Особенности проведения текущей и промежуточной аттестации для студентов с инвалидностью, обучающихся в инклюзивных группах колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 05.02.2020

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, А. Ю. Особенности проведения текущей и промежуточной аттестации для студентов с инвалидностью, обучающихся в инклюзивных группах колледжа / А. Ю. Хохлова, Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 344-347. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67015/ (дата обращения: 25.02.2021).



На основе Письма Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06–443 «О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 22.04.2015 г. № 06–830вн) методистом ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» Яковлевой А. И. была разработана таблица с подетальным описанием видов контроля, их назначением и спецификой.

Приказом министерства образования и науки Калужской области от 17.08.2016 г. № 1396 ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» определен базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее — БПОО).

В инклюзивных группах колледжа в 2019/2020 году обучаются 23 студента с инвалидностью по различным видам нозологий:

– Нарушения слуха — 4 человека

– Нарушение зрения — 2 человека

– НОДА — 7 человек

– Соматические заболевания — 10 человек

(врожденный порок сердца, врожденный иммунодефицит, целиакия, эпилепсия, гемофилия, лейкоз и др.)

Приказом № 643 от 31.03.2014 года Министерства образования и науки Калужской области «Об утверждении требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Калужской области» п. 6 определено: «В профессиональной образовательной организации должны быть созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации».

Каждый преподаватель Колледжа имеет свои наработки для проведения текущей аттестации по преподаваемым дисциплинам. При этом вопрос адаптации контрольно-оценочных средств для студентов с инвалидностью остается недостаточно разработанным.

Для решения данного вопроса мы обратились к действующим нормативным документам и анализу существующего практического опыта работы.

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусмотрено увеличение (при необходимости) сроков обучения для студентов с инвалидностью. Это подразумевает, что студент, обучающийся в инклюзивной группе, имеет право по желанию перейти на обучение по индивидуальному учебному плану. В таких случаях преподаватель должен произвести перераспределение часов для своих дисциплин, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Практика показывает, что студенты с инвалидностью как правило не пользуются этим правом и предпочитают обучаться в те же сроки, которые предусмотрены основной профессиональной образовательной программой. Задача педагога в таких случаях — при преподавании дисциплины учитывать индивидуальные особенности студентов с инвалидностью, предусмотрев для них наиболее удобные формы и способы проведения тестов, выполнения практических и контрольных работ, сдачи экзаменов и зачетов.

При этом важно отметить, что указанным стандартом не предусматривается уменьшение содержания изучаемого материала.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их рекомендуется доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации, но не позднее первых двух месяцев от начала обучения.

Таким образом, мы рекомендуем преподавателям инклюзивных групп пересматривать КОС в части продолжительности итоговых и промежуточных аттестаций, количества заданий и их формы проведения. Сами аттестационные задания в части содержания должны оставаться неизменными.

Обучающимся с инвалидностью может быть предложен минимальный набор заданий, включающий все необходимые темы и разделы.

В образовательной организации должен быть разработан и утвержден локальный акт с в котором определены условия прохождения промежуточной и итоговой аттестации, использование сопровождающих или тьюторов, предоставление отдельной аудитории и др.

Собственный опыт практической деятельности позволил нам сформулировать особенности проведения аттестации для студентов различных нозологических групп.

Особенности проведения аттестации

Категории студентов с инвалидностью

Формы и особенности предъявления

Предъявление

Предпочтительная форма проведения

контроля

Выполнение

Продолжительность

Объем

Оборудование

Организационные условия

Лица с нарушениями слуха

Предпочтительны письменные формы заданий;

Упрощение формулировок инструкций;

Конкретность и четкость инструкций;

Письменное дублирование устного задания (инструкции)

Замена устных ответов письменными,

При оценке грамотности учет специфики оформления письменной речи глухих и слабослышащих (аграмматизмы, неправильное согласование слов, опускание предлогов)

Предоставление дополнительного времени для ответа, выполнения задания (при необходимости);

