Контроль за оборотом прекурсоров: теоретико-правовой и гражданско-правовой анализ современного состояния с международным аспектом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 12.01.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Драгоруб, А. И. Контроль за оборотом прекурсоров: теоретико-правовой и гражданско-правовой анализ современного состояния с международным аспектом / А. И. Драгоруб, И. К. Воронин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 103-109. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66228/ (дата обращения: 17.12.2024).



Анализируются теоретико-правовые особенности и современное состояние нормативного регулирования, предпосылки возникновения условий предупреждения и пресечения незаконного оборота прекурсоров, а также делается акцент на международно-правовых нормах в сфере контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Выявлены приоритетные направления совершенствования международного нормативного правового регулирования оборота прекурсоров.

Ключевые слова: прекурсоры, контроль за оборотом прекурсоров, незаконный оборот, наркотические средства, сильнодействующие вещества, химические вещества.

Введение

Теоретической основой для включения России в систему международного контроля за оборотом прекурсов наркотических средств — веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ является участие её в работе специальных рабочих органах международных организаций.

Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [1], ратифицированной СССР 09.10.1990 [2], а затем Россией 25.10.1999 [3] предусматривает представление Комиссии по наркотическим средствам ежегодного доклада Международного комитета по контролю над наркотиками (The International Narcotics Control Board — INCB) (далее — МККН) о выполнении статьи 12 данной Конвенции, а Комиссия периодически проводит обзор адекватности и соответствия Таблиц I и II Конвенции.

Годовой доклад содержит анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире, призванный информировать правительства о сложившихся и возможных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей международных договоров о контроле над наркотиками. МККН обращает внимание правительств на пробелы и недостатки в национальных системах контроля и соблюдении договоров; он также вносит законотворческие предложения и рекомендации в целях улучшения положения, как на национальном, так и на международном уровне. Годовой доклад готовится на основе информации, предоставляемой правительствами МККН, учреждениям системы Организации Объединенных Наций, а также другим организациям. Наряду с этим используются сведения, поступающие по линии других международных организаций, например Интерпола и Всемирной таможенной организации, а также от региональных организаций.

Основная часть

С 2011 г. выявление глобальных тенденций и возникающих угроз в сфере контроля над химическими веществами — прекурсорами осуществляется, с использованием сведений с официальных ежегодных докладов МККН на тему: «Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических и психотропных веществ». Мы рассмотрим доклады за период с 2013–2018 гг. [4–9]

Как и в предыдущие годы МККН отмечает существенные расхождения между тем представлением, которое дают имеющиеся сведения о прекурсорах и их источниках, и реальным положением дел, характеризуемым широкой доступностью незаконно изготовленных наркотиков на рынке.

Одной из самых эффективных мер проверки законности сделок и обнаружения и предотвращения утечек прекурсоров является введенная в марте 2006 г. в действие система PEN Online (Pre-Export Notification) МККН.

Онлайн-система предварительного уведомления об экспорте (PEN Online) позволяет легко обмениваться информацией между государствами-членами о поставках (экспорте и импорте) химических веществ, необходимых для производства незаконных наркотических средств, таких как героин, кокаин и амфетамины, и обеспечивать возможность оповещения о прекращении подозрительных поставок до того, как они, достигнут незаконного производства наркотиков. Система обеспечивает полный электронный ответ для подтверждения получения и уведомления экспортирующей страны о разрешении на экспорт. Электронная копия отправляется в МККН по умолчанию без каких-либо исключений. Таким образом, обмен информацией через систему PEN Online позволяет оценить объемы законной торговли на уровне стран и компаний. Эта информация помогает компетентным национальным органам и МККН выяснять и подтверждать законность конкретных поставок прекурсоров, а также позволяет эффективно и своевременно задерживать или приостанавливать подозрительные поставки.

