Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 1328 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Е. Ю. Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках иностранного языка / Е. Ю. Рослякова, А. Н. Чечина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66261/ (дата обращения: 27.04.2024).



Современное общество выдвигает новые требования к выпускникам школы. Для успешной самореализации в любой сфере общества молодым людям необходимо обладать высокими профессиональными и социальными компетенциями, быть готовыми брать на себя ответственность за себя и других. Школьное образование играет при этом немаловажную роль. Меняются роли ученика и педагога. Активный характер обучения, индивидуализация и вариативность позволяют удовлетворять запросы учащихся, поставив в центр образовательного процесса самого ученика. Учитель, в свою очередь, становится тьютором, консультантом, главная задача которого — обеспечить условия для развития способностей учащихся и улучшения качества образования. В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания. Ученик становится активным участником процесса оценивания и использует результаты для корректировки своей индивидуальной образовательной траектории. Оценивание становится механизмом, который позволяет совершенствовать процесс преподавания учителем, с одной стороны, и мотивирует учащихся активно участвовать в своем учении. В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо применять формы и методы оценивания, которые способствуют повышению качества обучения, а именно, формирующего оценивания. [5]

Согласно М. А. Пинской формирующее оценивание имеет следующие характеристики:

– центрировано на ученике;

– направляется учителем;

– формирует учебный процесс;

– определено контекстом;

– непрерывно;

– коренится в качественном преподавании. [5]

Одним из приемов оценивания, который соответствует перечисленным характеристикам и показывает свою эффективность на уроках иностранного языка, являются оценочные рубрики.

Рубрики — это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и учебные достижения. [5] Рубрики позволяют сделать оценивание понятным для учеников: в критериях четко определяются достижения, которые ожидаются. Они могут быть использованы для оценивания различных форм речевой деятельности: устных высказываний, письменной речи, работы с текстом, оценки кроссворда и т. д. Кроме того, учащиеся имеют возможность принимать участие в обсуждении рубрик. Каждая рубрика имеет определенные критерии и переводится в баллы. Рубрики представляют собой таблицы и позволяют ученику и учителю определить важные моменты для обучения:

– на каком уровне находится ученик в настоящий момент;

– чего не хватает, чтобы достичь образцового уровня;

– какой следующий шаг предстоит сделать, чтобы улучшить результат.

Использование рубрик обоснованно для развития умений самооценки и взаимооценки учащихся. Являясь активным участником оценивания, ученик глубже «погружается» в изучаемый материал, повышается мотивация, появляется вера в успех.

Если говорить о возможных проблемах данного инструмента оценивания, то на наш взгляд, это описание достижений и определение критериев. Чтобы избежать спорных ситуаций, они должны быть максимально четкими и не подразумевать двоякого толкования. Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, это регулярность использования рубрик. Как и любое оценивание, рубрики эффективны, если используются систематически, на постоянной основе.

Ниже приведены примеры использования рубрик на уроках иностранного языка.

Пример 1.

Лист оценки кроссворда

Тема: Профессии.

Класс: 7

Задание: составить кроссворд на тему «Профессии».

Критерий

Высокий (3 б.)

Средний (2 б.)

Низкий (1 б.)

Содержание

Соответствует заданной теме, содержит не менее 15 определений, формулировки лаконичны,не вызывают затруднений.

Соответствует теме, содержит не менее 15 определений, но некоторые формулировки вызывают затруднения.

Соответствует теме частично, содержит менее 15 определений, некоторые формулировки вызывают затруднения.

Грамотность в определении терминов

Определения сформулированы грамотно, допускается 1 ошибка.

В формулировке определений допущено 2–3 ошибки.

Допущено значительное количество ошибок (4–5).

Оформление

Оформлен аккуратно, содержит иллюстрации, соблюдаются все правила составления кроссворда.

Оформлен аккуратно, имеются недочеты в составлении кроссворда.

Оформлен небрежно, без соблюдения правил составления кроссворда.

Шкала перевода баллов в отметку:

8–9 баллов — отлично

6–7 баллов — хорошо

4–5 баллов — удовлетворительно

Пример 2.

Лист оценки письменной работы (описание фотографии)

Тема: Семья.

Класс: 7

Задание: описать семейную фотографию.

Критерий

Высокий (3 б.)

Средний (2 б.)

Низкий (1 балл)

Содержание

Содержание полностью соответствует заданной теме (объём не менее 60–80 слов)

Содержание частично соответствует коммуникативной задаче. Аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью(объём не менее 80–60 слов)

Содержание частично соответствует коммуникативной задаче. Не все аспекты, указанные в задании, раскрыты (объём менее 80–60 слов)

Лексическое оформление речи

Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно, используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы.

Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи, используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы. Возможно наличие 2–3 негрубых ошибок.

Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, допущено 4–5 ошибок.

Грамматическое оформление речи

Использованы различные грамматические структуры; задействованы простые и сложные предложения, допускается 1 ошибка.

