Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Андронникова, О. О. Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным / О. О. Андронникова, Т. В. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66598/ (дата обращения: 22.11.2024).



В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.

Ключевые слова: паллиативная помощь, гармоничное развитие, психоэмоциональные особенности, поведенческие стереотипы.

В семье происходит перестройка многих систем функционирования, что неминуемо приводит к изменениям во взаимоотношениях всех ее членов, эмоциональной и поведенческой сферах. Отношения между членами семьи могут стать как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга.

В ходе проведенного эмпирического исследования важно было определить у родителей систему разнообразных чувств по отношению к здоровому ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и соотнести с его психоэмоциональными особенностями.

Цель: содействие в создании условий для гармоничного развития здоровых детей в семьях, имеющих детей с паллиативным статусом.

Задачи:

Дети:

  1. Развитие эмоциональной сферы: развитие у детей способности определять свои эмоциональные состояния, умения называть и передавать их.
  2. Развитие адекватной самооценки у детей.
  3. Определение своего места в окружающем мире.
  4. Развитие способности снимать мышечное напряжение, умения произвольно концентрироваться и расслабляться.

Родители:

  1. Восстановление и развитие психологического контакта с ребенком.
  2. Повышение информированности о психоэмоциональных особенностях ребенка в семье с паллиативным больным

Целевая группа: семьи, имеющие условно здоровых детей 6–10 лет и их сиблингов с неизлечимым или угрожающим жизни заболеванием. Для организации психолого-педагогического сопровождения детей необходимо соблюдение следующих условий: встречи должны быть многократны, в процессе важна активность родителя.

Взаимодействие с другими организациями при реализации программы:

  1. Психологические центры:

– через групповую и индивидуальную работу с детьми восстановить контакт с самим собой, со своими мыслями, чувствами, потребностями;

– через групповую работу (семинары-практикумы, беседы, групповые дискуссии, тренинговые занятия, ролевые игры, семейные консультации) и индивидуальные консультации повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка.

  1. Образовательное учреждение:

– педагог-психолог — просветительская, психолого-педагогическая помощь, индивидуальное консультирование, проведение;

– классный руководитель — помощь в организации и реализации программы.

Условия реализации программы: для реализации программы рекомендуется участие трех педагогов-психологов: один педагог-психолог для проведения занятий с родителями, два педагога-психолога для проведения занятий с детьми.

Тактика педагога-психолога при проведении занятий с детьми — недирективная.

Основные принципы работы педагога-психолога, реализующего программу:

  1. Создание атмосферы принятия каждого ребенка.
  2. Эмоциональное сопереживание каждому ребенку.
  3. Отражение и вербализация чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
  4. Обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Таблица 1

Тематический план занятий с родителями.

n

Тема

Цель занятия

Формы иметоды

работы

Привлекаемые

специалисты

Кол-во

часов

1

Оценка структуры и жизни семьи.

Знакомство. Ожидания и опасения родителей.

Установление взаимодействия с семьей, а также как возможность изучения

отношений в семье.

Семейное, групповое консультирование

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

1,5 часа

2

Психологические особенности детей, имеющих сиблинга с неизлечимым заболеванием.

Информировать о типичных особенностях поведения и причинах поведения детей в семьях с паллиативным сиблингом.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

3

Способы личностно — ориентированного взаимодействия.

Акцентировать внимание родителей на важности личностно — ориентированного взаимодействия с ребенком. Выделить способы такого взаимодействия с детьми.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

4

Важность принятия и родительского внимания.

Дать представление о принятии, о необходимости принятия для успешного взаимодействия с ребенком.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

5

Положительный образ ребенка.

Акцентировать внимание родителей на сильных сторонах детей, способствовать развития взаимопонимания.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

6

Способы совместной игры

Дать представление родителям о личностно-ориентированных способах совместной игры с ребенком

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

4

Чувства и эмоции.

