Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.09.2019

Статья просмотрена: 18880 раз

Библиографическое описание:

Дробышева, Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России / Е. А. Дробышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62320/ (дата обращения: 02.05.2024).



Встатье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального образования в рамках становления современного общества.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), требования к специалисту среднего звена, приоритетность образования, проблемы развития профессионального образования.

Среднее профессиональное образование (СПО) — это особый социальный институт, который в образовательном комплексе имеет свою структуру и логику развития. В системе непрерывного образования СПО выполняются социальные, образовательные, воспитательные, личностно — профессиональные и другие функции. Данная система дает возможность получения доступного и профессионального образования, главной целью которой является подготовка специалиста среднего звена.

На современном этапе профессиональное образование в России является важным звеном непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Оно направлено на подготовку специалистов-практиков и позволяет обеспечить:

– непрерывность и последовательность формирования у молодежи глубоких и прочных знаний, определяющих общекультурную, социальную и профессиональную компетентности;

– эффективную реализацию возрастной потребности подростков в профессиональной ориентации и практической направленности обучения;

– возможность своевременно, с учетом осознанно проявленных интересов, осуществлять ориентацию учащихся на дополнительную профессиональную специализацию и повышение уровня образованности;

– преемственность основных этапов процесса формирования профессионального мастерства (начального, среднего и высшего профессионального образования) [2].

На сегодняшний день система среднего профессионального образования заняла прочное положение в образовательном комплексе. Существуют как государственные, так и частые учебные заведения, разрабатываются новые образовательные стандарты (ФГОС), а также создается база для дальнейшего развития. По данным «Росстат» в России насчитывается 4,5 тысячи образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. В нашей стране среднее профессиональное образование имеет 25 % населения, в то время как высшее — 23 %. После 2009 года с полноценным переходом на систему ЕГЭ и с введением в 2014 году ОГЭ как обязательного, статистические данные показывают, что около 40 % получивших основное общее образование (9 лет общеобразовательной школы) идут в колледжи и техникумы с целью получить рабочую специальность. А после получения среднего общего образования (10–11 классы) и сдачи ЕГЭ еще примерно 15–17 % уходит в средние профессиональные учреждения. Таким образом, в настоящее время в организации СПО поступает более 50 % учащихся [4].

Среднее профессиональное образование не только гарантирует получение рабочей специальности, но и дает возможность продвигаться по образовательной лестнице дальше. Необходимо отметить, что с ростом современного производства растут и требования к уровню квалификации специалиста, которому необходимо не только быть готовым к работе в динамичных экономических условиях, но и адаптироваться к различным социально — экономическим процессам в обществе.

Однако, несмотря на большой процент поступающих в средние профессиональные заведения, у данной системы есть некоторые внутренние проблемы, о которых необходимо упомянуть. Одной из главных проблем является сохранение диспропорции между требованиями рынка и подготовкой квалифицированных специалистов, в связи с чем выпускники образовательных учреждений зачастую не трудоустраиваются по полученной специальности.

Еще одной проблемой является изношенность материально-технической базы большинства учреждений СПО. Учебные заведения необходимо обеспечивать не только методическими пособиями и учебниками, но и компьютерной, аудио и мультимедийной техникой.

Вышеупомянутая проблема соприкасается с еще одной — недостаточное финансирование сферы среднего профессионального образования. Необходимо законодательно определить механизм стимулирования и привлечения инвесторов. И действительно, крупные российские компании испытывают дефицит высококвалифицированных рабочих, в связи с чем привлекают работников из-за рубежа [3]. Так, инвестируя сферу СПО, многие компании будут иметь потенциальных специалистов, которые в свою очередь смогут по окончании учебного заведения с легкостью трудоустроиться.

Таким образом, современные требования, продиктованные рынком труда, вызывают в обществе необходимость совершенствовать систему среднего профессионального образования. Для этого, на наш взгляд, необходимо решать появившиеся проблемы, следующим образом:

– Включить в образовательный процесс большее количество практических дисциплин, для более глубокого погружения в профессию — привлекать специалистов и сотрудников предприятий, которые смогут продемонстрировать свои навыки и умения, тем самым развивать практико-ориентированную направленность обучения.

