Государственное регулирование миграционных процессов в Республике Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 08.02.2020

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Кан, С. К. Государственное регулирование миграционных процессов в Республике Саха (Якутия) / С. К. Кан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67218/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторами рассмотрены проблемы государственного регулирования миграционных процессов в Якутии, освещены направления регулирования данных явлений, представлены органы, регулирующие миграционные процессы в Республике Саха (Якутия), предложены пути решения по данной проблематике.

Ключевые слова: миграция, миграция населения, миграционный оборот, государственная политика, государственное регулирование.

Под миграцией в общем виде в науке подразумевают процесс перемещения населения между различными регионами, населенными пунктами, который завершается изменением места их пребывания или проживания [4, с. 96].

Для развития субъектов государства модели научного социального управления приобретают всё большее значение. Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в мире в последние годы, значительно повлияли на деятельность органов государственной власти в сфере миграции.

Следует согласиться с утверждением, что на интенсивность и направленность миграционных процессов влияют множеств разнородных факторов, среди которых важное место занимают показатели социально-экономического развития территории [7, с. 102].

Республика Саха (Якутия)  субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа, граничащий на западе с Красноярским краем, на юго-западе  с Иркутской областью, на юге  с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-востоке  с Хабаровским краем, на востоке  с Магаданской областью и Чукотским автономным округом.

Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Республики Саха (Якутия).

Согласно статистическим показателям Министерства внутренних дел по Якутии, в 2017 году в республике отмечалось увеличение численности мигрантов по сравнению с 2016 годом на 4,3 %. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности. Основной миграционный поток образуют граждане государств-участников СНГ  70 % от общего количества прибывших иностранных граждан, процентное соотношение которых, можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Прибывшие мигранты

Доля в числе прибывших мигрантов

Процентное соотношение

граждане Кыргызстана

22,8 %

граждане Таджикистана

18,4 %

граждане Армении

13,5 %

граждане Узбекистана

11,1 %

граждане Украины

6,0 %

Исследователи справедливо отмечают, что миграционная политика может быть направлена на получение экономической выгоды от присутствия мигрантов в регионе, что может быть достигнуто привлечением мигрантов, которые могут дополнить квалифицированный состав местного населения [2, с. 37].

Отмечено, что механизм миграционной политики, реализуемой на арктических территориях, должен быть трехуровневым: федеральным, региональным, муниципальным и включать в себя сочетание экономических, финансовых, организационных и административных инструментов [8, с. 60].

В Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» среди направлений не содержатся целевые ориентиры и инструменты решения проблемы оттока кадров с арктических территорий. Тем не менее среди ожидаемых результатов отмечается снижение оттока научно-технических работников и повышение спроса на высококвалифицированные кадры, более активное привлечение молодых специалистов и ученых [3].

Увеличение численности иностранных работников требует разработки дифференцированных механизмов в привлечении, отборе и использовании иностранной рабочей силы с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Саха (Якутия).

В целях актуализации целей, задач, основных направлений и механизмов реализации миграционной политики Республики Саха (Якутия) утверждена Концепция миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019–2022 годы [5]. В основе эффективного управления миграционными процессами лежит совокупность качественного функционирования соответствующих институтов и наличия необходимых механизмов по управлению ими.

Интересы федеральных органов управления в регионах представляют территориальные органы по вопросам миграции. Территориальным органам по вопросам миграции необходимо формировать региональную сеть для развития партнерских отношений с различными организациями, что может стать одним из вариантов решения проблемы интеграции мигрантов на рынке труда, их трудоустройства. Структура организации такого органа должна позволять своевременно реагировать на изменения в объемах, структуре и характере миграционных потоков, облегчать решение вопросов, связанных с местными условиями.

В Республике Саха (Якутия) интересы федеральных органов управления в регионах представляет Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия). Основными задачами Управления являются: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; осуществление федерального государственного контроля (надзора) и оказание государственных услуг в сфере миграции; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Управление ФСБ России по Республике Саха (Якутия) осуществляют надзорные полномочия в миграционной сфере, точнее, иммиграционный контроль.

Также основную роль выполняют органы службы занятости населения. При этом такие общие механизмы, как мониторинг заявок работодателей на привлечение рабочей силы; совершенствование порядка выдачи разрешений и расширение перечня профессий; социальная и культурная адаптация мигрантов; содействие трудоустройству местных трудовых ресурсов; организация прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; привлечение высококвалифицированных кадров; финансовой поддержки при переселении в другую местность для трудоустройства или обучения, указаны в стратегии Республики Саха (Якутии).

Затрагивая проблематику выявления основных причин в области организационных основ по регулированию миграционных процессов, эксперты в целом называли следующие:

– отсутствие квалифицированных специалистов по миграции;

– несоответствие законодательной базы в миграционной сфере;

– слабая методическая и методологическая основа [1, с. 63].

