Особенности организации планирования на предприятии затрат на создание и освоение новой продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Перелётова, Н. А. Особенности организации планирования на предприятии затрат на создание и освоение новой продукции / Н. А. Перелётова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 369-372. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66538/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевым показателем экономической активности коммерческих предприятий является уровень издержек обращения. На основе этого показателя оценивается предполагаемая степень соответствия торговой компании плану продаж. Снижение уровня издержек обращения приводит к увеличению валового дохода (прибыли) предприятия и, следовательно, к эффективности его деятельности. Расходы на сбыт планируются и учитываются в отдельных элементах [3, с. 41]:

  1. Расходы на доставку товаров.
  2. Расходы на оплату труда.
  3. Расходы на аренду и содержание помещений.
  4. Амортизация.
  5. Отчисления в ремонтный фонд.
  6. Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров.
  7. Расходы на торговую рекламу.
  8. Проценты за кредит.
  9. Отчисления на социальное страхование.
  10. Потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм.
  11. Прочие расходы.

Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются:

– рост розничных продаж;

– повышение производительности труда работников торговли;

– сокращение сроков движения товаров;

– рациональное использование основных и краткосрочных активов;

– улучшение качества товаров и согласованность их объема со спросом населения;

– снижение потерь товаров при транспортировке и хранении.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется разными методами, выбор которых зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, учетных возможностей.

При проведении планирования затрат на предприятии, наибольшее распространение получили следующие методы планирования:

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– экономико-математические методы и модели;

– расчетно-аналитический метод. [1, с. 205]

Суть метода нормирования заключается в том, что на основе заранее определенных норм и технико-экономических стандартов рассчитывается потребность в различных видах источников и источников их финансирования. К таким нормативам относятся ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и т. д. При нормативном методе планирования применяется система норм и нормативов, включающая в себя следующие виды: федеральные нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; республиканские (областные) нормативы; утвержденные нормативы организации.

Суть метода баланса заключается в сопоставлении затрат с источниками их покрытия, во взаимной координации всех частей плана, его финансовых и производственных показателей. Результат требует сочетания материальных, рабочих и финансовых ресурсов. Метод баланса традиционно используется при распределении прибыли, планировании различных фондов. Суть балансового метода планирования заключается в том, что при построении балансов имеющиеся финансовые ресурсы связаны с фактической потребностью в них. Балансовый метод используется в первую очередь при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, в связи с чем планируется получение средств в фонды — фонд накопления, фонд потребления.

Однако экономико-математические методы позволяют количественно выразить взаимосвязь между выходными (зависимыми) показателями и независимыми переменными, используемыми для описания влияния определенных факторов. Это соотношение определяется моделью, которая представляет собой математическое описание экономического процесса в форме системы уравнений или неравенств. При применении экономико-математического моделирования корреляционный и регрессионный анализ и прогнозирование временных рядов изучаются на основе тенденции.

Корпоративные финансы — наиболее распространенный метод аналитического планирования, основанный на отношениях и зависимостях, существующих между ключевыми финансовыми переменными и элементами отчетности. В этом случае аналитическая модель представляет собой уравнение или неравенство, которое определяет отношения между зависимыми и независимыми переменными.

Расчётно-аналитический метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде, рассчитывается плановая величина показателя.

Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планирование осуществляется в отношении переменных затрат, т. к. постоянные затраты не имеют тенденции изменения, в зависимости от объемов производства и реализации продукции, и определяется по формуле 1:

Спл = Н × Впл, (1)

где Спл планируемая сумма переменных затрат, д.е.;

Н — удельные затраты на единицу продукции (работ, услуг);

Впл — планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении, ед.

В случае планирования затрат на последующий период, планируемая сумма переменных затрат определяется, исходя из фактической их стоимости, и определяется по формуле 2:

Спл = Впл ф × Вф), (2)

где Спл планируемая сумма переменных затрат, д.е.;

Впл — планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении, ед.;

Сф — фактическая сумма переменных затрат, д.е.;

Вф — фактический объем выпуска продукции в натуральном выражении, ед. [5, с.28–29]

Для отражения влияния изменения затрат на финансовые результаты деятельности предприятия и прибыль, представляется необходимым выявление факторов, которые влияют на их объем и формирование, при этом, наибольшее значение принимает определение точки безубыточности и определение порога рентабельности. Данная методика носит название операционного анализа (CVP-анализ). Анализ CVP является основным инструментом оперативного финансового планирования, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цен. [4, с. 430–433]

