К вопросу о достоверности различных изданий воспоминаний М. М. Корфа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 12.01.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Никитин Ф. Н. К вопросу о достоверности различных изданий воспоминаний М. М. Корфа // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 164-165. — URL https://moluch.ru/archive/292/66156/ (дата обращения: 23.02.2020).



В статье рассматриваются различные издания воспоминаний деятеля пашковского движения М. М. Корфа. Показывается, сколько раз и когда они были изданы. Внимание фокусируется на воспоминаниях Корфа, опубликованных на русском языке в 2012 г. Демонстрируется наличие в публикациях фактических ошибок, которые устраняются автором. Автор предлагает ориентироваться исследователям евангельского движения в России на воспоминания М. М. Корфа, опубликованные в 2018 г. издательством Свет на Востоке.

Ключевые слова: М. М. Корф, пашковцы, пашковское движение, В. А. Пашков, воспоминания.

Модест Модестович Корф (1842–1931 / [14, С. 301] 1836 [4, С. 11]) — граф, российский религиозный деятель, гофмейстер императорского двора, активный деятель пашковского движения, сын М. А. Корфа — государственного деятеля, директора Императорской публичной библиотеки. Движение пашковцев возникло во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге. Оно неразрывно связана с деятельностью в Санкт-Петербурге английского проповедника лорда Г. Редстока. В 1878 г. он покидает Россию и во главе движения встает полковник гвардии в отставке В. А. Пашков. Вскоре «<…> проповедуемое Пашковым учение сделалось доступным для лиц всех состояний и возрастов, проникнув в тюрьмы, разные благотворительные учреждения, в среду учащейся молодежи <…>» [1, Ч. 3. Л. 84 об. — 85].

Воспоминания М. М. Корфа важны по той причине, что они позволяют посмотреть на пашковское движение и его ключевых деятелей изнутри самого движения, в них содержится характеристика и оценка событий очевидца, имеющего непосредственное отношение к движению пашковцев.

Воспоминания М. М. Корфа активно используют в качестве источника как отечественные [10], так и зарубежные историки [13]. Воспоминания Корфа (в разном виде) публиковались не раз. Они были изданы на немецком языке в 1927 г. [12]. В 1938 г. они были опубликованы в журнале «Сеятель истины» [4]. Журнал Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов в 1947 г. опубликовал фрагмент воспоминаний Корфа [5]. В постсоветский период мемуары М. М. Корфа были изданы в 2012 г. [6]. В 2018 г. издательство «Свет на Востоке» (Германия, Корнталь) опубликовало мемуары Корфа на русском языке [7]. В работе «История евангельских христиан-баптистов в СССР» сообщается, что воспоминания Корфа были изданы также в 1923 г. [3, С. 81], там же упоминается, что воспоминания хранятся в архиве ВСЕХБ [Там же].

Воспоминания Корфа, изданные в 2018 г. [7], были воспроизведены по немецкому изданию 1927 г. [8]. Вероятно, они наиболее близки к оригинальному тексту, а может быть, и воспроизводят его. Отметим, что в воспоминаниях, опубликованных в 2012 г., имеются расхождения с мемуарами, изданными в 2018. В них (2012 г.) Корф пишет, что «Уже в 1879 году Пашков задумался раздать бесплатно трактаты в духе Священного Писания» [6, С. 173. Курсив наш (Ф. Н.)]. В воспоминаниях, изданных в 2018 г., Корф пишет следующее: «Уже в 1876 году Пашков принял решение безвозмездно распространять трактаты духовного содержания, основанные на Священном Писании». [7, С. 58. Курсив наш (Ф. Н.)]. Архивный документ от 1876 г. свидетельствует, что «Отставной полковник Пашков, княгиня Гагарина урожденная графиня Пален, жена генерал-адъютанта Елизавета Черткова и в должности гофмейстера двора Его Императорского Величества граф Модест Корф обратились к г. министру внутренних дел с ходатайством об утверждении устава учрежденного ими „Общества поощрения духовно-нравственного чтения”. Г. министр по соглашению с III Отделением Собственной Его Императорского Величества и обер-прокурора Св. Синода» утвердил его [9, Л. 23]. Очевидно, Корф пишет именно об этом обществе. Таким образом, в издании 2012 г. допускается ошибка.

