Проблемы судебной защиты права родителей на воспитание несовершеннолетних детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Знаменская, С. В. Проблемы судебной защиты права родителей на воспитание несовершеннолетних детей / С. В. Знаменская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67273/ (дата обращения: 16.01.2025).



В настоящее время в российских судах увеличилось количество споров, связанных с воспитанием детей. Процесс рассмотрения дел и исполнения судебных решений, касающихся судьбы детей, является сложным и весьма неоднозначным и неразрывно связан со многими психологическими аспектами лиц, участвующих в нем, которые также необходимо принимать во внимание.

Специфической чертой родительских прав является одновременно осуществление родителями своих обязанностей в отношении детей. Содержание родительских прав и обязанностей тесно связано с нормами нравственности и морали, что характеризует родителей как воспитателей. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей как воспитателей. Существенные черты родительских прав и обязанностей отражены в положения Семейного кодекса РФ. Их можно обобщить следующим образом:

– родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). Данная норма права распространяется и на родительские права и обязанности по воcпитанию ребенка;

– родительские права относятся к числу прав, ограниченных временем (за исключением случаев досрочной регистрации брака несовершеннолетнего в соответствии с п. 2 ст. 21 СК РФ и п. 2 ст. 13 СК РФ, а также эмансипации несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет (ст. 27 СК РФ). Ограничение родительских прав имеет существенное значение в разрешении споров об алиментных обязательствах родителей в отношении несовершеннолетнего;

– при осуществлении родителями своих прав и исполнении ими своих обязанностей приоритет имеют интересы ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Особое значение интересам ребенка придается в спорах, когда между интересами родителей (или одного из родителей) и интересами ребенка возникли или могут возникнуть противоречия;

– родители имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на воспитание совего ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Конституция РФ и Семейный кодекс РФ предусматривают общие права и обязанности родителей: защищать права и интересы своих детей с учетом их интересов.

Кроме того, родители в силу семейного законодательства вправе общаться с ребенком, участвовать в его воспитании, если ребенок проживает отдельно (п. 1 ст. 66 СК РФ), получать информацию о несовершеннолетнем из воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и др. (п. 4 ст. 66 СК РФ). Право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения закреплено в ст. 68 СК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители, независимо от их возраста, также имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях (ст. 48, 52 СК РФ); требовать при условии достижения ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке (ст. 49 СК РФ).

Все вопросы, касающиеся воспитания детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК РФ), а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен (ст. 57 СК РФ). Разногласия между родителями по вопросам воспитания детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд.

К таким спорам относятся споры об установлении и оспаривании отцовства; определение места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей; определение порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя.

Споры, связанные с лишением и ограничением родительских прав, образуют особую и самостоятельную категорию споров о детях, поскольку чаще всего направлены на защиту интересов ребенка от самого родителя. При этом итцом по спорам о лишении родительских прав может выступить не только второй родитель, но и прокуратура и орган опеки и попечительства.

Проблемы споров о воспитании детей возникают в ходе рассмотрения дела и на стадии исполнения решений. Чаще всего при рассмотрении иска по существу суды сталкиваются с проблемами правильного определения фактических обстоятельств, выявлением наличия нарушенного права заявителя; правильным применением сложившейся судебной практики. На стадии апелляционного рассмотрения судам не хватает времени на рассмотрение дела, что может привести к отмене решения и негативно повлиять на судьбу ребенка.

Суды сталкиваются и с несовершенством современного законодательства при разрешении споров о воспитании детей. Чаще всего норма права толкуется не так широко, как этого требуют установленные по делу обстоятельства при разрешении споров, а иногда наоборот — расширительное толкование ставит перед судом задачи поиска решения спора по своему внутреннему убеждению.

Так, статья 129 Семейного кодекса РФ не содержит указания на прекращение или сохранение прав и обязанностей родителей при их согласии на усыновление (удочерение) ребенка. Автор предлагает дополнить указанную норму следующим содержанием: и обязанности родителя, согласие на (удочерение) ребенка, до фактического усыновления (удочерения) в ребенка, за исключением случаев, ребенок в законом порядке на полное обеспечение.

Статья 73 Семейного кодекса РФ, регулирующая споры об ограничении родительских правах, при рассмотрении дел судом толкуется иногда расширительно, и суд строго ограничивает действие нормы рамками утсановленных обстоятельств по конкретному делу.