Операционный рычаг (от англ. — «Operating leverage» — OL) отражает долю постоянных затрат в издержках, которое несет предприятие в процессе своей деятельности. Сила воздействия операционного рычага (от англ. — «Degree of operating leverage» — DOL) определяется по формуле 3:

DOL = MP/OP = (OP+FC)/OP, (3)

где DOL — сила воздействия операционного рычага;

MP — маржинальный доход, д.е.;

OP — прибыль от продаж, д.е.;

FC — постоянные затраты, д.е. [2, с. 445]

Одним из главных преимуществ маржинального анализа является то, что с его помощью существует возможность определить уровень нулевой прибыли (точку безубыточности), т. е. такой объем производства продукции, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков.

Следует отметить, что метод планирования используется для проектирования прогнозируемых затрат на основе сметы расходов.

Оценки состоят из элементов затрат, и каждый элемент разрабатывается, а затраты планируются в соответствии с потребностями производства с учетом использования факторов, снижающих себестоимость продукции (работ, услуг), что обеспечивает повышение финансовых показателей компании.

В настоящее время большое внимание уделяется методам управления затратами в системе управленческого учета, с помощью которого осуществляется контроль над затратами предприятия. Эффективным является учет затрат предприятия по центрам ответственности, которая дает возможность рационализировать структуру затрат, оперативно реагировать на отклонения от нормальных запланированных расходов и затрат.

Проведение учета затрат по центрам ответственности реализуется с использованием системы бюджетирования, в основе которого лежит составление и утверждение бюджетов на прогнозируемый период. Система бюджетов, составляемых на предприятии, представлена на рисунке 1.

План — это система экономических, финансовых и имущественных показателей, подлежащих достижению в запланированный период времени. Всесторонний (полный) бюджет — это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях, подлежащий исполнению в прогнозном периоде.

Рис. 1. Система бюджетов, составляемых на предприятии при бюджетировании

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Управление затратами — это динамичный процесс управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат, с целью повышения финансово-экономической эффективности деятельности предприятия, роста конкурентоспособности выпускаемой продукции. В системе планирования классификация затрат по экономическим элементам служит основой для расчета сметы затрат на производство и реализацию продукции. Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется разными методами, выбор которых зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, учетных возможностей. В корпоративных финансах наибольшее распространение получили аналитические методы планирования. В целом, при реализации системы бюджетирования, затраты предприятия, представляющие собой материальные затраты, затраты на оплату труда, оказывают прямое влияние на исполнение сметы бюджета себестоимости производимой продукции и оказывают влияние на результативность исполнения финансовых бюджетов предприятия.

Литература:

  1. Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М. А. Эскиндарова, М. А. Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — С. 205.
  2. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: Учебник — М.: «Эксмо», 2016. — С. 453.
  3. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2014. — С.161
  4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.Учебник — М.: ИНФРА-М, 2018. — С. 376.
  5. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): DOL, реализация продукции, затрата, метод планирования, натуральное выражение, операционный рычаг, планируемая сумма переменных затрат, расход, CVP, балансовый метод.


Похожие статьи

Развитие методики внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

Организация системы выявления и учета отклонений от норм затрат на предприятиях промышленности строительных материалов

Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала

Организация ДМС сотрудников на предприятии: порядок оформления и возможные риски

Расчет рисков при планировании создания нового предприятия в сфере производства кондитерских изделий

Формирование затрат при производстве и реализации зерна

Выявление и анализ основных факторов, влияющих на качество работы технолога и перспективные методы его повышения (на примере компании Boeing)

Расчет издержек и себестоимости продукции. План производства и расчет выпуска продукции с целью создания кафе «Домашние блины» в г. Томске

Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей, себестоимости продукции, планирование доходов предприятия, специализирующегося на создании изображений (принта) на одежде

Похожие статьи

Развитие методики внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

Организация системы выявления и учета отклонений от норм затрат на предприятиях промышленности строительных материалов

Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала

Организация ДМС сотрудников на предприятии: порядок оформления и возможные риски

Расчет рисков при планировании создания нового предприятия в сфере производства кондитерских изделий

Формирование затрат при производстве и реализации зерна

Выявление и анализ основных факторов, влияющих на качество работы технолога и перспективные методы его повышения (на примере компании Boeing)

Расчет издержек и себестоимости продукции. План производства и расчет выпуска продукции с целью создания кафе «Домашние блины» в г. Томске

Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей, себестоимости продукции, планирование доходов предприятия, специализирующегося на создании изображений (принта) на одежде

Задать вопрос