По состоянию на 1 ноября 2018 г. доступ к системе PEN Online был разрешен 162 зарегистрировавшимся странам и территориям (для сравнения в 2012 г. их было только 136) [4,9]. МККН в докладах рекомендует оставшимся 35 правительствам зарегистрироваться в этой системе. В среднем через эту систему ежемесячно направляется свыше 4912 предварительных уведомлений об экспорте прекурсоров (2012 г. — 1800, 2015 -2600). [4,6]

Реализуемые две международные инициативы МККН — проект «Сплоченность» (с акцентом на химвещества, использующиеся при нелегальном производстве героина и кокаина, функционирует с 2006 года) и проект «Призма» (с акцентом на химвещества, которые могут использоваться при незаконном производстве препаратов амфетаминового ряда, функционирует с 2003 года) служат в качестве международных коммуникационных платформ для: отслеживания ситуации по законной торговле химвеществами и запуска целевых ограниченных по срокам операций с четко установленными сроками по сбору данных. Участники проекта «Призма» и проекта «Сплоченность» продолжают получать информацию о подозрительных поставках, утечках и попытках организации утечек, а также о новых прекурсорах.

МККН оказывает помощь правительствам в их многосторонних усилиях, направленных на прекращение поставок новых психоактивных веществ и злоупотребления ими, в рамках его нового проекта по координации и обмену информацией о незаконном обороте новых психоактивных веществ, в рамках еще одного проекта известного как «IONICS» (ИОН) [10]. В рамках специальных операций, проводимых под руководством Целевой группы по новым психоактивным веществам, ведется сбор информации и оперативных данных в отношении подозрительных поставок, незаконного оборота и производства новых психоактивных веществ и осуществляется обмен такой информацией с помощью глобальной сети координационных центров, которая объединяет свыше 100 правительств и международных учреждений.

В ходе пятьдесят пятой сессии Комиссии по наркотическим средствам в марте 2012 г. Совет совместно с членами целевых групп по проекту «Призма» и проекту «Сплоченность» ввел в действие Систему сообщений о случаях, связанных с прекурсорами (далее PICS). Данная платформа защищенной связи предназначена для быстрого распространения среди национальных регуляторных и правоохранительных органов заинтересованных стран информации об изъятиях, утечках или попытках организовать утечку прекурсоров, поставках прекурсоров, задержанных в ходе транзита, а также ликвидации подпольных лабораторий и изъятии оборудования. Упрощение процесса обмена оперативными данными позволяет без промедления возбуждать действенные двусторонние и региональные расследования. Со времени введения в действие системы PICS через неё были направлены сообщения о случаях, связанных примерно с 200 различными веществами (веществами, включенными в Таблицу I и Таблицу II Конвенции 1988 года, и химическими веществами, не включенными в списки). В настоящее время к наиболее часто упоминаемым веществам относятся эфедрин и псевдоэфедрин (60 процентов), за которыми следуют ангидрид уксусной кислоты (12 процентов) и АФААН — альфа-фенилацетоацетонитрил (7 процентов). На химические вещества, не находящиеся под международным контролем, в том числе вещества, вошедшие в ограниченный перечень не включенных в списки веществ, подлежащих особому международному надзору, приходится 44 процента всех упоминаемых веществ.

По состоянию на 1 ноября 2018 г. было зарегистрировано 480 пользователей PICS (на 01.11.2012 г.-237), представляющих правительства 109 стран (на 01.11.2012 г.-58), а также 250 международных и региональных организаций (на 01.11.2012 г.-8). Система PICS использовалась для распространения информации о 2300 случаях (на 01.11.2012 г.-400), отношение к которым имели 60 стран и территорий (на 01.11.2012 г.-74), причем 30 процентов происшествий касалось химических веществ, не подлежащих международному контролю, в том числе входящих в ограниченный перечень веществ, подлежащих особому международному надзору [4,9].

В настоящее время в передаваемых сообщениях все чаще указываются ценные практические сведения, в том числе о маршрутах перевозки (страны происхождения, транзита и назначения), причастных компаниях, а также документах и названиях, использовавшихся для ложной идентификации химического вещества, которые могут служить хорошей отправной точкой для возбуждения расследований в соответствующих странах.

Доля изъятых веществ, включенных в Таблицу I Конвенции 1988 г., зачастую невелика по сравнению с масштабами международной торговли этими веществами, о которых сообщают правительства. Например, ангидрид уксусной кислоты и перманганат калия изымаются в объемах, составляющих менее 1 % от объемов международной торговли, о которых сообщают правительства. Изъятия некоторых других веществ составляют более значительную долю мирового торгового оборота; изъятия эфедрина в нерасфасованном виде и в форме фармацевтических препаратов составляют, согласно поступающим сообщениям, примерно 15 % от общего объема мировой торговли этим веществом. Законная торговля 3,4-МДФ-2-П практически не ведется, и поэтому объемы изъятий этого вещества намного превосходят масштабы законной торговли им.