В воспоминаниях 2012 г. прямо указывается, что Георг Мюллер, европейский религиозный деятель, приехал в Петербург в 1880 г. [6, С. 155], однако в воспоминаниях, опубликованных издательством Свет на Востоке, эта информация подается по-другому. Корф пишет: «После посещения Штокмайера в Петербург был приглашен и бывший уже в преклонном возрасте Георг Мюллер из английского города Бристоль. Думаю, что это было в 1880 году» [7, С. 43. Курсив наш (Ф. Н.)]. Историк Й. Дик пишет, что Мюллер прибыл в Санкт-Петербург 30 декабря 1882 г. [2, С. 106]. По нашим сведениям, в историографии нет упоминания о приезде Г. Мюллера в Россию 1880 г.

В 1876 г. было основано Общество поощрения духовно-нравственного чтения (такое название приводится в уставе [9] — Ф. Н.), однако в воспоминаниях 2012 г. издания это общество именуется как «Общество для распространения духовно-нравственной литературы» [6, С. 173–174. Курсив наш (Ф. Н.)]. Полагаем, что виноваты в данном случае переводчики, работавшие над мемуарами Корфа, опубликованными в 2012 г., или же ошибки допущены в источнике, с которого были воспроизведены мемуары М. М. Корфа.

В воспоминаниях М. М. Корфа 2018 г. мы все же нашли одну ошибку. Модест Модестович пишет, что Василий Александрович Пашков умер в 1907 г. [7, С. 33]. Известно, что Пашков умер в 1902 г., о чем пишет авторитетный историк А. Вардин [14, С. 300]. Такая же дата приводится на могиле В. А. Пашкова, об этом свидетельствует алфавитный список русских захоронений на кладбище Тестаччо, где был похоронен В. А. Пашков [11]. Модест Модестович Корф написал воспоминания в 1922 г. [7, С. 5] То есть автор находился в преклонном возрасте. На наш взгляд, именной по этой причине Корф допустил ошибку.

С учетом изложенного хочется предупредить исследователей русского религиозного диссидентства, а в особенности пашковского движения, о тех ошибках, которые существуют в разных изданиях мемуаров М. М. Корфа. Рекомендуем использовать в качестве исторического источника мемуары М. М. Корфа 2018 г. издания. Они доступны для бесплатного скачивания на сайте миссии «Свет на Востоке». Остальные издания мемуаров М. М. Корфа также можно просмотреть на предмет ошибок.

Литература:

  1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 78. 3-е делопроизводство. 1882 г. Д. 974.
  2. Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839–1889) и общины первых евангельских верующих в России. Steinhagen: Samenkorn, 2017. 320 с.
  3. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: ВСЕХБ, 1989. 623 с.
  4. К 70-летию дела Божия в России // Сеятель Истины. — 1938 (май — декабрь).
  5. М. М. Корф и В. А. Пашков (Из воспоминаний Корфа) // Братский вестник. 1947. № 5. С. 39–44.
  6. Корф М. М. Мои воспоминания // Каретникова М. С. 400 лет баптизма. СПб.: Библия для всех, 2012. С. 130–189.
  7. Корф М. М. При царском дворе. Корнталь: Свет на Востоке, 2018. 96 с.
  8. Переписка автора статьи с Вальдемаром Цорном — заместителем миссии Свет на Востоке в Германии. 4 января 2020 г.
  9. РГИА. Ф. 776. Оп. 11. Д. 56 (а).
  10. Степанов В. А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки // Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92–113.
  11. Тестаччо. Некатолическое кладбище для иностранцев в Риме. Алфавитный список русских захоронений. URL: https://web.archive.org/web/20040614055403/http://necropolis.genealogia.ru/testaccio1.htm (дата обращения: 04. 01. 2019).
  12. Korf M. M. Am Zarenhof: Erinnerungen aus der geistlichen Erweckungsbewagung in Russland von 1874–1884. Wernigerode a. H.: Licht im Osten, 1927. 79 с.
  13. McCarthy M. М. Religious Conflict and Social Order in Late Nineteenth-Century Russia: Orthodoxy and the Protestant Challenge, 1812–1905. PhD Diss. University of Notre Dame, Notre Dame, 2004. 321 p.
  14. Wardin A. W. Evangelical sectarianism in the Russian Empire and the USSR: a bibliographic guide. Lanham, MD: Scarecrow Press, 1995. 867 p.
Основные термины (генерируются автоматически): Корф, пашковское движение, воспоминание, Восток, воспоминание Корфа, Россия, Санкт-Петербург, духовно-нравственное чтение, преклонный возраст, Священное Писание.


