Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Жукова, К. А. Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО / К. А. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66632/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье выявляются предпосылки появления такого механизма, как территории опережающего социально-экономического развития. Проводится анализ документов стратегического планирования РФ и даётся их перечень в соответствии с иерархией. Делается вывод о комплексной работе, при создании данного механизма и о потенциале его развития на примере Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: стратегическое планирование, территории опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР, Дальний Восток.

Создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР), на сегодняшний день, является одним из ключевых элементов системы стратегического планирования в рамках парадигмы устойчивого развития.

В законодательстве РФ, под стратегическим планированием понимается деятельность участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач по их устойчивому социально-экономического развитию [1].

Целью создания территорий опережающего социально-экономического развития является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [2]. Соответственно, создание ТОСЭР имеет смежный вектор деятельности, с обозначенным в Федеральном Законе «О стратегическом планировании в РФ». Важным вопросом здесь является эффективность применения данного инструмента, способствующая достижению стратегических целей.

Научный интерес представляют предпосылки появления ТОСЭР. Создание и функционирование территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». При подготовке данного закона, был проведён большой объём работ по переработке существующего как федерального, так и регионального законодательства, внесены поправки в ряд кодексов.

Однако, интересно присутствие ТОСЭР в контексте стратегического планирования. При проведении анализа основополагающих нормативно-правовых актов, было обнаружено упоминание о них в документах всех уровней, соответствующих статье 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ [1]. Анализ был проведён в отношении ТОСЭР созданных на Дальнем Востоке, по причине их более длительного существования.

Ниже на рисунке 1 представлена иерархия документов стратегического планирования, в которых упоминаются ТОСЭР.

Рис. 1 «Иерархия документов стратегического планирования, в которых упоминаются ТОСЭР»

Предпосылки для создания ТОСЭР возникли ещё в 2009 г.

Так, согласно Стратегии национальной безопасности до 2020 г., угрозы национальной безопасности, должны предотвращаться за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации [3].

Официально, основой для создания ТОСЭР считается речь В. В. Путина в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г., в котором Президент предлагает создать сеть специальных территорий опережающего социально-экономического развития с особыми условиями для организации не сырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт [4]. Послание Президента Российской Федерации в целом определило основные векторы реализации новой по отношению к субъектам РФ экономической политики. В Послании Президента Федеральному собранию 2019 г. Президент также вновь акцентирует внимание на развитии Дальневосточного федерального округа (ДВФО), говоря о необходимости выхода дальневосточных субъектов на уровень выше среднероссийского по ключевым социально-экономическим показателям и качеству жизни людей. Президент также говорит о чрезвычайной важности Восточной Сибири и Дальнего Востока как стратегического направления. [5]

В действующей Стратегии национальной безопасности РФ [6], для достижения экономического роста обозначены мероприятия, по устранению угроз, связанных с диспропорцией развития регионов России, путем стимулирования самостоятельного экономического развития субъектов РФ и их кооперации, расширения количества центров экономического роста, в число которых входят территории опережающего социально-экономического развития.

Следование целям ТОСЭР отражено также в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [7]. Среди приоритетов данной стратегии выделяется развитие территорий с низкой плотностью населения и социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста. В стратегии также внимание уделено развитию территорий такого макрорегиона, как Дальневосточный федеральный округ. Так к направлениям социально-экономического развития субъектов в границах ДВФО относится создание новых и развитие основных направлений опережающего социально-экономического развития.

Развитие территорий ДВФО присутствует в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8]. Сценарий развития предусматривает создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и преодоление отставания депрессивных регионов. Данный прогноз является руководством в процессе создания и развития ТОСЭР.

В Бюджетном прогнозе РФ до 2036 года [9] отражены показатели финансового обеспечения государственных программ РФ, среди которых также присутствует государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [10]. Среди задач данной программы числится формирование и развитие ТОСЭР с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. Также в рамках программы реализуется подпрограмма 1 «Создание условий

для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа», в ней отражены целевые индикаторы и ожидаемые результаты от реализации.