Вещества, включенные в Таблицу II, настолько широко используются в законном промышленном производстве, что на долю изъятий приходится лишь незначительная часть от общего объема международной торговли этими веществами.

Данные по веществам не приводятся в тех случаях, когда правительства представляли информацию по фармацевтическим препаратам в единицах, а не в стандартных мерах.

В соответствии с положениями статьи 12 Конвенции 1988 года и соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по наркотическим средствам правительствам надлежит принимать и осуществлять национальные меры контроля для эффективного мониторинга перемещения химических веществ — прекурсоров. Кроме того, правительствам надлежит совершенствовать действующие меры контроля над прекурсорами в случае выявления слабых мест.

Так, например, с 1 ноября 2015 г. в Китае вступила в силу девятая поправка к уголовному кодексу, согласно которой было введено два новых состава преступления, связанных с прекурсорами: незаконное изготовление химических веществ — прекурсоров и их незаконная транспортировка. Той же поправкой было увеличено максимальное наказание за преступления, связанные с прекурсорами, и добавлено положение о конфискации имущества и наказании за вступление в преступный сговор с целью незаконного изготовления наркотиков [6].

В июне 2016 г. сенат Канады одобрил проект поправки к закону о контролируемых лекарственных средствах и психоактивных веществах, согласно которой под контроль были взяты шесть химических веществ, часто служащих основными промежуточными продуктами при изготовлении фентанила и их соли были внесены МККН в ограниченный перечень не включенных в списки веществ, подлежащих особому международному надзору, еще в 2007 г. [6].

В соответствии со вступившим в силу 21 сентября 2016 года делегированным регламентом Европейской комиссии (ЕС) 2016/1443, вносящим изменения в регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 273/2004 и регламент Совета (ЕС) № 111/2005, в перечень включенных в списки веществ (категория 1) было добавлено два аналога прекурсоров метамфетамина — хлорэфедрин и хлорпсевдоэфедрин (и их оптические изомеры). Внесенные изменения устанавливают над этими веществами более жесткий контроль в соответствии с согласованными мерами контроля и мониторинга, действующими на территории Европейского союза [7].

В Аргентине в соответствии с Законом от 20 октября 2016 года № 27283 был создан Федеральный совет по химическим веществам — прекурсорам, действующий в качестве консультативного органа при Национальном реестре химических веществ — прекурсоров (НРХВП), выполняющем функции компетентного органа. Среди прочего, Совет уполномочен анализировать любые вопросы, касающиеся веществ, перечисленных в статьях 24 и 44 Закона № 23737, оценивать подлежащие контролю химические вещества — пре- курсоры; обеспечивать актуальность национальной карты производства, торговли и сбыта химических веществ — прекурсоров; а также предлагать новые меры политики и совершенствовать механизмы контроля в отношении производства, торговли и сбыта химических веществ — прекурсоров. В ноябре 2016 года в Аргентине были приняты поправки в уголовный закон, предусматривающие уголовную ответственность за преднамеренную утечку химических веществ — прекурсоров [8].

Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) в сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности в качестве вклада в подготовку специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, которая состоялась в 2016 г., провел в Бангкоке в апреле 2015 г. международную конференцию «Химические вещества — прекурсоры и новые психоактивные вещества» [6]. Участники конференции приняли итоговый документ, посвященный решению актуальных глобальных задач в области контроля над прекурсорами, новых психоактивных веществ и соответствующего международного сотрудничества. На этой конференции МККН также представил документ, содержащий практические указания для правительств по осуществлению «Руководящих принципов подготовки добровольного кодекса поведения химической промышленности», подготовленных Комитетом в 2009 г. В настоящих докладах особое внимание уделяется также государственно-частным партнерствам и деятельности МККН в этой области, что отражает твердую уверенность Комитета и многих правительств в достоинствах и возможностях этой концепции, которая может стать одним из ключевых элементов решения текущих и будущих проблем в области контроля над прекурсорами.

