Законодательством России предусмотрено две параллельно существующих систем учета прав участников обществ с ограниченной ответственностью (далее — общество):
− единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
− список участников общества.
Включение в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведений о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования предписано пп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ведение ЕГРЮЛ и, соответственно, учет прав участников общества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами [5].
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение ЕГРЮЛ определена Федеральная налоговая служба России [6].
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законом) и, в силу принципа публичной достоверности (ст. 51 ГК РФ), имеют приоритет по отношению к списку участников общества.
Ведение списка участников общества предписано главой III.1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).
Список участников общества должен содержать сведения о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.
Функции по обеспечению соответствия сведений, содержащихся в списке участников сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, законом возложены на единоличный исполнительный орган общества. Уставом общества может быть предусмотрен иной орган.
Закон об ООО предусматривает возможность передачи Федеральной нотариальной палате ведение и хранение списка участников общества в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата.
В целях повышения гарантий защиты прав участников обществ при совершении операций, связанных с учетом прав на доли, разработан проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] (далее — законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить законодательные акты в части осуществления учета прав на доли и ведения списка участников общества регистратором. В частности, закрепляется право выбора системы учета прав на доли в уставном капитале путем передачи ведения и хранения списка участников общества специальному лицу — регистратору. Регистратор должен быть профессиональным участником рынка ценных бумаг, иметь лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и списка участников общества. Общество сможет работать только с одним регистратором. Услуги регистратора будут платными, максимальный размер стоимости которых определит Центральный банк РФ. Правилам ведения и хранения списка участников общества также установит Центральный банк РФ.
Предусматривается что переход прав на долю в уставном капитале общества, возникновение и прекращение обременений (ограничений) этих прав будут происходить с момента внесения соответствующей записи в список участников общества. Сейчас доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО.
В качестве преимущества предлагаемых изменений законодательства разработчики законопроекта указывают на то, что такая система учета прав позволит исключить из ЕГРЮЛ сведения, связанные с долями общества, ограничившись указанием в ЕГРЮЛ ссылки на регистратора, осуществляющего ведение и хранение списка участников общества. Названное, позволит сохранять режим конфиденциальности по аналогии с текущим регулированием реестров владельцев ценных бумаг, что актуально при наличии рисков применения к российским компаниям санкций. Вероятно? в связи с этим, использование новой системы прав предлагается в отношении обществ, являющихся участниками специальных административных районов и территорий опережающего развития.
Новая система учета прав также позволит удостоверять решения общего собрания, состав присутствующих на таком собрании участников у регистратора. Согласно действующему законодательству это необходимо делать у нотариуса или иным предусмотренным уставом или решением общего собрания способом.
Законодательством России установлена административная и уголовная ответственность за нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг, фальсификацию ЕГРЮЛ или реестра владельцев ценных бумаг, внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.
Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 15.22 установлена ответственность за нарушения ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Уголовным кодексом установлена ответственность за фальсификацию ЕГРЮЛ или реестра владельцев ценных бумаг (ст. 170.1), а также за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.2).
В случае, если участники общества изберут новую систему учета прав на доли в капитале общества путем передачи ведения и хранения списка участников общества специальному лицу — регистратору, данные ЕГРЮЛ будут «обнулены», в ЕГРЮЛ будет ссылка только на регистратора. При этом список участников общества государственным реестром не является, реестром владельцев ценных бумаг тоже, соответственно призвать к ответственности такого регистратора по действующим названным выше нормам будет затруднительно либо невозможно.
Примечательно, что законопроект не предусматривает внесение изменений в законодательство в части установления ответственности лица, осуществляющего ведение и хранение списка участников общества (регистратора) за нарушение правил ведения и хранения такого списка, его фальсификацию или внесение в него заведомо недостоверных сведений.
Недоработка в вопросе установления ответственности регистратора за нарушение правил ведения и хранения списка участников общества, его фальсификацию или внесение в него заведомо недостоверных сведений может привести к созданию условий лишения участников общества помимо их воли в результате неправомерных действий прав участия в корпорации, утрате корпоративного контроля.
Несомненно, гражданское законодательство в целом и корпоративное в частности должно совершенствоваться, а государство защищать российские корпорации в международных отношениях, но это не должно быть продиктовано страхом попасть под каток международных санкций.
Литература:
- Корпоративное право: учебник / А. В. Габов, Е. П. Губин, С. А. Карелина и др.; отв. ред. И. С. Шиткина. М.: Статут, 2019. 735 с. // СПС «Консультант Плюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «Консультант Плюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «Консультант Плюс»
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СПС «Консультант Плюс».
- Проект Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // https://regulation.gov.ru/projects#npa=95528 (дата обращения 15.01.2020)