Дать родителям информацию о важности внимания к эмоциональной сфере ребенка, о деструктивном влиянии подавленных негативных эмоций.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

8

Техника активного слушания

Познакомить родителей с техникой активного слушания, как эффективном способе эмоциональной поддержки в эмоционально значимых для ребенка ситуациях.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

9

«Ты-послания» и и «Я-послания»

Информировать родителей о двух формах обращения к другому человеку.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

10

Обмен опытом

Обсудить и проанализировать возможные изменения в поведении

Групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

Таблица 2

Структура занятий сдетьми.

n

Тема

Цель занятия

Привлекаемые

специалисты

Кол-во

часов

1блок

«Приветствие»

Включает в себя ритуал приветствия; обмен настроением, эмоциональным состоянием; мотивацию на предстоящее занятие

Педагог-психолог.

1,5 часа

2 блок

«Свободная игра в игровой»

Спонтанная (свободная) игра представляет естественный вид деятельности детей, выявляя положительные и отрицательные черты характера, особенности взаимоотношений и реагирования в необычных условиях.

Педагог-психолог

1,5 часа

3 блок

«Активные игры в зале»

Используются упражнения на выплеск энергии, на отреагирование негативных эмоций.

Педагог-психолог

1,5 часа

4 блок

«Ритуал прощания»

Включает в себя определенные действия в конце занятия, установленные в группе (поблагодарить друг друга, похлопать в ладоши).

Педагог-психолог

1,5 часа

В результате проведенного эмпирического исследования, было выявлено, что в семье с ребенком, имеющим неизлечимое заболевание, родители испытывают неоднозначное отношение к своим условно здоровым детям. Опрошенные матери подтвердили, что регулярно испытывали смешанные чувства, среди которых присутствуют вина, любовь, раздражение и обида. Также указывали на уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения.

Выявление у здоровых детей высокого уровня тревожности и отсутствие у них ощущения позитивного эмоционального комфорта в семье могут быть последствиями дефицита тепла и внимания в детско-родительских отношениях.

Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения (т. е. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов) здоровых детей в семье с паллиативным больным будет опираться на выявленные эмпирические и теоретические положения.

Говоря о практической значимости данной работы, сделаны выводы, что в работе с семьей по поводу проблемного поведения ребенка, основной акцент необходимо делать на повышение эмоциональной компетентности родителей. Таким образом, на завершающем этапе работы разработана программа по улучшению взаимоотношений в семье с ребенком, страдающим неизлечимым заболеванием.

Литература:

  1. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 162 стр.
  2. Голубева И. Г. Социальная работа с сиблингами в некоммерческих организациях / И. Г. Голубева // Надежды: Сборник научных статей студентов. — 2017. — С. 15–19.
  3. Исаев Д. Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: хрестоматия / Д. Н. Исаев; сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.
  4. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Мишина Г. А.// Дефектология. — 2001. — № 1. — С.60–64.
  5. Моцовкина Е. В., Вишневский В. А.. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 91–96.
  6. Ткачева В. В.. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В. В. Ткачева. — М.: АСТ; Астрель, 2007. -318.
  7. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30–36.
Основные термины (генерируются автоматически): групповое консультирование, ребенок, час, семья, проведение занятий, реализация программы, родитель, активное слушание, гармоничное развитие, классный руководитель.


Ключевые слова

гармоничное развитие, паллиативная помощь, психоэмоциональные особенности, поведенческие стереотипы

Похожие статьи

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

В статье представлен опыт исследования особенностей психического развития ребенка с тяжелым нарушением интеллекта. Исследование выполнено в виде эмпирического плана с участием одного испытуемого (исследовательский дизайн «single-subject research»), в...

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью

В статье авторы раскрывают содержание этапов индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, на занятиях с учителем-дефектологом, на примере ученика 3 класса.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании

В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Похожие статьи

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

В статье представлен опыт исследования особенностей психического развития ребенка с тяжелым нарушением интеллекта. Исследование выполнено в виде эмпирического плана с участием одного испытуемого (исследовательский дизайн «single-subject research»), в...

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью

В статье авторы раскрывают содержание этапов индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, на занятиях с учителем-дефектологом, на примере ученика 3 класса.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании

В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Задать вопрос