. М. Безруких, Е. М. Беспаленко, Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, Г. В. Чиркиной, М. Е. Хватцева и др.

Поэтому именно в дошкольном возрасте важно создать условия для формирования базовых личностных качеств ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.

Исследователи в области дошкольного образования Н. Е.Веракса, А. Н Веракса, подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и соблюдение ряда психолого-педагогических требований. Одно из важных условий — это использование метода исследования «экспериментирование».

В связи с этим, проблему нашего исследования составляет процесс формирования познавательного интереса и графомоторное развитие старших дошкольников через экспериментирование. Как средство развития исследовательской активности дошкольников детское экспериментирование направлено на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Детское экспериментирование способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию и самореализации ребенка.

Вопросы детского экспериментирования частично получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, О. В. Афанасьевой и др. Н. Н. Поддьяков исследовал своеобразие и виды детского экспериментирования, Авторами О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольной образовательной организаций. Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в программах, используемых в ДОО «Улыбка» г. Богучара.

Объект исследования: процесс развития графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников.

Предмет исследования: экспериментирование как средство развития графомоторных функций и познавательной активности дошкольников.

Цель исследования: обосновать и практически исследовать эффективность условий организации и применения метода экспериментирования в развитии графомоторных функций и познавательной активности дошкольника.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МКДОУ «Богучарский детский сад «Улыбка». Всего участвовало в эксперименте 36 детей. Исследование началось в 2018 году и продолжается в настоящее время. Методы исследования — реализация программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментирование при реализации программ заключалось в выявлении особенностей проявления исследовательской активности старших дошкольников. С этой целью использовались специально созданные проблемные ситуации, требующие осуществления экспериментирования для выявления: возможности использования монотипии как технику для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и активизации познавательной активности; «Гласные и согласные буквы», «Буква «Р», как она звучит и почему?»; как растворяется гуашь при рисовании; для чего нужно учить стихотворения?; исследуем технику создания рисунка «Граттаж»; воскография в изобразительном искусстве; сказки-перевертыши в развитии речи и др.

В результате было получено 20 протоколов. Анализ данных осуществлялся по комплексным критериям:

1) принятие ребенком проблемной задачи или ситуации, требующей экспериментирования;

2) проявление интереса ребенка к экспериментированию;

3) особенности процесса экспериментирования по развитию познавательной активности;

4) особенности процесса экспериментирования в изобразительном искусстве;

5) отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка.

Далее, был проведен сравнительный анализ данных 2018 и 2019 года.

Данные анализа отражены в таблице 1. Обозначения: В — высокий; С — средний; Н — низкий.

Таблица 1

Критерии

2018 (кол-во детей)

2019 (кол-во детей)

в

с

н

в

с

н

1.Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования

17

10

9

23

12

1

2.Проявление интереса ребенка к экспериментированию

19

12

5

28

8

0

3.Принятие особенностей процесса экспериментирования по развитию познавательной активности

16

17

3

21

14

1

4.Принятие особенностей процесса экспериментирования в изобразительном искусстве

18

17

1

23

12

1

5. Положительное отношение ребенка к результату экспериментирования

16

14

6

22

14

0

Выводы: результаты исследования доказывают, что при реализации программ и при использовании метода экспериментирования старшие дошкольники достигают достаточно высокого уровня познавательной активности. Использование экспериментирования в образовательной деятельности старших дошкольников создает возможность повышения уровня познавательной активности и развивает графомоторные функции.

Данные, отраженные в таблице, показывают разность в уровнях развития в 2018 и 2019 годах. Дошкольники показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем критериям. Однако, отмечен и низкий уровень активности у 9-ти детей по первому критерию и в 2018 году. Но в 2019 году этот показатель изменился, в лучшую сторону. Только один ребенок имел низкий уровень. Но зная личность ребенка и его статус здоровья, этого результата можно было ожидать.

Таким образом, в исследовании реализована цель и решена проблема.

Полученные научно-практические результаты подтвердили эффективность использования экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

Литература:

  1. Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. 1966.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. — Мозаика-Синтез Москва, 2012. — С. 336.
  3. Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 132–135.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, детское экспериментирование, особенность процесса экспериментирования, изобразительное искусство, реализация программ, экспериментирование, дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательная активность дошкольников, проблемная задача.


Похожие статьи

Исследование эффективности применения фольклорных жанров для детей в коррекции звукопроизношения у младших школьников с дизартрией

В данной работе рассматривается эффективность использования различных жанров детского фольклора (таких как сказки, потешки, попевки и песни, считалки и скороговорки) в процессе логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения у учащихся...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника

В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Похожие статьи

Исследование эффективности применения фольклорных жанров для детей в коррекции звукопроизношения у младших школьников с дизартрией

В данной работе рассматривается эффективность использования различных жанров детского фольклора (таких как сказки, потешки, попевки и песни, считалки и скороговорки) в процессе логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения у учащихся...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника

В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Задать вопрос