Репутация онлайн-платформ, как неотъемлемый элемент экономики совместного пользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, В. Д. Репутация онлайн-платформ, как неотъемлемый элемент экономики совместного пользования / В. Д. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66574/ (дата обращения: 25.09.2020).



Экономика совместного потребления являются следующим эволюционным шагом в современной торговле. Репутация в данном контексте выступает в качестве мощного инструмента принятия решений о взаимодействии. Исследование определяет роль доверия, на сегодняшний день, для участия в сделках в условиях шеринговой экономики.

Ключевые слова: экономика совместного пользования, репутация, доверие, надежность.

Из-за экономических, социальных и культурных изменений за последние десять лет экономика совместного пользования набрала высокую популярность и стала обычной практикой в различных областях потребления товаров и услуг по всему миру. В основе лежит совместное потребление, бартер или краткосрочная аренда, что является предпочтительнее частной единоличной собственности.

По состоянию на 2018 год, рынок экономики совместного пользования в России, по данным исследования РАЭК [1], оценивается в 511 млрд. руб., что на 30 % выше по сравнению с 2017 годом. Эксперты McKinsey&Company прогнозируют, что к 2025 году около половины мирового рынка будет действовать по модели совместного пользования. Наиболее перспективными для развития секторами, по оценкам, являются: автотранспортная индустрия, путешествия, финансы, поиск персонала и потоковая передача медиа-данных.

Широкое распространение поощряется, в первую очередь, со стороны быстрого развития технологий. Популярные онлайн-платформы и приложения способствуют созданию одноранговых сообществ в сети. Люди имеют возможность свободно обмениваться информацией, опытом, продуктами в усовершенствованной модели потребления. Потребитель готов довериться незнакомым людям в вопросах жилья (Airbnb), аутсерсинге бытовых дел (YouDo), поездках с попутчиками (BlaBlaCar) и др. Однако, век современных технологий вызывает некоторую озабоченность о надежности и безопасности пользования сервисами. Экономика совместного пользования основывается, в первую очередь, на отношениях между участниками сообществ, а именно на доверительном отношении к незнакомцам. Соответственно, репутация становится новым стимулирующим фактором, своего рода «валютой» для транзакций на подобных платформах.

Рассмотрим шеринговую бизнес-модель. На рис. 1 показаны отношения и информационные связи между поставщиками сервиса, поставщиками товара и/или услуги и клиентом.

Рис. 1. Бизнес-модель совместного потребления

На данный момент наиболее популярный тип торговли в модели шеринга — P2P, где связь налажена между пользователями, а сайт того или иного сервиса используется лишь как платформа для заключения договора. Основными преимуществами совместной экономики являются:

– автоматизированный онлайн-сервис;

– оплата по результату;

– пользовательский контент, контент через обратную связь и совместный доступ;

– рыночные цены (из-за низких затрат);

– краудфандинговая рейтинговая система.

Изучение развития доверия клиентов в обмене с коммерческими рынками предполагает, что информационная система состоит из двух подсистем: социальной и технической. Первая облегчает исследования потребителей в области принятия решений, основываясь на опыте других людей, а вторая сфокусирована на технологической оснащенности, возможности и способе агрегирования рейтинговой системы платформы.

Так как каждый участник уникален, рост спроса в торговых системах совместного типа, зависит от безопасности транзакций, защищенности персональных данных и распространении положительной оценки. В модели совместного пользования, предполагается, что потребитель легко может получить интересующую его информацию и оценить надежность будущего взаимодействия. Многие исследования показывают, что обратная связь между участниками сервисов и предыдущий опыт, необходимы для объяснения готовности клиентов воспользоваться услугой совместных коммерческих платформ. В опросе РОЦИТ, установлено, что полностью доверяют шеринговым сервисам только 5 % опрошенных, а в среднем, в зависимости от популярности сервиса, доверяют 51 %. На вопрос: «Что именно может повлиять на то, что Вы начнете пользоваться шеринговыми сервисами?» 79 % респондентов сошлись во мнении, что необходим положительный опыт пользования родственников/друзей/знакомых и 34 % также считают, что оказали бы влияние и положительные отзывы в сети (рис. 2).

Рис. 2. Факторы, влияющие на предпочтение шеринговых сервисов традиционным

При совместном использовании платформ, обе стороны (как покупатель, так и продавец) демонстрируют некоторую уязвимость и озадаченность относительно безопасности взаимодействия. В настоящее время в законодательстве РФ нет четкого понятия экономики совместного пользования, соответственно регулирование производится по отраслям.

В данной среде механизм предоставления качественных услуг — это отзывы и рейтинговые оценки. Репутационные системы на сайтах позволяют пользователям обмениваться предыдущим опытом обмена, а затем потенциальные покупатели могут использовать эту информацию для формирования ожиданий относительно надежности потенциального продавца. С другой стороны, метод ранжирования по рейтингу выступает в качестве стимулятора для продавцов, чтобы иметь возможность увеличивать темпы роста бизнеса.