Похожие статьи

Православные авторы как первые исследователи русских...

Совсем другое религиозное движение возникло в Санкт-Петербурге в 1874 г. Его основателем принято считать английского проповедника лорда Г. Редстока. Первые последователи Редстока были представителями высшего столичного общества. Одним из таких был полковник гвардии...

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя...

Рассмотрим колоративные характеристики образа России в языковой картине Г.Газданова и

Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы / Сигизмунд Кржижановский.

Во-вторых, Россия — центр и лидер евразийской цивилизации, особого мира , интегрирующего Восток и Запад.

Мемуаристика русской эмиграции «первой волны»: различные...

Пережившие общую трагедию, люди стремятся сопоставить путь, пройденный ими самими и автором воспоминаний, согласиться с авторской точкой зрения

Внутри мемуаристки русской литературной эмиграции «первой волны» можно выделить следующие типы воспоминаний

Новомученичество как историко-культурный феномен России...

Библиографическое описание: Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки интерес представляет фонд Московской Духовной Академии (Ф. 172), в котором...

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

В школьные годы Хрисолог знакомится со Священным Писанием и учением Церкви.

В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Тема Востока, Ислама и его ценностей постепенно входила в творчество русских писателей. С опубликованием их стихов, новелл и рассказов постепенно разрушался образ врага-абрека, сарацина, а их поэтические и прозаические строки освещали реальный облик Востока...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников. Автор: Майданкина Инна Викторовна.

Знакомство с малой Родиной можно осуществлять используя мультимедийные продукты, ИКТ, дидактические игры, чтение художественной литературы...

Проблемы внедрения православного компонента...

В российском образовании складывается ситуация необходимости духовно-нравственного воспитания, содержащего Православный компонент. Воспитание духовной сферы детей дошкольного возраста, содержащий православный компонент, к сожалению...

Проблемы обучения лингвострановедческому чтению на...

Современное общество выдвигает новые требования по овладению языком как средством общения и параллельному соизучению культуры страны изучаемого языка, тем более в контексте обучения восточным языкам...

Похожие статьи

Православные авторы как первые исследователи русских...

Совсем другое религиозное движение возникло в Санкт-Петербурге в 1874 г. Его основателем принято считать английского проповедника лорда Г. Редстока. Первые последователи Редстока были представителями высшего столичного общества. Одним из таких был полковник гвардии...

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя...

Рассмотрим колоративные характеристики образа России в языковой картине Г.Газданова и

Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы / Сигизмунд Кржижановский.

Во-вторых, Россия — центр и лидер евразийской цивилизации, особого мира , интегрирующего Восток и Запад.

Мемуаристика русской эмиграции «первой волны»: различные...

Пережившие общую трагедию, люди стремятся сопоставить путь, пройденный ими самими и автором воспоминаний, согласиться с авторской точкой зрения

Внутри мемуаристки русской литературной эмиграции «первой волны» можно выделить следующие типы воспоминаний

Новомученичество как историко-культурный феномен России...

Библиографическое описание: Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки интерес представляет фонд Московской Духовной Академии (Ф. 172), в котором...

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

В школьные годы Хрисолог знакомится со Священным Писанием и учением Церкви.

В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Тема Востока, Ислама и его ценностей постепенно входила в творчество русских писателей. С опубликованием их стихов, новелл и рассказов постепенно разрушался образ врага-абрека, сарацина, а их поэтические и прозаические строки освещали реальный облик Востока...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников. Автор: Майданкина Инна Викторовна.

Знакомство с малой Родиной можно осуществлять используя мультимедийные продукты, ИКТ, дидактические игры, чтение художественной литературы...

Проблемы внедрения православного компонента...

В российском образовании складывается ситуация необходимости духовно-нравственного воспитания, содержащего Православный компонент. Воспитание духовной сферы детей дошкольного возраста, содержащий православный компонент, к сожалению...

Проблемы обучения лингвострановедческому чтению на...

Современное общество выдвигает новые требования по овладению языком как средством общения и параллельному соизучению культуры страны изучаемого языка, тем более в контексте обучения восточным языкам...

Задать вопрос