Положительный опыт такого взаимодействия накоплен в Германии, и, без сомнения, он бы мог быть использован в отечественной практике. Германская химическая промышленность и химическая торговля, Федеральное ведомство криминальной полиции, полицейские управления федеральных земель и Ведомство таможенной криминальной полиции тесно сотрудничают друг с другом для предотвращения утечки химикатов для запрещенного производства наркотиков. Для этой цели Федеральному ведомству криминальной полиции:

– сообщается обо всех подозрительных заказах, включая неосуществленные поставки, а также прочие подозрительные случаи и моменты;

– сообщается о прочих обстоятельствах, которые могут иметь значение для проверки подозрения;

– по требованию предоставляется доступ ко всем соответствующим документам, местам, производственным установкам, местам осуществления эксплуатационной деятельности предприятий, структурам управления и бюро, а также к товару для взятия пробы.

Вызывающими подозрения критериями являются, например:

– заказ поставки авиатранспортом, причем транспортные расходы превышают стоимость товара;

– предложение заплатить более высокую цену (до 100 %) за немедленную поставку;

– оплата наличными даже при покупке тоннами;

– получение товара (даже тоннами) на собственной автомашине;

– личная явка заказчиков или их уполномоченных к поставщику;

– пожелание упаковать товар в необычные для торговли или нейтральные сосуды (без этикеток);

– получение только маленькими партиями, даже если заявляется промышленная потребность использования прекурсоров;

– заказ необычных количеств;

– заказ (покупка) через лиц или фирмы, у которых не просматривается какая-либо необходимость в данном химикате;

– заявка целей применения, для которых химикат не подходит;

– доставка по необычным транзитным маршрутам.

Союз химической промышленности, Союз химической торговли, Объединение фирм, занятых в оптовой и внешней торговле содержащими наркотические вещества химикатами и химикатами вообще, Федеральный союз германской экспортной торговли, а также Союз германской оптовой и внешней торговли товарами для ухода за больными и лабораторий, а также Криминальная полиция и Ведомство таможенной криминальной полиции регулярно проводят встречи для согласования своих действий в данной области.

В последние несколько лет онлайновая торговля, включая онлайновые площадки для торговли химическими веществами, предлагающие своим клиентам справочники и базы данных химических веществ и их изготовителей со всего мира, стали важным подспорьем для покупателей химических веществ в поиске эффективных способов получения доступа к удаленным рынкам.

Еще в 2000 году правительства признали, что реклама и продажа химических веществ — прекурсоров (и контролируемых фармацевтических средств), по-прежнему осуществляющиеся в большинстве стран через Интернет для использования в незаконных целях, представляют собой международную деятельность, которая должна пресекаться.

В своей резолюции 54/8, озаглавленной «Укрепление международного сотрудничества и нормативной и институциональной основы в целях контроля над химическими веществами — прекурсорами, используемыми при незаконном изготовлении синтетических наркотиков», Комиссия по наркотическим средствам предложила государствам-членам принять соответствующие меры для укрепления международного сотрудничества и обмена информацией о новых выявленных маршрутах и методах деятельности преступных организаций, которые непосредственно связаны с утечкой или контрабандой химических веществ — прекурсоров, в том числе об использовании Интернета в незаконных целях, и продолжать уведомление МККН о наличии такой информации.

Комиссия призвала государства-члены, МККН, УНП ООН и соответствующие международные организации собирать данные, анализировать факты и обмениваться информацией об осуществляемой через Интернет преступной деятельности, связанной с прекурсорами. Она также призвала их продолжать усиливать законодательные, правоохранительные и уголовно-правовые меры реагирования на основе национального законодательства и укреплять международное сотрудничество с целью пресечения такой незаконной деятельности

Известно о конкретных нормативно-правовых положениях и/или руководящих принципах, применяемых в некоторых странах, в частности в Китае и Соединенных Штатах, которые касаются использования Интернета для организации продажи контролируемых прекурсоров на национальном и международном уровнях. Например, в Китае нормативные положения требуют, чтобы все юридические лица, занимающиеся продажей прекурсоров через Интернет, были зарегистрированы компетентными национальными органами. В Соединенных Штатах поставщики интернет-услуг, оказывающие содействие в организации сделок с включенными в списки химическими веществами между покупателями, продавцами или перевозчиками из зарубежных стран, могут также считаться посредниками или торговцами и подлежать контролю [8].