– Дополнительное финансирование сферы среднего профессионального образования позволит не только улучшить инфраструктуру учреждений, но и повысить оплату труда, тем самым мотивировать педагогический состав.

– Разрабатывать с работодателями программы по трудоустройству выпускников, организовывать производственные практики на реальных рабочих местах.

Подводя итоги, необходимо отметить, что для качественного развития образовательной инфраструктуры следует использовать как внутренний потенциал средних профессиональных учреждений, так и потенциал работодателей. Именно это позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы и значительно улучшит ситуацию с трудоустройством и занятостью молодежи.

Литература:

  1. Анисимов П. Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф. образование. 2001. № 6. С. 30–34.
  2. Батышев С. Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. М. 1993. С. 178
  3. Ливанов Д. В. Новой экономике — новое профессиональное образование // СПО8,2013.C.1–3.
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/soobsch.htm
  5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года //http://edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2013/11/strategy_06.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, непрерывное образование, образовательный комплекс, проблема, рабочая специальность, Россия, система среднего, среднее.


Ключевые слова

среднее профессиональное образование (СПО), требования к специалисту среднего звена, приоритетность образования, проблемы развития профессионального образования

Похожие статьи

Развитие в России среднего профессионального образования...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

Наиболее значимой проблемой системы профессионального образования является нерациональное использование бюджетных средств, затрачиваемых на обучение тех студентов, которые в будущем меняют род деятельности или же вовсе даже не пытаются устроиться...

Проблемы развития высшего профессионального образования...

Проблемы высшего профессионального образования современной России находят свое отражение в тенденциях его развития на уровне малых и средних городов. Главной проблемой деятельности филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Развитие в России среднего профессионального образования... В обществе произошла научная революция, образовательный процесс перешел к...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Проблемы соответствия образовательных программ системы...

Во многих развитых странах мира людисо средним профессиональным образованием

33 % студентов 1 курса оценивают данный показатель как ниже среднего, остальные 60

46 % как среднее. Но освоение новых специальностей 32 % считают высокий показатель и 49 % низкий.

Тенденции развития инструментов рынка образовательных услуг...

Учреждениями системы среднего профессионального образования накоплен немалый опыт по разработке и практическому применению различных рыночных инструментов развития сферы образовательных услуг, требующий серьезного анализа, научной оценки и теоретического...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса. XXI век открывает широкие горизонты перед средним профессиональным образованием. Высокотехнологические и инновационные производства...

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Грязовецкий политехнический техникум» создано как интегрированное образовательное учреждение с двухуровневой профессиональной подготовкой путем слияния ГОУ СПО...

Похожие статьи

Развитие в России среднего профессионального образования...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

Наиболее значимой проблемой системы профессионального образования является нерациональное использование бюджетных средств, затрачиваемых на обучение тех студентов, которые в будущем меняют род деятельности или же вовсе даже не пытаются устроиться...

Проблемы развития высшего профессионального образования...

Проблемы высшего профессионального образования современной России находят свое отражение в тенденциях его развития на уровне малых и средних городов. Главной проблемой деятельности филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Развитие в России среднего профессионального образования... В обществе произошла научная революция, образовательный процесс перешел к...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Проблемы соответствия образовательных программ системы...

Во многих развитых странах мира людисо средним профессиональным образованием

33 % студентов 1 курса оценивают данный показатель как ниже среднего, остальные 60

46 % как среднее. Но освоение новых специальностей 32 % считают высокий показатель и 49 % низкий.

Тенденции развития инструментов рынка образовательных услуг...

Учреждениями системы среднего профессионального образования накоплен немалый опыт по разработке и практическому применению различных рыночных инструментов развития сферы образовательных услуг, требующий серьезного анализа, научной оценки и теоретического...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса. XXI век открывает широкие горизонты перед средним профессиональным образованием. Высокотехнологические и инновационные производства...

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Грязовецкий политехнический техникум» создано как интегрированное образовательное учреждение с двухуровневой профессиональной подготовкой путем слияния ГОУ СПО...

Задать вопрос