Допущен ряд ошибок, не затрудняющий понимание высказывания; простые предложения составлены грамматически правильно, допущено 2–3 ошибки.

Использованы однообразные грамматические структуры. Простые предложения содержат многочисленные грамматические ошибки, не затрудняющие понимание высказывания.

Орфографическое оформление речи

При написании не допущены пунктуационные ошибки.

При написании допущены 1–2 пунктуационные ошибки

и ряд орфографических ошибок, не влияющие на понимание высказывания.

При написании допущены многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки, затрудняющие понимание высказывания

Таким образом, оценочные рубрики соответствуют требованиям современной системы оценки, являются действенным инструментом повышения мотивации учащихся, способствуют развитию умений само- и взаимооценки.

Литература:

  1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Журнал «Человек и образование», № 1 (38), 2014.
  2. Витковский А., Пинская М. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. — М., 2014.
  3. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 128 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
  4. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. — Нарва, 2012. — 50с.
  5. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
  6. Thomas Stern. Förderliche Leistungsbewertung. — Wien,2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, понимание высказывания, иностранный язык, логическая связь, балл, использование рубрик, использование средств, коммуникативная задача, разнообразная лексика, формирующее оценивание.


Похожие статьи

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

В статье рассматривается использование разноуровневых заданий в качестве средства оценивания студентов неязыковых факультетов

Основные термины (генерируются автоматически): задание, иностранный язык, балл, понимание текста, ошибка, логическая...

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Каким образом оценить правильное использование языковых средств, которые использует говорящий в процессе речевого акта?

Однако оценивание того, насколько серьезны отклонения речи от нормы, всегда будет носить субъективный характер и соответственно...

Метод взаимного редактирования при обучении письму на...

Выполнение коммуникативной задачи — важнейший критерий в оценке письменных работ на иностранном языке.

 Развитие критического мышления. При использовании этого метода в распоряжении студента оказываются несколько текстов на одну и ту же тему.

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

Овладение чтением на иностранном языке является сложным механизмом. Задача обучения научить учащихся беспереводному пониманию иноязычного текста — требует выявления закономерностей этого процесса. При этом преподавателю важно знать, имеются ли...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения в классе, наполнить смыслом высказывания учащихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка.

Роль лексики для овладения иностранным языком

В статье говорится о тесной связи лексики и грамматики, о задачах, которые ставятся перед овладением лексикой студентами, о важной роли преподавателя в обеспечении овладения словарем для развития речевой деятельности студентов.

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках...

Для эффективного оценивания учебных достижений учащегося необходимо комплексно применять суммативное и формирующее оценивание. Такая система должна предусматривать использование разнообразных методов и форм и обладать следующими функциями

Оценка уровня сформированности «коммуникативной...»

В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной школе уровень сформированности коммуникативной компетенции представляется сформированным по следующим параметрам на каждом уровне владения языком: начальный, основной...

Особенности выражения смыслового центра высказывания...

В процессе обучения иностранному языку устная и письменная речь тесно связаны между

К средствам выражения смыслового центра высказывания в письменной английской речи

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка. Как таковую ее характеризует...

Похожие статьи

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

В статье рассматривается использование разноуровневых заданий в качестве средства оценивания студентов неязыковых факультетов

Основные термины (генерируются автоматически): задание, иностранный язык, балл, понимание текста, ошибка, логическая...

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Каким образом оценить правильное использование языковых средств, которые использует говорящий в процессе речевого акта?

Однако оценивание того, насколько серьезны отклонения речи от нормы, всегда будет носить субъективный характер и соответственно...

Метод взаимного редактирования при обучении письму на...

Выполнение коммуникативной задачи — важнейший критерий в оценке письменных работ на иностранном языке.

 Развитие критического мышления. При использовании этого метода в распоряжении студента оказываются несколько текстов на одну и ту же тему.

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

Овладение чтением на иностранном языке является сложным механизмом. Задача обучения научить учащихся беспереводному пониманию иноязычного текста — требует выявления закономерностей этого процесса. При этом преподавателю важно знать, имеются ли...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения в классе, наполнить смыслом высказывания учащихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка.

Роль лексики для овладения иностранным языком

В статье говорится о тесной связи лексики и грамматики, о задачах, которые ставятся перед овладением лексикой студентами, о важной роли преподавателя в обеспечении овладения словарем для развития речевой деятельности студентов.

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках...

Для эффективного оценивания учебных достижений учащегося необходимо комплексно применять суммативное и формирующее оценивание. Такая система должна предусматривать использование разнообразных методов и форм и обладать следующими функциями

Оценка уровня сформированности «коммуникативной...»

В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной школе уровень сформированности коммуникативной компетенции представляется сформированным по следующим параметрам на каждом уровне владения языком: начальный, основной...

Особенности выражения смыслового центра высказывания...

В процессе обучения иностранному языку устная и письменная речь тесно связаны между

К средствам выражения смыслового центра высказывания в письменной английской речи

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка. Как таковую ее характеризует...

Задать вопрос