В связи с этим правительствам предлагается сотрудничать с соответствующими отраслями и друг с другом в целях недопущения неправомерного использования Интернета для организации утечки химических веществ в незаконные каналы. Компании, предоставляющие интернет-услуги, могут адаптировать концепцию добровольных государственно-частных партнерств в целях сбора и анализа соответствующей информации о подозрительной деятельности, осуществляемой через Интернет, и обмена ею. Наконец, следует провести дополнительное исследование в отношении степени применимости мер контроля, в частности тех, которые требуются в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Конвенции 1988 года, к юридическим лицам, действующим в качестве посредников при поставке контролируемых прекурсоров через Интернет.

Озвучим основные тенденции и рекомендации в области законного и незаконного оборота прекурсоров, находящихся под международным контролем, а также информации о не внесенных в международные списки химических веществах, которые могут использоваться при незаконном изготовлении наркотиков.

По рекомендации Комитета в марте 2017 г. Комиссия по наркотическим средствам в решениях 60/12 и 60/13 единогласно постановила включить два прекурсора фентанила и ряда его аналогов — АНФП и НФП — в Таблицу I Конвенции 1988 года. В результате принятия этих решений число веществ, подлежащих контролю согласно Конвенции, достигло 26.

Отмечает, что некоторые правительства уже включили АНФП и НФП в свои национальные списки контролируемых веществ. Кроме того, в ответ на нынешние проблемы ряд правительств внесли поправки в свое законодательство о прекурсорах. Комитет отметил, что в течение отчетного периода ряд стран, таких как Аргентина, Бангладеш, Боливия (Многонациональное Государство), Грузия, Соединенные Штаты Америки и Швейцария, приняли различные меры по укреплению своих национальных систем контроля над прекурсорами и что 28 государств — членов Европейского союза дополнительно усилили контроль за не внесенными в списки «дизайнерскими» прекурсорами.

МККН также отметил наличие все больших расхождений между официальной информацией об изъятиях прекурсоров, представляемой правительствами посредством различных механизмов, включая форму D, доклады представителей стран и выступления на совещаниях вспомогательных органов Комиссии по наркотическим средствам, и данными, содержащимися в ответах на вопросники к ежегодным докладам и в отдельных сообщениях об изъятиях. Важно сокращать такие расхождения и обеспечивать, чтобы правительства были в состоянии формировать, собирать и обобщать национальные данные об изъятиях прекурсоров и представлять МККН по возможности самые полные данные. На основе имеющихся данных можно выделить следующие основные тенденции в области незаконного оборота прекурсоров.

В отношении синтетических наркотиков, то предпрекурсоры и химические вещества — заменители по-прежнему представляли проблему для созданных систем контроля над прекурсорами. В ходе международных операций, проведенных в рамках проекта «Призма», впервые были получены фактические данные об использовании АФААН в незаконном изготовлении амфетамина, обнаруженного в поддельных таблетках каптагона в странах Ближнего Востока. Впервые за пределами Европы в рамках этих операций были произведены изъятия, не включенных в списки «дизайнерских» прекурсоров амфетамина и метaмфетамина семейства метилглицидной кислоты.

Имеются также данные, свидетельствующие о наличии значительного незаконного производства определенных химических веществ, которые не подлежат международному контролю, но контролируются в некоторых странах на национальном уровне, в частности метиламина, являющегося основным химическим веществом, использующимся в незаконном изготовлении стимуляторов амфетаминового ряда, прекурсора эфедрина и новых психоактивных веществ. Изъятия прекурсоров новых психоактивных веществ также указывают на появление незаконного производства таких веществ, в частности синтетических катинонов и веществ, которые недавно были включены в списки Конвенции о психотропных веществах 1971 года [11].

Национальным компетентным органам необходимо провести анализ своих внутренних механизмов контроля, в частности процедур предоставления разрешения на регистрацию или отказа в регистрации лиц, связанных с производством и торговлей химическими веществами, систем и требований в отношении декларирования конечного использования, а также любых соответствующих пороговых значений, которые могут быть использованы наркоторговцами.

Также стало очевидным, что с целью получения важных оперативных данных необходимо лучше интегрировать мониторинг законной торговли с последующей деятельностью правоохранительных органов, в частности путем расследования случаев отказа в разрешении на поставку через систему PEN Online, прежде чем они станут уголовными делами.

