Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО и требований к выпускнику на рынке труда на примере Курской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Мордвинов А. А. Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО и требований к выпускнику на рынке труда на примере Курской области // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 617-623. — URL https://moluch.ru/archive/108/25966/ (дата обращения: 16.10.2018).



 

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика.

 

Актуальность темы исследования

Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены, в целом система образования пока не в достаточной степени ориентирована на перспективную подготовку кадров: специалисты, которые, отвечают требованиям сегодняшнего дня, имели бы такой образовательный и профессиональный задел, который позволял бы им его использовать и в будущем.

Несомненно, образовательная среда должна стремиться к приведению баланса между спросом и предложением рабочей силы в контуре инвестиционно-инновационного русла развития экономики.

Всё это, по нашему мнению, связано с тем, что, несмотря на имеющиеся отдельные идеи, разработки, программы и т. д., в сфере социального управления образованием недостаточно внедрена концепция системного подхода в социальном проектировании сферы образования.

Объект исследования: образовательная система СПО Курского региона.

Предмет исследования: механизмы, которые позволяли бы решать задачи улучшения качества подготовки выпускников системы СПО в регионе.

С целью выявления проблемных точек взаимодействия рынка труда и системы СПО мы провели опрос в начале 2016 года, в котором участвовало 100 учащихся Курского техникума связи. Во многих развитых странах мира людисо средним профессиональным образованием обеспечивают технологический и промышленный задел своих государств.

Особый интерес представляют данные, характеризующие степень готовности студента работать и искать работу в своей сфере деятельности и готовности выпускников к профессиональной деятельности по таким направлениям, как:

1)                Создания условий трудовой деятельности в рамках постепенного развития экономики.

2)                Выполнение функций, предписанных профессией.

3)                Сообщение перспектив для дальнейшего повышения образовательного профессионального уровня.

На представленные вопросы были получены следующие ответы:

№ 1. Оцените возможности, которые открывает для вас будущая профессия, и укажите основные проблемы каждой составляющей.

На приведенных ниже таблицах указаны ответы студентов (1 курс — черный цвет) (2 курс — серый)

Рис. 1. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

 

Рис. 2. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

 

33 % студентов 1 курса оценивают данный показатель как ниже среднего, остальные 60 % как средний и только 7 % студентов считают этот показатель как высокий, на первом курсе студенты не оценивают готовность выполнения профессиональных обязанностей на качественном уровне как отличную.

Студенты 2 курса наоборот показывают свою готовность как высокую, и только16 % считают, что не смогут хорошо справиться с поставленными задачами.

Такие же показатели развития умений и навыков для работы.

Рис. 3. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 4. Результат опроса студентов 1–2курса КТС

 

25 % опрошенных 1 курса считают, что развитие творческого подхода очень велико. 46 % как среднее. Но освоение новых специальностей 32 % считают высокий показатель и 49 % низкий.

2 курс оценивает развитие творческого похода как высокий 50 %, как среднее 41 %,остальные считают этот показатель низким.

Освоение новых специальностей оценивается высоким показателем у второго курса.

Рис. 5. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Студенты 1 и 2 курса практически одинаково отметили нравственное воспитание студентов в техникуме- 58 % опрошенных ответило как средний показатель остальные 42 % высокий.

Рис. 6. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 7. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 8. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 60 % считают, что перспективы развития выбранной ими сферы деятельности довольно высоки и востребованы. Это говорит о том, что учащиеся КТС считают свои сферы деятельности высоко инновационными и перспективными, что, конечно же, не лишено логики. Особенно в условиях высокой степени информатизации общества.

Рисунок 9. Результат опроса учащихся 1–2курса КТС

 

Рис. 10. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 50 % опрошенных считают, что смогут освоить смежные специальности и проходить переподготовку, если надо для дела. Но остальные считают, что имеются и некоторые проблемы в повышении образовательного уровня: например, недостаточный уровень информированности выпускников о курсах профессиональной переподготовки, нежелание работодателей вкладывать средства в подготовку кадров еще со студенческой скамьи.