В рамках формирования ТОСЭР, создаются такие документы, как перспективные планы развития для каждой конкретной территории, в которых цели и задачи, а также целевые показатели ориентируются на стратегические документы субъекта и муниципального образования, в котором реализуются.

Таким образом, анализ документов стратегического планирования свидетельствует о комплексной работе при создании территорий опережающего социально-экономического развития. Становится ясно, что вопрос создания ТОСЭР на территории Дальневосточного Федерального округа сформировался задолго до их появления.

Появление данной формы взаимодействия государства и бизнеса в рамках стратегического планирования способно оказать влияние на социально-экономическую обстановку как на уровне регионов, так и на уровне всего государства по следующим направлениям деятельности: повышение качества жизни, инвестиционной привлекательности территорий, снижение миграционного оттока, участие в решении проблем дотационности субъектов.

А создание условий для ускоренного развития Дальнего Востока должно поспособствовать выравниванию межрегионального уровня дифференциации и выходу России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, что является одним из стратегических направлений развития страны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  4. Сайт Администрации Президента / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825
  5. Сайт Администрации Президента / [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863
  6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  7. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г”. // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  8. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 558-р. // URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308// URL: http://www.consultant.ru — СПС «Консультант-плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): опережающее социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, Дальний Восток, Российская Федерация, Дальневосточный Федеральный округ, развитие территорий, Социально-экономическое развитие, субъект РФ, экономический рост, Федеральное собрание.


Похожие статьи

Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России

В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопро...

Целеполагание и управление рисками социально-экономического развития в муниципальных образованиях

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в наиболее сложном положении в Российской Федерации оказались муниципальные образования, представляющие собой «первичный» уровень управления. Это повышает актуальность поиска эффект...

Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»

В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...

Роль и возможности территориального планирования городских агломераций для реализации политики импортозамещения на современном этапе (на примере Московской агломерации)

В настоящей статье на основе современных факторов воздействия на национальную экономику, показана роль территориального планирования в условиях реализации политики импортозамещения. На примере Московской агломерации с предоставлением статистических д...

Стратегии муниципальных образований и их встраивание в целостную систему стратегирования России

Работа посвящена проблеме встраивания стратегий развития муниципалитетов в целостную систему стратегического планирования. Показано, что рекомендательный характер разработки стратегических документов субрегиональных образований ограничивает возможнос...

Перспективы развития железнодорожного транспорта в России

В статье рассмотрены основы Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, обосновывается необходимость ее разработки и реализации. Проведен анализ текущих данных по основным показателям перевозочной деятельности транспорта с целью н...

О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики

В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз...

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области

В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Похожие статьи

Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России

В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопро...

Целеполагание и управление рисками социально-экономического развития в муниципальных образованиях

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в наиболее сложном положении в Российской Федерации оказались муниципальные образования, представляющие собой «первичный» уровень управления. Это повышает актуальность поиска эффект...

Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»

В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...

Роль и возможности территориального планирования городских агломераций для реализации политики импортозамещения на современном этапе (на примере Московской агломерации)

В настоящей статье на основе современных факторов воздействия на национальную экономику, показана роль территориального планирования в условиях реализации политики импортозамещения. На примере Московской агломерации с предоставлением статистических д...

Стратегии муниципальных образований и их встраивание в целостную систему стратегирования России

Работа посвящена проблеме встраивания стратегий развития муниципалитетов в целостную систему стратегического планирования. Показано, что рекомендательный характер разработки стратегических документов субрегиональных образований ограничивает возможнос...

Перспективы развития железнодорожного транспорта в России

В статье рассмотрены основы Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, обосновывается необходимость ее разработки и реализации. Проведен анализ текущих данных по основным показателям перевозочной деятельности транспорта с целью н...

О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики

В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз...

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области

В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Задать вопрос