Ключевые слова: предприятие, жилищно-коммунальное хозяйство, местное самоуправление, унитарное предприятие, бизнес.
Keywords: enterprise, housing and communal services, local government, unitary enterprise, business.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложная, многоплановая система, в задачи которой входит обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан, содержание в надлежащем состоянии жилых и общественных зданий и сооружений в течение всего их жизненного цикла. То есть ЖКХ — это та структура, от нормального функционирования которой напрямую зависит здоровье людей, безопасность труда и жизнедеятельности, формирование комфортной городской среды.
Современная структура жилищно-коммунального хозяйства России представлена множеством профильных организаций различных форм собственности. Одна из организационно-правовых форм предприятий в ЖКХ — муниципальные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов местного самоуправления, а самим предприятиям принадлежит на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарные предприятия осуществляют предоставление социально значимых услуг населению по минимальным ценам без возможности извлечения прибыли. То есть такие предприятия — это инструменты в руках муниципальных органов власти, благодаря которым осуществляется:1) обеспечение стабильного коммунального обслуживания населения; 2) пополнение муниципального бюджета; Унитарные предприятия создаются для решения важных задач жизнеобеспечения населения в таких областях, где нет интереса со стороны бизнеса. Кроме того, такие предприятия своевременно и в полном объёме выплачивают заработную плату рабочим, предоставляют им все положенные социальные гарантии.
Среди недостатков унитарных предприятий выделяют низкую их финансовую эффективность и монополизацию конкурентной сферы жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее радикальные противники муниципальных предприятий уже больше 20 лет призывают их ликвидировать как нерентабельные «пережитки советского прошлого». Однако нельзя упускать тот факт, что там, где на первом месте стоит обеспечение жизнедеятельности людей, не должно быть места прибыли и частной выгоде. Но, несмотря на это, законодатели нашей страны приняли сторону бизнеса — деятельность унитарных предприятий, по их мнению, невыгодна и препятствует развитию конкуренции.
27 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон № 485-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». В соответствии с внесёнными изменениями запрещается создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках, в том числе и в сфере ЖКХ. Ограничения не касаются УП, обеспечивающих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним (то есть, показывается ответственность, которая не может быть возложена на частные организации), осуществляющих международную деятельность, деятельность по обеспечению национальной обороны, развитию культуры, а также, осуществляющих деятельность в сфере естественных монополий. К естественным монополиям, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ относится, в том числе, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. То есть названная коммунальная услуга не подпадает под действие ФЗ № 485, однако, в части 3 той же 4 статьи ФЗ № 147сказано: «Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка». То есть снова соображениями экономической целесообразности дозволяется демонополизация жизненно важных отраслей народного хозяйства. Но, прочитав внимательно текст вносимых изменений, можно прочитать следующее: «Не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год (ограничения не касаются всё тех же УП, перечисленных выше). Получается, что даже прибыльные унитарные предприятия подлежат ликвидации или реорганизации. В завершение законодатель указывает конкретные сроки ликвидации/реорганизации УП: «Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года». Установление конкретных сроков возможности проведения приватизации унитарных предприятий приведёт к тому, что сами предприятия и их имущество будут продавать по заниженным ценам — гораздо ниже рыночных, ведь грозящая ликвидация предприятий не оставляет учредителям другого варианта, кроме как продавать их на условиях частного бизнеса.
Этот шаг со стороны российского правительства, на мой взгляд, показал нежелание вникать в суть глубокого кризиса жилищно-коммунального хозяйства и решать накопившиеся системные проблемы в отрасли. Вместо этого федеральные власти доверили важные сферы жизнеобеспечения в руки частного бизнеса. При этом решения властей здесь с большой натяжкой можно назвать экономически оправданными, во всяком случае, потребителям жилищно-коммунальных услуг такие изменения не сулят никакой экономической выгоды. Новые собственники будут стремиться в первую очередь повысить прибыльность предприятий, то есть при минимальных издержках получить максимальный доход; а так как главный источник дохода предприятий в ЖКХ — тарифы за жилищно-коммунальные услуги, то приватизация неизбежно приведёт к повышению этих тарифов. Стремясь максимально сократить издержки, на первых парах предприниматели остановят и текущую модернизацию инженерного оборудования, с целью максимально выработать их ресурс. Такой, чисто финансовый подход не принесёт желаемого результата, а именно повышения качества жилищно-коммунальных услуг и снижения тарифов для населения и предприятий. Наоборот, это может привести к ещё большему повышению цен на услуги ЖКХ, большему суммарному износу технологического оборудования, что только усугубит глубокий системный кризис жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, с ликвидацией муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления лишатся одной из двух наиболее значимых доходных статей своих бюджетов, что значительно снизит финансовые возможности муниципальных властей; это значит, что местным властям придётся не только урезать расходы, но и поднимать налоги, что дополнительным бременем, опять-таки, ляжет на население. В малых городах России это практически полностью парализует развитие, сами города станут малопривлекательны, ввиду невысоких зарплат и, растущих налогов и коммунальных тарифов.
Унитарные предприятия по многим вопросам, естественно, нуждаются в модернизации — необходимо обновление материальной базы, реорганизация системы управления, внедрение современных технологий, привлечение молодых специалистов. Всё это позволит решить не только финансовые проблемы, но и положить начало глубокой реорганизации всего жилищно-коммунального комплекса и преодолеть системный кризис в отрасли. Такие меры на сегодняшний день крайне необходимы и, как бы кто ни говорил, решить проблемы российского жилищно-коммунального хозяйства не удастся, просто отдав отрасль в руки бизнеса.
Литература:
- Серикова В. Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России//Молодой учёный. 2018. № 18 (204). С. 368–370
- Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341777
- Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578