Заключение

Совместная работа государств в течение 2013–2018 свидетельствует о том, что готовность к сотрудничеству, выходящему за пределы географических и институциональных границ, и деятельность в духе Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (т. е. предотвращение незаконного изготовления наркотиков посредством контроля за утечкой химических веществ) являются важными элементами для достижения успеха в области международного контроля над наркотиками, включая их оборот и изготовление. Система PICS и международные инициативы, реализуемые в рамках таких проектов как «Призма» и «Сплоченность», обеспечивают основу для такого сотрудничества на глобальном уровне, позволяя определить способы действий и установить взаимосвязи между событиями, которые при иных обстоятельствах считались бы отдельными случаями. Они также предотвращают тиражирование наркоторговцами схем организации утечек за счет целенаправленных действий в отношении их наиболее слабых звеньев.

Уже МККН выступает в поддержку двуединого подхода, ориентированного на применение превентивных мер (в частности, налаживание добровольного сотрудничества с промышленностью) и правоохранительных мер (расследование случаев изъятий и остановленных поставок химических веществ, которые, как известно или предполагается, используются в незаконных целях). Такой двуединый подход применим как к находящимся под международным контролем прекурсорам, так и к не включенным в таблицы химическим веществам.

Проблема не включенных в списки химических веществ ненова. Однако только в последние 8–10 лет удалось совершить качественный скачок в этой сфере. Незаконная деятельность по изготовлению наркотиков стала настолько более изощренной, диверсифицированной и масштабной, что никто не мог предусмотреть ничего подобного 30 лет назад — в период подготовки проекта Конвенции 1988 г. Это особенно справедливо в отношении изготовления синтетических наркотиков.

Предотвращение попадания не внесенных в списки химических веществ в подпольные лаборатории является весьма трудной задачей для правительств. В большей части трудности носят правовой характер, в меньшей — недостаточном сотрудничестве. В связи с изложенным вариант решения проблемы распространения, не включенных в списки «дизайнерских» прекурсоров, в том числе ряда близкородственных химических веществ на международном уровне — это обеспечить правительствам всех стран мира формирование общих критериев и правовой базы для совместного решения проблем.

Усилия следует сосредоточить на разработке общей правовой основы, которая бы позволила органам власти стран всего мира пресекать поставки таких химических веществ для незаконных изготовителей наркотиков, избегая при этом какого бы то ни было излишнего бремени регулирования. В связи с этим государства-члены могут определить пути и средства для включения элементов более упреждающего характера в таблицы Конвенции 1988 года для решения проблем, связанных с рядом родственных химических веществ, и оказания поддержки в деле привлечения к уголовной ответственности за преступления. Следует также предусмотреть возможность выделения в отдельную категорию химических веществ—прекурсоров, которые в настоящее время не имеют признанного законного применения. В отношении этой категории положения, касающиеся мер принуждения, таких как требование об обеспечении изъятий (пункт 9 (b) статьи 12 Конвенции 1988 г.), должны быть отделены от нормативного требования о мониторинге законной торговли, с требованием имплементации этой нормы в законодательство стран-участниц конвенции.

Литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20.12.1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. — М., 1994, с. 133–157.
  2. О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Постановление ВС СССР от 09.10.1990 № 1711–1 // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1990, № 42, ст. 842.
  3. О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней / Федеральный закон № 190-ФЗ от 25.10.1999 // Собрание законодательства РФ, 25.10.1999, N 43, ст. 5129.
  4. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН, INCB) за 2013 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/PRECURSORS/TECHNICAL_REPORTS/2013/Report/E_ebook_with_annexes.pdf. (дата обращения 26.02.2018 г.).
  5. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН, INCB) за 2014 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/PRECURSORS/TECHNICAL_REPORTS/2014/Report/E_ebook_with_annexes.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.).
  6. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН, INCB) за 2015 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/PRECURSORS/TECHNICAL_REPORTS/2015/Report/E_ebook_with_annexes.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.).
  7. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН, INCB) за 2016 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/PRECURSORS/TECHNICAL_REPORTS/2016/Report/E_ebook_with_annexes.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.).
  8. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН, INCB) за 2017 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/PRECURSORS/TECHNICAL_REPORTS/2017/Report/E_ebook_with_annexes.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.).
  9. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН, INCB) за 2018 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/PRECURSORS/TECHNICAL_REPORTS/2018/Report/E_ebook_with_annexes.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.).
  10. Проект Ион [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/incb/en/project_ion.html (дата обращения 26.02.2018 г.).
  11. Конвенция о психотропных веществах (Заключена в г. Вене 21.02.1971 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.incb.org/documents/Psychotropics/conventions/convention_1971_ru.pdf (дата обращения 26.02.2018 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): вещество, PEN, PICS, законная торговля, международный контроль, незаконное изготовление, незаконный оборот, правительство, средство, данные.


