В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.
Ключевые слова: паллиативная помощь, гармоничное развитие, психоэмоциональные особенности, поведенческие стереотипы.
В семье происходит перестройка многих систем функционирования, что неминуемо приводит к изменениям во взаимоотношениях всех ее членов, эмоциональной и поведенческой сферах. Отношения между членами семьи могут стать как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга.
В ходе проведенного эмпирического исследования важно было определить у родителей систему разнообразных чувств по отношению к здоровому ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и соотнести с его психоэмоциональными особенностями.
Цель: содействие в создании условий для гармоничного развития здоровых детей в семьях, имеющих детей с паллиативным статусом.
Задачи:
Дети:
- Развитие эмоциональной сферы: развитие у детей способности определять свои эмоциональные состояния, умения называть и передавать их.
- Развитие адекватной самооценки у детей.
- Определение своего места в окружающем мире.
- Развитие способности снимать мышечное напряжение, умения произвольно концентрироваться и расслабляться.
Родители:
- Восстановление и развитие психологического контакта с ребенком.
- Повышение информированности о психоэмоциональных особенностях ребенка в семье с паллиативным больным
Целевая группа: семьи, имеющие условно здоровых детей 6–10 лет и их сиблингов с неизлечимым или угрожающим жизни заболеванием. Для организации психолого-педагогического сопровождения детей необходимо соблюдение следующих условий: встречи должны быть многократны, в процессе важна активность родителя.
Взаимодействие с другими организациями при реализации программы:
- Психологические центры:
– через групповую и индивидуальную работу с детьми восстановить контакт с самим собой, со своими мыслями, чувствами, потребностями;
– через групповую работу (семинары-практикумы, беседы, групповые дискуссии, тренинговые занятия, ролевые игры, семейные консультации) и индивидуальные консультации повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка.
- Образовательное учреждение:
– педагог-психолог — просветительская, психолого-педагогическая помощь, индивидуальное консультирование, проведение;
– классный руководитель — помощь в организации и реализации программы.
Условия реализации программы: для реализации программы рекомендуется участие трех педагогов-психологов: один педагог-психолог для проведения занятий с родителями, два педагога-психолога для проведения занятий с детьми.
Тактика педагога-психолога при проведении занятий с детьми — недирективная.
Основные принципы работы педагога-психолога, реализующего программу:
- Создание атмосферы принятия каждого ребенка.
- Эмоциональное сопереживание каждому ребенку.
- Отражение и вербализация чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
- Обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Таблица 1
Тематический план занятий с родителями.
n |
Тема |
Цель занятия |
Формы иметоды работы |
Привлекаемые специалисты |
Кол-во часов |
1 |
Оценка структуры и жизни семьи. Знакомство. Ожидания и опасения родителей. |
Установление взаимодействия с семьей, а также как возможность изучения отношений в семье. |
Семейное, групповое консультирование |
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
1,5 часа |
2 |
Психологические особенности детей, имеющих сиблинга с неизлечимым заболеванием. |
Информировать о типичных особенностях поведения и причинах поведения детей в семьях с паллиативным сиблингом. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
3 |
Способы личностно — ориентированного взаимодействия. |
Акцентировать внимание родителей на важности личностно — ориентированного взаимодействия с ребенком. Выделить способы такого взаимодействия с детьми. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
4 |
Важность принятия и родительского внимания. |
Дать представление о принятии, о необходимости принятия для успешного взаимодействия с ребенком. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
5 |
Положительный образ ребенка. |
Акцентировать внимание родителей на сильных сторонах детей, способствовать развития взаимопонимания. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
6 |
Способы совместной игры |
Дать представление родителям о личностно-ориентированных способах совместной игры с ребенком |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
4 |
Чувства и эмоции. |
Дать родителям информацию о важности внимания к эмоциональной сфере ребенка, о деструктивном влиянии подавленных негативных эмоций. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
8 |
Техника активного слушания |
Познакомить родителей с техникой активного слушания, как эффективном способе эмоциональной поддержки в эмоционально значимых для ребенка ситуациях. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
9 |
«Ты-послания» и и «Я-послания» |
Информировать родителей о двух формах обращения к другому человеку. |
Индивидуальное, групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
10 |
Обмен опытом |
Обсудить и проанализировать возможные изменения в поведении |
Групповое консультирование |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
Таблица 2
Структура занятий сдетьми.
n |
Тема |
Цель занятия |
Привлекаемые специалисты |
Кол-во часов |
1блок |
«Приветствие» |
Включает в себя ритуал приветствия; обмен настроением, эмоциональным состоянием; мотивацию на предстоящее занятие |
Педагог-психолог. |
1,5 часа |
2 блок |
«Свободная игра в игровой» |
Спонтанная (свободная) игра представляет естественный вид деятельности детей, выявляя положительные и отрицательные черты характера, особенности взаимоотношений и реагирования в необычных условиях. |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
3 блок |
«Активные игры в зале» |
Используются упражнения на выплеск энергии, на отреагирование негативных эмоций. |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
4 блок |
«Ритуал прощания» |
Включает в себя определенные действия в конце занятия, установленные в группе (поблагодарить друг друга, похлопать в ладоши). |
Педагог-психолог |
1,5 часа |
В результате проведенного эмпирического исследования, было выявлено, что в семье с ребенком, имеющим неизлечимое заболевание, родители испытывают неоднозначное отношение к своим условно здоровым детям. Опрошенные матери подтвердили, что регулярно испытывали смешанные чувства, среди которых присутствуют вина, любовь, раздражение и обида. Также указывали на уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения.
Выявление у здоровых детей высокого уровня тревожности и отсутствие у них ощущения позитивного эмоционального комфорта в семье могут быть последствиями дефицита тепла и внимания в детско-родительских отношениях.
Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения (т. е. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов) здоровых детей в семье с паллиативным больным будет опираться на выявленные эмпирические и теоретические положения.
Говоря о практической значимости данной работы, сделаны выводы, что в работе с семьей по поводу проблемного поведения ребенка, основной акцент необходимо делать на повышение эмоциональной компетентности родителей. Таким образом, на завершающем этапе работы разработана программа по улучшению взаимоотношений в семье с ребенком, страдающим неизлечимым заболеванием.
Литература:
- Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 162 стр.
- Голубева И. Г. Социальная работа с сиблингами в некоммерческих организациях / И. Г. Голубева // Надежды: Сборник научных статей студентов. — 2017. — С. 15–19.
- Исаев Д. Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: хрестоматия / Д. Н. Исаев; сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.
- Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Мишина Г. А.// Дефектология. — 2001. — № 1. — С.60–64.
- Моцовкина Е. В., Вишневский В. А.. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 91–96.
- Ткачева В. В.. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В. В. Ткачева. — М.: АСТ; Астрель, 2007. -318.
- Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30–36.