Рис. 11. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 12. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 50 % студентов КТС планирует работать по избранной специальности. Но остальные студенты не собираются или еще не определились точно. Это говорит о том, что некоторые студенты идут в техникум только для того, чтобы получить любое среднее профессиональное образование. Что бы таких случаев было как можно меньше, нужны эффективные механизмы социального проектирования образовательной среды и рынка труда в регионах.

Вывод: необходимо отметить, что проведение анкетирования может выступать механизмом стимулирования развития социального партнерства между работодателями, учреждениями среднего профессионального образования и молодыми рабочими, следовательно, способствовать достижению между ними баланса интересов. Необходимые механизмы участия в реализации учебного процесса специалистов компании: выделение производственных площадей и оборудования для проведения практических занятий; последующее трудоустройства после прохождения в производственной практике; специальной программы поддержке молодых рабочих и т. п. позволяют сформулировать четкое видения перспектив в трудоустройство молодежи. В противном случае происходит ориентация молодежи либо на смену профессионального уровня, либо на смену профессиональной сферы, что приводит к нехватке рабочих кадров, требуемых компаниям, и снижает трудовой потенциал региональной экономики.

 

Литература:

 

  1.              Сводные статистические ежегодники. — 2011–2015.
Основные термины (генерируются автоматически): результат опроса учащихся, курс, сфера деятельности, студент, результат опроса студентов, профессиональное образование, высокий показатель, образовательная среда, освоение новых специальностей, рынок труда.


Ключевые слова

рынок труда, технология, стратегия, профессия, экономика, перспектива, респондент сфера деятельности

Похожие статьи

Диагностика учебных достижений студентов как показатель...

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2): «Человек-природа» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.

Система профессионального образования: проблемы и пути...

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки, высшее образование, выборочное обследование.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

В результате опроса работодателей выявили

По результатам проведенного нами опроса выяснилось: - студенты требуют к себе особого отношения и внимания.

Рынок труда требует лиц со стажем работы, конкурентоспособных, перспективных, поэтому выявление деловых...

Проблемы изучения информатики и формирования...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Кроме того, успех в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

По мнению академика Ю.К. Бабанского, «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

Безопасная образовательная среда в инклюзивном...

Ключевые слова:безопасная образовательная среда, профессиональная подготовка, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Диагностика учебных достижений студентов как показатель...

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2): «Человек-природа» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.

Система профессионального образования: проблемы и пути...

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки, высшее образование, выборочное обследование.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

В результате опроса работодателей выявили

По результатам проведенного нами опроса выяснилось: - студенты требуют к себе особого отношения и внимания.

Рынок труда требует лиц со стажем работы, конкурентоспособных, перспективных, поэтому выявление деловых...

Проблемы изучения информатики и формирования...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Кроме того, успех в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

По мнению академика Ю.К. Бабанского, «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

Безопасная образовательная среда в инклюзивном...

Ключевые слова:безопасная образовательная среда, профессиональная подготовка, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Диагностика учебных достижений студентов как показатель...

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2): «Человек-природа» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.

Система профессионального образования: проблемы и пути...

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки, высшее образование, выборочное обследование.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

В результате опроса работодателей выявили

По результатам проведенного нами опроса выяснилось: - студенты требуют к себе особого отношения и внимания.

Рынок труда требует лиц со стажем работы, конкурентоспособных, перспективных, поэтому выявление деловых...

Проблемы изучения информатики и формирования...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Кроме того, успех в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

По мнению академика Ю.К. Бабанского, «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

Безопасная образовательная среда в инклюзивном...

Ключевые слова:безопасная образовательная среда, профессиональная подготовка, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Диагностика учебных достижений студентов как показатель...

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2): «Человек-природа» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.

Система профессионального образования: проблемы и пути...

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки, высшее образование, выборочное обследование.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

В результате опроса работодателей выявили

По результатам проведенного нами опроса выяснилось: - студенты требуют к себе особого отношения и внимания.

Рынок труда требует лиц со стажем работы, конкурентоспособных, перспективных, поэтому выявление деловых...

Проблемы изучения информатики и формирования...

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Кроме того, успех в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

По мнению академика Ю.К. Бабанского, «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

Безопасная образовательная среда в инклюзивном...

Ключевые слова:безопасная образовательная среда, профессиональная подготовка, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Задать вопрос