Православные авторы как первые исследователи русских религиозных диссидентов в России (на примере баптистов и пашковцев) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Никитин, Ф. Н. Православные авторы как первые исследователи русских религиозных диссидентов в России (на примере баптистов и пашковцев) / Ф. Н. Никитин, М. О. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57624/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматриваются православные авторы, которые исследовали российское религиозное диссидентство второй половине XIX века (движения пашковцев и баптизм). Демонстрируется, что не все православные авторы подходили к исследуемой теме с сугубо церковно-ортодоксальных позиций. Выявлено, что работы ряда православных авторов могут оцениваться довольно высоко, они составляют не только историографию темы, но и являются источником по ней.

Ключевые слова: религиозное движение, автор, православный, Россия, пашковское движение, религиозное диссидентство.

Во второй половине XIX века в Российской империи начинают появляться различные евангельские религиозные движения (баптисты, штундисты, различные молоканские толки, пашковцы). На то были свои причины / предпосылки. Среди них: перевод Библии на русский язык (синодальная Библия — 1876 г.); влияние зарубежных проповедников; реформационные движения у молокан; влияние меннонитов и немецких баптистов; личные духовные искания людей; Пожалуй, одной из главных причин была слабость православной церкви и ее неспособность удовлетворить духовные потребности людей [7, с. 4, 5].

Православная церковь, как государственная религия, естественно, не могла смотреть на это спокойно. Православные авторы, думается, обратились к изучению и описанию обозначенных нами религиозных движений с целью, во-первых, понять учение религиозных диссидентов, во-вторых, для того, чтобы противодействовать и полемизировать с ними. Недостатком работ православных авторов является то, что большинству из них характерно субъективное описание и характеристика того или иного религиозного движения, что обусловлено их ортодоксально-церковной позицией. Это отмечается как у отдельных авторов, так и в православных периодических изданиях [8, с. 123, 124; 9, с. 3]. Однако, стоит заметить, что часть православных авторов приводит немало фактологических сведений. Отметим, что православные авторы, которые писали о пашковцах и баптистах, были или современниками данных религиозных движений, или изучали данную тему после сравнительно краткого промежутка времени их возникновения. Таким образом, эти работы являются одновременно и частью историографии религиозного диссидентства в России, и его источником.

Русский баптизм возник на Юге России, первым русским баптистом был Н. И. Воронин, он принял крещение в 1867 г., что и считается точкой отчета отечественного баптизма [12]. На Закавказье его основу составило молоканство. Баптисты ставили во главу угла спасение верой; посредством голгофской жертвы Иисуса Христа. После покаяния и обращения человек должен был принять сознательное крещение по вере. Православную обрядность в лице икон, поклонение святым и мощам и т. п. они отвергали. Естественно, люди с такими, нестандартными на тот момент взглядами, стали пристальным объектом православных миссионеров и священнослужителей. Отметим, что среди православных авторов были такие, которые в первую очередь критиковали то или иное религиозное движение, нежели предоставляли фактический материал по нему [2]. Мы же описываем лишь тех православных авторов, которые предоставляют немало фактологии, работы которых можно назвать исследованиями.

Среди таких православных исследователей баптизма нужно выделить работы епископа Алексия (Дородницына). Историк О. В. Безносова, перечисляя работы некоторых православных авторов (в том числе и Дородницына [5]) отмечает, что «исследователи данного направления [охранительно-православного — Ф. Н., М. О.] были зачинателями изучаемой проблемы в целом. Они собрали и ввели в научный оборот значительный массив документальных источников, наметили событийную канву, охватили широкий круг вопросов, касавшихся причин возникновения динамики распространения позднепротестантских сект среди православного населения, характера отношений сектантов к РПЦ и государству» [1, с. 6]. По мнению Безносовой, работа Дородницына [5] содержит анализ достаточно высокой степени объективности, что не так часто встретишь у православных авторов.

Дородницын также издал ценный сборник документов под названием «материалы для истории религиозно-рационалистического движения на Юге России во второй половине XIX столетия» [4]. Он содержит более 700 страниц, на которых есть упоминание «о более чем 1500 лицах и более 560 местах распространения евангельского движения [в том числе и баптизма — Ф. Н., М. О.] в течении сорока лет» [3, с. 16]. До сих пор не издано сборника документов по евангельскому движению в России, который бы смог конкурировать с данной работой по количеству публикуемых документов [3, с. 16]. Сборник содержит баптистское вероучение, катехизисы, гимны, обрядники, протоколы конференций, письма известных баптистов. В. А. Попов дает высокую оценку данной работе [10, с. 307, 308.] Труд Дородницына в дальнейшем был востребован среди исследователей российского религиозного диссидентства.

Совсем другое религиозное движение возникло в Санкт-Петербурге в 1874 г. Его основателем принято считать английского проповедника лорда Г. Редстока. Первые последователи Редстока были представителями высшего столичного общества. Одним из таких был полковник гвардии в отставке Василий Александрович Пашков (1831–1902). По его фамилии движение стали называть «пашковским» / «движение пашковцев», так как он стал руководить образовавшемся религиозным движением после того, как Редсток покинул Россию в 1878 г. [7]. Православных авторов прежде всего волновал тот факт, что представители данного религиозного движения были известные в обществе люди, казалось бы, имеющие все для успешной жизни. Однако, они становятся последователями английского проповедника, который учил не так, как учило православное духовенство. Н. С. Лесков в своем очерке «Великосветский раскол» пишет, что «оправдание человека верою в искупительную смерть Иисуса Христа» [6, с. 144] составляет «главный пункт Редстокова учения» [6, с. 144]. Редсток считал, что добрые дела не могут искупить человека, — спасение тот получает через кровь Христа. «Воскресший Христос и личные и эмоциональные отношения с Ним являются основной темой всех проповедей Редстока» [11, с. 97.].

Рассматривая православных авторов, описывающих движение пашковцев, необходимо остановиться на работе В. Н. Терлецкого [15]. Эта книга содержит достаточно много фактологического материала. Автором делается попытка обобщить и систематизировать сведения о деятельности пашковцев [10, с. 306]. