Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 15.02.2020

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Мещерякова, С. Е. Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования / С. Е. Мещерякова, И. Е. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67384/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных функций с развитием когнитивных процессов. Авторы описывают сравнительный анализ кружковой деятельности по теме исследования и делают вывод об эффективности реализации программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».

Актуальность исследования. Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируется картина мира, основы мировоззрения ребенка. В настоящее время проблема недоразвития речи у детей влечет за собой большие трудности, связанные с освоением детьми программы дошкольного образования. Среди причин трудностей письма, влияющих на дальнейшее обучение в общеобразовательной организации несформированность графомоторных навыков в дошкольном возрасте. Как указывают исследователи М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, В. А. Илюхина, А. Н. Корнев, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко и др. одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе является развитие графомоторных навыков. Изучением графомоторных навыков также занимались Н. Н. Волоскова, Б. Ф. Ломов, Т. С. Комарова, М. Г. Храковская и др.

Процесс формирования графомоторных навыков сложен для дошкольников как в психологическом, так и физиологическом плане. Как утверждал Н. А. Бернштейн «для обучения письму необходима ассоциация слуховых, речедвигательных и зрительных представлений с кинестетическим образом букв, обеспечивающейся сложным межанализаторным взаимодействием, в котором функциональные возможности двигательного анализатора имеют огромное значение» [1].

Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга. Различные точки зрения этой проблемы находят отражение в работах М. М. Безруких, Е. М. Беспаленко, Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, Г. В. Чиркиной, М. Е. Хватцева и др.

Поэтому именно в дошкольном возрасте важно создать условия для формирования базовых личностных качеств ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.

Исследователи в области дошкольного образования Н. Е.Веракса, А. Н Веракса, подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и соблюдение ряда психолого-педагогических требований. Одно из важных условий — это использование метода исследования «экспериментирование».

В связи с этим, проблему нашего исследования составляет процесс формирования познавательного интереса и графомоторное развитие старших дошкольников через экспериментирование. Как средство развития исследовательской активности дошкольников детское экспериментирование направлено на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Детское экспериментирование способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию и самореализации ребенка.

Вопросы детского экспериментирования частично получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, О. В. Афанасьевой и др. Н. Н. Поддьяков исследовал своеобразие и виды детского экспериментирования, Авторами О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольной образовательной организаций. Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в программах, используемых в ДОО «Улыбка» г. Богучара.

Объект исследования: процесс развития графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников.

Предмет исследования: экспериментирование как средство развития графомоторных функций и познавательной активности дошкольников.

Цель исследования: обосновать и практически исследовать эффективность условий организации и применения метода экспериментирования в развитии графомоторных функций и познавательной активности дошкольника.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МКДОУ «Богучарский детский сад «Улыбка». Всего участвовало в эксперименте 36 детей. Исследование началось в 2018 году и продолжается в настоящее время. Методы исследования — реализация программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментирование при реализации программ заключалось в выявлении особенностей проявления исследовательской активности старших дошкольников. С этой целью использовались специально созданные проблемные ситуации, требующие осуществления экспериментирования для выявления: возможности использования монотипии как технику для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и активизации познавательной активности; «Гласные и согласные буквы», «Буква «Р», как она звучит и почему?»; как растворяется гуашь при рисовании; для чего нужно учить стихотворения?; исследуем технику создания рисунка «Граттаж»; воскография в изобразительном искусстве; сказки-перевертыши в развитии речи и др.

В результате было получено 20 протоколов. Анализ данных осуществлялся по комплексным критериям:

1) принятие ребенком проблемной задачи или ситуации, требующей экспериментирования;

2) проявление интереса ребенка к экспериментированию;

3) особенности процесса экспериментирования по развитию познавательной активности;

4) особенности процесса экспериментирования в изобразительном искусстве;

5) отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка.

Далее, был проведен сравнительный анализ данных 2018 и 2019 года.

Данные анализа отражены в таблице 1. Обозначения: В — высокий; С — средний; Н — низкий.

Таблица 1

Критерии

2018 (кол-во детей)

2019 (кол-во детей)

в

с

н

в

с

н

1.Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования

17

10

9

23

12

1

2.Проявление интереса ребенка к экспериментированию

19

12

5

28

8

0

3.Принятие особенностей процесса экспериментирования по развитию познавательной активности

16

17

3

21

14

1

4.Принятие особенностей процесса экспериментирования в изобразительном искусстве

18

17

1

23

12

1

5. Положительное отношение ребенка к результату экспериментирования

16

14

6

22

14

0

Выводы: результаты исследования доказывают, что при реализации программ и при использовании метода экспериментирования старшие дошкольники достигают достаточно высокого уровня познавательной активности. Использование экспериментирования в образовательной деятельности старших дошкольников создает возможность повышения уровня познавательной активности и развивает графомоторные функции.

Данные, отраженные в таблице, показывают разность в уровнях развития в 2018 и 2019 годах. Дошкольники показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем критериям. Однако, отмечен и низкий уровень активности у 9-ти детей по первому критерию и в 2018 году. Но в 2019 году этот показатель изменился, в лучшую сторону. Только один ребенок имел низкий уровень. Но зная личность ребенка и его статус здоровья, этого результата можно было ожидать.

Таким образом, в исследовании реализована цель и решена проблема.

Полученные научно-практические результаты подтвердили эффективность использования экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

Литература:

  1. Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. 1966.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. — Мозаика-Синтез Москва, 2012. — С. 336.
  3. Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 132–135.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, детское экспериментирование, особенность процесса экспериментирования, изобразительное искусство, реализация программ, экспериментирование, дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательная активность дошкольников, проблемная задача.


Похожие статьи

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника

В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Похожие статьи

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника

В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Задать вопрос