Также, наблюдения показывают, что потенциальный пользователь услуги скорее осуществит сделку с продавцом, имеющим большую часть положительных отзывов, но средний рейтинг (например, 4 звезды), нежели высокий рейтинг (5 звезд) и отсутствие текстовых отзывов. Таким образом осуществляется регулирование и отслеживание недобросовестных исполнителей.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о противоречивости использования совместной экономики. Основные мотивы пользователей такого типа услуг — стремление меньше тратить и сохранять мобильность. Однако в целом прослеживается позитивное влияние на рынок услуг, делая его более клиент-ориентированным и доступным.

Литература:

  1. РАЭК // https://raec.su/. URL: (дата обращения: 13.01.2020)
  2. Маркова, В. Д. Цифровая экономика: учебник / В. Д. Маркова. — Москва: ИНФРА-М, 2018.
  3. Доверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей // https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/356783-doverie-k-neznakomcam-rynok-shering-servisov-v-rossii-dostig-230-mlrd. URL: (дата обращения: 15.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): совместное пользование, совместное потребление, обратная связь, сервис, совместная экономика, экономика.


Ключевые слова

надежность, доверие, репутация, экономика совместного пользования

Похожие статьи

Электронная кооперация как инновационное направление...

Совместное производство и потребление (sharing economy, p2p economy) как экономика коллективного изготовления и использования товаров и услуг (совместная экономика), бартера и аренды вместо владения, основана на значительной выгодности краткосрочной...

Организация экономических отношений при управлении...

Стандарт потребления здесь как бы навязывается извне.

совместный, предназначенный для покупки товаров общего пользования

В связи с покупательским поведением различают два вида семьи - ориентирующую и направляющую.

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рынок финансовых услуг включает в себя телекоммуникационные системы, которые направлены на повышение эффективности обращения общих финансовых ресурсов в экономике России.

Интернет Вещей: новый этап коммерциализации достижений...

Распределенное производство, распределенная энергия, сетевой коллективный доступ и потребление, замена посредников на распределительные сети, прямой доступ производителя к потребителю, экономика совместного использования.

Формы совместного предпринимательства: теоретический аспект

В настоящее время совместное предпринимательство — одна из важнейших форм регулирования межфирменных рыночных отношений, которое обеспечивает приспособление фирм...

Концепция социального трудового дохода в составе социальной...

Совместное потребление (sharing economy, p2p economy) как экономика коллективного использования товаров и услуг, бартера и аренды вместо владения, основанная на идее, что часто удобнее платить за временный доступ к продукту, чем быть его собственником.

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой...

...(networked economy, е-экономика), определив ее как среду, «в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В последние годы совместное потребление или разделение экономики быстро набирает обороты — появляется большое количество торговых платформ, позволяющих обмениваться товарами, услугами, навыками, а также обмениваться определенными товарами, что позволяет...

Глобальная платежно-торговая экосистема: переформатирование...

«Экономика результата» (Outcome Economy) — продажа не продуктов, услуг и сервисов, а

Здесь характерен быстрый рост в связи с переходом участников рынка на открытые

Поэтому нужна серьезная совместная работа с банками по переформатированию инфраструктуры...

Похожие статьи

Электронная кооперация как инновационное направление...

Совместное производство и потребление (sharing economy, p2p economy) как экономика коллективного изготовления и использования товаров и услуг (совместная экономика), бартера и аренды вместо владения, основана на значительной выгодности краткосрочной...

Организация экономических отношений при управлении...

Стандарт потребления здесь как бы навязывается извне.

совместный, предназначенный для покупки товаров общего пользования

В связи с покупательским поведением различают два вида семьи - ориентирующую и направляющую.

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рынок финансовых услуг включает в себя телекоммуникационные системы, которые направлены на повышение эффективности обращения общих финансовых ресурсов в экономике России.

Интернет Вещей: новый этап коммерциализации достижений...

Распределенное производство, распределенная энергия, сетевой коллективный доступ и потребление, замена посредников на распределительные сети, прямой доступ производителя к потребителю, экономика совместного использования.

Формы совместного предпринимательства: теоретический аспект

В настоящее время совместное предпринимательство — одна из важнейших форм регулирования межфирменных рыночных отношений, которое обеспечивает приспособление фирм...

Концепция социального трудового дохода в составе социальной...

Совместное потребление (sharing economy, p2p economy) как экономика коллективного использования товаров и услуг, бартера и аренды вместо владения, основанная на идее, что часто удобнее платить за временный доступ к продукту, чем быть его собственником.

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой...

...(networked economy, е-экономика), определив ее как среду, «в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В последние годы совместное потребление или разделение экономики быстро набирает обороты — появляется большое количество торговых платформ, позволяющих обмениваться товарами, услугами, навыками, а также обмениваться определенными товарами, что позволяет...

Глобальная платежно-торговая экосистема: переформатирование...

«Экономика результата» (Outcome Economy) — продажа не продуктов, услуг и сервисов, а

Здесь характерен быстрый рост в связи с переходом участников рынка на открытые

Поэтому нужна серьезная совместная работа с банками по переформатированию инфраструктуры...

Задать вопрос