Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 4646 раз

Библиографическое описание:

Голикова, Л. В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО / Л. В. Голикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 411-415. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66367/ (дата обращения: 30.10.2024).



Умение учиться — это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества.

Г. А. Цукерман

В соответствии с ФГОС ставится цель: готовность к саморазвитию. В обучении приветствуется деятельностный метод системы развивающего обучения.

Технология группового обучения являетсяодним из средств реализации системно-деятельностного подхода.

Целью групповой работы является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Видов групповой работы много.

− Работа в парах.

− Мозговой штурм.

− Игра «Продолжи».

− Охота за сокровищами.

− Снежный ком.

− Мозаичная группа или Паззлы.

− Верно-неверно

− Ловушка

Каждый учитель в своей работе эффективно использует основные виды групповой работы на различных этапах урока.

Вам представлю свой опыт работы по их использованию.

Начальным этапом реализации технологии работы в группах является работа впарах, которую я начинаю с первых дней обучения в начальной школе. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Работу в парах организовываю на любом этапе урока. Происходит знакомство детей с правилами групповой/парной работы.

Правилами групповой работы могут быть следующими:

Говори спокойно, ясно и только по делу.

Не согласен — предлагай!

Уважай своего товарища.

Слушай своих собеседников.

Обращайся к товарищу по имени.

Так же в период 1–2 класса происходит знакомство с ролевыми функциями в групповой работе. Ведь необходимо, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

  1. Секретарь — записывает решение;
  2. Докладчик(выступающий) — рассказывает у доски решение группы;
  3. Организатор — распределяет роли, организует работу группы;
  4. Чтец — читает задание вслух для всей группы;
  5. Контролер — следит за временем, поведением в группе.

Роли в группе, особенно в 1 классе, распределяла сама, со 2 класса — дети пробуют самостоятельно, но контролирую, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли.

Очень важно при групповой работе подобрать задания правильно. Для более эффективной реализации групповой деятельности необходимо выполнять ряд требований, предъявляемых к заданиям.

Требования кзаданиям для групповой работы.

  1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
  2. Целесообразно использовать:

− задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

− задания, которые требуют разнообразных знаний и умений;

− задания на развитие творческого мышления.

  1. Содержание работы должно быть интересно детям.
  2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
  3. Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. Надо учитывать психологическую совместимость детей, их самочувствие комфортности в группе.

Используют следующие способы комплектования групп такие, как:

− По желанию

− Случайным образом

− По определенному признаку

− По выбору «лидера».

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

− Разделитесь на группы по 4–5 человек.

− Разделитесь на 2–4 равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.

Этот метод формирования групп я использую в тех случаях, когда передо мной стоит задача научить детей сотрудничеству.

Способы формирования «случайной» группы могут быть различны: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» и т. п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Очень интересны и другие способы:

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

Применение групповой работы позволяет любой монотонный урок сделать интересным для детей.

Применяют работу в паре на различных этапах урока, например, таких как:

Устный опрос. Один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Или ученик рассказывает правило соседу по парте, приводит примеры, объясняет их. Затем смена ролей.

Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

Работа скарточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т. д.

При работе с электронными образовательными ресурсами, такими как ЯКласс, Учи Ру. И на других этапах урока.

Групповая работа в 1–2 классах преобладает в форме парной работы.

При знакомстве с коллективом используют игру «Снежный ком». Дети активно включаются в работу, стараются запомнить имена друг друга. Но знакомиться с новыми коллективами приходится нечасто, поэтому нашлось ей применение и на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов.

Снежный ком.

Суть данной дидактической игры, цель которой развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Использование парной работы на уроках в начальной школе по русскому языку и окружающему миру представлено в следующих заданиях с указанием темы и цели.

Слово, предложение итекст вречевом общении

Цель: научиться подбирать соответствующее слово к группе и обосновывать свое суждение

Игра «Кто больше»

За 1 минуту нужно записать как можно больше слов на тему «В лесу», «На реке».

Слог. Перенос слов.

Цель: развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов слов, еще не изученных правил.

В паре

«Найди ошибку»

Определить верно ли разделены на слоги слова

Строй-ка, лей-ка, Ю-ля, ру-чьи, игра-ю, медве-дь, зе-мля, ча-йник, пла-тье, конь-ки, стол-б,

Топо-ль, уро-жай, э-таж.

Непроизносимые согласные

Цель: писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными

Тематические группы

Цель: активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами из разных тематических групп

В паре

«Кто больше»

Составить тематические группы слов. Побеждает та пара, которая последней назовет такое слово, которого нет у других.

«Грибы»

Цель: научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.

Работа впаре

Игра «Найди отличия»

Найдите отличительные признаки съедобных грибов от несъедобных.

Ближе к концу 2 класса для детей преобладает уже групповая работа, под контролем учителя. Она реализуется в следующих заданиях по основным предметам.

Русский язык

Безударные гласные звуки, их обозначение на письме

Цель: формировать потребность детей в обращении к орфографическому словарю при написании слов с непроверяемым написанием

В группе

Цель: развивать речь детей и творческие способности при работе с произведениями устного народного творчества

Игра «Пойми меня»

С помощью мимики и жестов изобразить произведения. Капитаны выбирают их: «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Репка», басни Крылова И. А. «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и муравей».