Гражданский процессуальный кодекс РФ практически не содержит норм, регламентирующих участие несовершеннолетнего в судебных спорах. При разрешении вопросов об определении места жительства ребенка, порядка общения с ребенком одним из родителей участие ребенка необходимо на всех стадиях судебного разбирательства. Только таким образом суд может дать объективную оценку представленным сторонами доказательствам и сопоставить их с интересами самого ребенка. Это становится особенно важным, когда сторона, не согласившаяся с решением суда первой инстанции, обжалует его. Суд апелляционной инстанции, не располагая временем на рассмотрение дела, изучает его только на бумажном носителе, чаще всего руководствуется сложившейся практикой, не видя всю глубину ситуации и не вникая скрупулезно в проблему интересов самого ребенка. В результате отмененное решение суда приводит к необратимым последствиям для сторон. Автор считает, что в структуру Гражданского процессуального РФ необходимо включить специальную об участия несовершеннолетних во всех качествах, для них, предусмотрев нормативные об их дееспособности, об на стадиях процесса, опроса (допроса) по дела, правах (в от процессуальной фигуры), участии специалиста-психолога, органа и и т. д. Затронутая проблема пересмотра решений на апелляционной стадии также актуальна. Требуется более тщательное рассмотрение дел о спорах в отношении несовершеннолетних детей судом апелляционной инстанции в случае когда какая-либо из сторон обжалует решение. Для разрешения проблемы автор предлагает внести дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ путем внесения гражданско-процессуальных норм, ставящих споры о детях в отдельную категорию дел, требующих пересмотра по правилам производства суда первой инстанции в любом случае при наличии апелляционной жалобы какой-либо из сторон. Также, автор предлагает внести дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ в виде правовых норм, предлагающим судьям, рассматривающих споры о воспитании детей в первой инстанции, при вынесении решения выражать в письменном виде особое мнение относительно установленных обстоятельств дела.

Существуют и проблемы с исполнением судебных актов, вынесенных по результатам разрешения спора о детях. На практике приставы-исполнители неизбежно сталкиваются с несовершенством исполнительного законодательства и часто руководствуются не нормами права, а собственным видением ситуации. Так, исполнение решения об определении места жительства ребенка невозможно без участия второго родителя, а решение суда об отобрании ребенка — без представителя органа опеки и попечительства. Автор для решения проблемы предлагает дополнить Федеральный «Об производстве» статьей 76.1 «Исполнительное по из отношений». Согласно нововведениям судебный пристав-исполнитель после возбуждения исполнительного производства по делам из семейных правоотношений сможет установить должнику срок для добровольного исполнения решения суда. В случае, если должник не исполнит решение суда без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения решения суда срок, норма права предусматривает штрафные санкции к должнику или иные меры воздействия. Участие второго родителя при исполнении решения суда об определении места жительства ребенка согласно нововведениям будет являться обязательным. Отказ родителя от личного участия в процедуре передачи ему ребенка без уважительных причин будет являться основанием для прекращения исполнительного производства.

По спорам о взыскании алиментов на содержание детей, также нередко возникают трудности с исполнением судебных актов. Причиной является недосказанность правоприменителя о способе исполнения решения суда. Так, при требований о взыскании в отношении к на и детей судами не во тот факт, что дети достигают совершеннолетия в время. В свою очередь, одним из детей, на содержание взысканы алименты, 18 лет в с п. 1 ст. 81 СК РФ влечет размера алиментов, судебным решением. В связи с этим, есть предложение о необходимости внесения дополнительных норм права в Гражданский процессуальный кодекс РФ. Новая норма права обяжет суд при вынесении решения в его резолютивной части указывать способ перечисления алиментов конкретно по каждому ребенку с обозначением срока окончания алиментных обязательств.

В заключение хочется отметить следующее. С какими бы проблемами не сталкивалось судопроизводство при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, автор полагает, что главным принципом в отправлении правосудия всегда должен быть интерес ребенка. Именно интересы детей должны быть отправной точкой при разрешении споров и являться связующим звеном между ребенком, родителями и государством. Принципу интересов ребенка должны следовать все участники судебного процесса, что позволит избежать детской душевной травмы или хотя бы значительно минимизировать детские переживания.

Литература:

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 10.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): СК РФ, ребенок, воспитание детей, Гражданский процессуальный кодекс, интерес ребенка, место жительства ребенка, разрешение споров, родитель, РФ, Семейный кодекс РФ.


Задать вопрос