Ключевые слова

наркотические средства, химические вещества, незаконный оборот, прекурсоры, контроль за оборотом прекурсоров, сильнодействующие вещества

Похожие статьи

Теоретические основы таможенного контроля в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС

Статья посвящена исследованию организации таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, так как для передвижения через таможенную границу ЕАЭС они считаются товарами повышенной опасности. Рассмотрены теоретические...

Перспективы развития законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств

Одной из основных международных проблем XXI века является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (НОН) и связанное с этим незаконное потребление этих наркотиков и веществ. Сложившиеся ситуация заставляет искать...

К вопросу о понятии криминалистической характеристики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

В настоящей публикации автором определяется содержание понятия «криминалистическая характеристика преступления» применительно к сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Устанавливаются составляющие элементы криминалисти...

Административное правонарушение в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ

В статье рассматриваются противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ посредством административного законодательства, которое регулирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, а также устанавливает админист...

Особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности за нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Освещены основные нормативно-правовые акты и современные пра...

Совершенствование уголовно-правовых и криминологических основ противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационных, коммуникационных технологий

Развитие информационных технологий неизбежно влечет трансформацию преступности. В данной статье рассмотрены перспективные направления по совершенствованию уголовно-правовой и криминологической основ противодействия преступлениям, совершаемым в данной...

Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием информационно-коммуникационных технологий

В представленной статье автор рассматривает один из наиболее важных элементов криминалистической характеристики — личность преступника, совершающего преступления с использованием информационно-коммуникационных технологий в сфере незаконного оборота н...

Предотвращение незаконного оборота наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет)

Цель данного исследования заключается в следующем: провести комплексный анализ криминологической характеристики в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий (сети Интернет); соорудить некую р...

Преступления террористического характера: проблемы следственной и судебной практики

В представленном материале осуществляется попытка определить и консолидировать часть проблем возникающих в рамках следственной и судебной практики при расследовании и привлечении лиц за преступления террористического характера. Осуществляется анализ ...

Проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ

В статье рассматриваются проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ: квалификация действий, которые направлены на получение наркотического средства из конопли и её частей, хищение наркотических средств, проблемы...

Похожие статьи

Теоретические основы таможенного контроля в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС

Статья посвящена исследованию организации таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, так как для передвижения через таможенную границу ЕАЭС они считаются товарами повышенной опасности. Рассмотрены теоретические...

Перспективы развития законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств

Одной из основных международных проблем XXI века является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (НОН) и связанное с этим незаконное потребление этих наркотиков и веществ. Сложившиеся ситуация заставляет искать...

К вопросу о понятии криминалистической характеристики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

В настоящей публикации автором определяется содержание понятия «криминалистическая характеристика преступления» применительно к сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Устанавливаются составляющие элементы криминалисти...

Административное правонарушение в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ

В статье рассматриваются противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ посредством административного законодательства, которое регулирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, а также устанавливает админист...

Особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности за нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Освещены основные нормативно-правовые акты и современные пра...

Совершенствование уголовно-правовых и криминологических основ противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационных, коммуникационных технологий

Развитие информационных технологий неизбежно влечет трансформацию преступности. В данной статье рассмотрены перспективные направления по совершенствованию уголовно-правовой и криминологической основ противодействия преступлениям, совершаемым в данной...

Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием информационно-коммуникационных технологий

В представленной статье автор рассматривает один из наиболее важных элементов криминалистической характеристики — личность преступника, совершающего преступления с использованием информационно-коммуникационных технологий в сфере незаконного оборота н...

Предотвращение незаконного оборота наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет)

Цель данного исследования заключается в следующем: провести комплексный анализ криминологической характеристики в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий (сети Интернет); соорудить некую р...

Преступления террористического характера: проблемы следственной и судебной практики

В представленном материале осуществляется попытка определить и консолидировать часть проблем возникающих в рамках следственной и судебной практики при расследовании и привлечении лиц за преступления террористического характера. Осуществляется анализ ...

Проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ

В статье рассматриваются проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ: квалификация действий, которые направлены на получение наркотического средства из конопли и её частей, хищение наркотических средств, проблемы...

Задать вопрос