В результате исследования мы приходим к выводу, что необходимо предусмотреть следующие механизмы реализации государственного регулирования в Республике Саха (Якутия):

1) объединить действия органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, что направлены на совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации в Республике Саха (Якутия);

2) совершенствовать законодательную базу по вопросам миграции;

3) реализовать программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

4) осуществить контроль за реализацией миграционной политики в Республике Саха (Якутия), также ежегодно представлять информацию в Правительство Республики Саха (Якутия);

5) реализовать региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов;

6) мониторинг и анализ влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития миграционных процессов в Республике Саха.

Ускорение процесса адаптации мигрантов к локальным условиям можно осуществить, решив проблемы организационно-правового и организационно-экономического характера. Реализация этих и других важных рекомендаций требует координации усилий и взаимосвязей большинства государственных и общественных институтов.

Литература:

1. Бормотова Т. М. Регулирование миграционных процессов в системе управления Российской Федерации: новые модели // Социальная политика и социология. — 2017. — Т. 16, № 4. — С. 59–67.

2. Будалин Е. П. Проблемы управления развитием человеческого потенциала // Миграция: проблемы правового регулирования. — 2010. — С. 33–43.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207.

4. Попова Е. А., Шкуропатская В. С. Регулирование процессов миграции как проблема региональной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № № 15 (344). — С. 96–101.

5. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2018 года № 2577 «Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019–2022 годы»

6. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2020).

7. Фаттахов Рафаэль Валиахметович, Низамутдинов Марсель Малихович, Орешников Владимир Владимирович Научно-методические аспекты задачи моделирования миграционных процессов в субъектах РФ // Финансы: Теория и Практика. — 2018. — № 3. С. 100–111

8. Шеломенцев А. Г., Воронина Л. В., Смиренникова Е. В., Уханова А. В. Миграционная политика на территории Арктической зоны Российской Федерации: особенности и направления совершенствования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2018. — № 4. — С. 53–65.

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Республика Саха, государственное регулирование, миграционная политика, процесс, законодательная база, миграционная политика Республики Саха, миграционная сфера, процентное соотношение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Россия, Российская Федерация, миграционная политика...

По Республике Саха (Якутия) за 2012 и за 9 месяцев 2013 гг. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как и в предыдущих периодах, наибольшее количество иностранных граждан на территорию Республики Саха (Якутия) прибывает из стран СНГ, из...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть. Так, в феврале 2005 года была разработана и представлена парламенту стратегия миграционной политики Великобритании...

Особенности государственного регулирования занятости...

Особенности государственного регулирования занятости населения в Республике Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) в силу своей большой площади, суровым природно-климатическим условиям, низкой плотности населения и относительной отдаленности и...

Проблемы правового регулирования миграционных процессов...

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012

миграционное законодательство , Российская Федерация , законодательное регулирование , миграционный кодекс, правовое...

Внутренняя трудовая миграция населения Республики Саха...

Ключевые слова: рынок труда, миграция, Республика Саха (Якутия).

Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Характеристика современных миграционных процессов. ...типологию районов области и...

Применение инновационных технологий в управлении миграцией...

Ключевые слова : Российская Федерация, государственная миграционная политика, сфера миграции, государственная власть, государственное управление. Современное общество стремительно трансформируется и меняется.

Современная миграционная политика и её влияние на...

Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы [Указ Президента Российской Федерации от 31

Российская Федерация , незаконная миграция, Россия , сфера миграции, миграционная сфера, гражданин , лицо , федеральный...

К вопросу о полномочиях органов государственной власти...

Российская Федерация , миграционная политика , исполнительная власть , сфера миграции , Конституция РФ , орган , федеральный орган

При регулировании разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предмету их...

Похожие статьи

Россия, Российская Федерация, миграционная политика...

По Республике Саха (Якутия) за 2012 и за 9 месяцев 2013 гг. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как и в предыдущих периодах, наибольшее количество иностранных граждан на территорию Республики Саха (Якутия) прибывает из стран СНГ, из...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть. Так, в феврале 2005 года была разработана и представлена парламенту стратегия миграционной политики Великобритании...

Особенности государственного регулирования занятости...

Особенности государственного регулирования занятости населения в Республике Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) в силу своей большой площади, суровым природно-климатическим условиям, низкой плотности населения и относительной отдаленности и...

Проблемы правового регулирования миграционных процессов...

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012

миграционное законодательство , Российская Федерация , законодательное регулирование , миграционный кодекс, правовое...

Внутренняя трудовая миграция населения Республики Саха...

Ключевые слова: рынок труда, миграция, Республика Саха (Якутия).

Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Характеристика современных миграционных процессов. ...типологию районов области и...

Применение инновационных технологий в управлении миграцией...

Ключевые слова : Российская Федерация, государственная миграционная политика, сфера миграции, государственная власть, государственное управление. Современное общество стремительно трансформируется и меняется.

Современная миграционная политика и её влияние на...

Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы [Указ Президента Российской Федерации от 31

Российская Федерация , незаконная миграция, Россия , сфера миграции, миграционная сфера, гражданин , лицо , федеральный...

К вопросу о полномочиях органов государственной власти...

Российская Федерация , миграционная политика , исполнительная власть , сфера миграции , Конституция РФ , орган , федеральный орган

При регулировании разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предмету их...

Задать вопрос