Роль синонимов вречи

Цель: орфографическая работа

В группах

Игра «Кто больше»

Составьте как можно больше слов из слова «успешный». Запишите их в столбик.

Повторение по теме «Части речи»

Цель: обогащать словарный запас учащихся при подборе различных частей речи

Работа в группе

За 3 минуты написать слова каждый своей части речи, которые начинаются с определенной буквы.

Литературное чтение

Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы ипоговорки одружбе.

Цель: формировать навыки связной речи, составления рассказа к пословицам

«Составь историю»

В группе

Используя пословицы составь историю.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Глупой птице свой дом немил.

Как глянешь, так и видишь.

Сочинение-описание лисы на основе опорных слов ипрочитанных художественных произведений.

Цель: развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

В группе

«Подбери черты героя»

Каждая группа заполняет свою строчку в таблице.

Герои в сказках

Какая?

Что делает?

Характеристика

Лисонька

Кумушка

Лисичка-сестричка

Патрикеевна

Плутовка

кума

Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница»

По группам

Цель: повторить литературную терминологию (рифма), развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

«Почувствуй себя поэтом»

Напиши стихотворение, используя данные слова.

Пирожок, котенок, глаза, золотой.

А.С.Пушкин «Сказка орыбаке ирыбке»

Цель: учить характеризовать героев по плану и ориентироваться в произведении.

В группах

«Охарактеризуй героя сказки»

Выбрать одного героя, методом жребия, для характеристики по плану.

План

Где живет герой?

Чем занимается?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя?

Что думает о нем автор?

Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Конкурс «Озвучка»

По группам

Озвучить фрагмент сказки, который без звука включает учитель, распределив роли.

Окружающий мир 1–2 класс

Времена года

Цель: называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

Игра «Времена года»

В группах (4 группы)

Разыграйте сценки из жизни природы (растений, животных, людей) в разные времена года.

Сезонные изменения вприроде.

Цель: расширять знания о растительном и животном мире, воспитывать бережное отношение к природе.

«Юные натуралисты»

По группам

Выполнить задание.

1 группа. Рассмотрите и перечислите, как изменились кустарники вокруг.

2 группа. Соберите семена и плоды деревьев и кустарников. Игра «Угадай растение» для оставшихся групп.

3 группа. Соберите коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников. Игра «Угадай растение по листьям» для оставшихся групп.

Весна вмире птиц изверей

Цель: научить объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей

Игра «Разговор животных»

В группе

Пофантазируйте, какие разговоры ведут между собой животные — родители и их детеныши.

В 3–4 классах уже можно использовать более сложные виды групповой работы. Одним из которых является- Мозговой штурм.

Мозговой штурм- метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, имеет как теоретическую, так и практическую актуальность и вызывает активный интерес школьников.

Этапы:

  1. Создание банка идей.
  2. Анализ идей.
  3. Обработка результатов.

Организация:

  1. Формируется группа из 4 человек.
  2. Учитель дает всем группам общее задание (около 5 мин).
  3. Представители от каждой группы отвечают по заданию.
  4. Обработка результатов.

Методом мозгового штурма может быть использован в виде решения задач такого плана на уроках окружающего мира в 1–2 классах:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

Окружающий мир 4 класс

Тема: Путешествие за границу России

Цель: научить учащихся использовать источники дополнительной информации, для составления виртуального путешествия в страны ближнего зарубежья.

«Путешествие за границу России»

Работа в группе по секциям.

Учащиеся по названию секции рассказывают о той стране, которую они выбрали.

Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Я хотел бы поехать в эту страну, потому что…»

Секция 1 Памятники культуры

Секция 2 Памятники природы

Секция 3 Животный мир

Секция 4 Климат

Секция 5 Экономика

В ходе данных заданий у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь. Ответы учащихся вызывали у меня чувство восхищения и гордости.

Плюсы групповой работы.

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Но есть ите трудности, скоторыми сталкиваются учителя при использовании данной формы работы.

Трудности

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы.

Советы учителю.

− нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

− следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

− групповая работа должна занимать не более 15–20 минут в I — II классах, не более 20–30 минут — в III — IV классах;

− нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

− нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

При соблюдении всех правил учитель может добиться следующих результатов:

− групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;

− улучшается качество ЗУН учащихся;

− формируется мотивация учения и обучения;

− научить при можно каждого;

− соблюдается дифференцированный подход;

− работа в группе помогает ребенку проявить себя, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения;

− устанавливается психологический комфорт в коллективе.

Таким образом, групповая работа положительно влияет на учебную деятельность в начальной школе.

Литература:

  1. Королькова, Л.В., Лебедева Н. Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л. В. Королькова, Н. Б. Лебедева // Начальная школа. — 2007. — № 2. — С.13–15.
  2. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь [Текст]: учеб, пособие / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1996. — 122 с.
  3. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст]: учеб, пособие / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, слово, задание, класс, мозговой штурм, работа, игра, окружающий мир, ребенок.


Похожие статьи

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Решение образовательных задач через интегрированные занятия в рамках реализации ФГОС ДО

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Решение образовательных задач через интегрированные занятия в рамках реализации ФГОС ДО

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Задать вопрос