Рубежный контроль;

Возможно уменьшение объема письменных заданий

Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий;

Использование звукоусиливающей аппаратуры,

Индивидуальных технических средств

Лица с нарушениями зрения

Письменно на языке Брайля (для незрячих);

Крупный шрифт для печатных материалов (для слабовидящих);

Устное дублирование письменного задания;

Устно (при необходимости);

Надиктовка ответа ассистенту (волонтеру);

Запись устного ответа на диктофон;

При оценивании учитывать трудности оформления письменных работ, связанные с грубым нарушением пространственной ориентации

Увеличение времени

для ознакомления с инструкцией;

Предоставление дополнительного времени для ответа (при необходимости);

Рубежный контроль при необходимости;

Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий

Применение программ экранного доступа для озвучивания информации;

Использование увеличивающих устройств

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Как правило без особенностей;

Устно (при необходимости, по желанию)

Письменно на компьютере с использованием специализированного оборудования;

Увеличение времени

для ознакомления с инструкцией;

Предоставление дополнительного времени для ответа (при необходимости);

Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий

Для лиц с соматическими нарушениями

Без особенностей

Устно или Письменно

(с учетом состояния эмоционально-волевой сферы)

Предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др. (при отдельных заболеваниях);

Предоставление дополнительного времени для ответа (при необходимости);

Возможно выполнение задания индивидуально, после занятий

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». — 2014. — 192 c.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/folder/13398
  3. Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области». Оренбург. 2017. с. 315
Основные термины (генерируются автоматически): выполнение задания, дополнительное время, ограниченная возможность здоровья, Калужская область, необходимость, образовательная организация, итоговая аттестация, профессиональное образование, Россия, рубежный контроль.


Похожие статьи

Применение тестовых заданий для контроля знаний...

В настоящее время реализация тестового контроля в профессиональном образовании

Матросова Е. А. Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента

Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

– Обучение стратегиям выполнения заданий. – Реализация индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или...

Инклюзивное профессиональное образование в области...

В современном мире особую актуальность приобретает инклюзивное образование, нацеленное на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде.

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не...

Анализ системы дополнительного профессионального...

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в

В настоящий момент система дополнительного профессионального образования в России носит

В настоящее время система образования России проходит через значительные...

Проблема государственной итоговой аттестации в классах...

Ключевые слова: Итоговая аттестация, ГИА, образовательное учреждение, основное

Проблема формы итоговой аттестации «спустилась» с полного общего образования на

Статья 17 п. 4 и 5 устанавливают возможность условного перевода ученика на следующий год...

Современное состояние и проблемы развития среднего...

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального...

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области...

Итак, дополнительное профессиональное образование ( ДПО ) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством

Дополнительное образование или повышение квалификации менее требовательны по своим свойствам к контролю качества усвоения...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями.

Похожие статьи

Применение тестовых заданий для контроля знаний...

В настоящее время реализация тестового контроля в профессиональном образовании

Матросова Е. А. Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента

Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

– Обучение стратегиям выполнения заданий. – Реализация индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или...

Инклюзивное профессиональное образование в области...

В современном мире особую актуальность приобретает инклюзивное образование, нацеленное на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде.

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не...

Анализ системы дополнительного профессионального...

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в

В настоящий момент система дополнительного профессионального образования в России носит

В настоящее время система образования России проходит через значительные...

Проблема государственной итоговой аттестации в классах...

Ключевые слова: Итоговая аттестация, ГИА, образовательное учреждение, основное

Проблема формы итоговой аттестации «спустилась» с полного общего образования на

Статья 17 п. 4 и 5 устанавливают возможность условного перевода ученика на следующий год...

Современное состояние и проблемы развития среднего...

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального...

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области...

Итак, дополнительное профессиональное образование ( ДПО ) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством

Дополнительное образование или повышение квалификации менее требовательны по своим свойствам к контролю качества усвоения...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями.

Задать вопрос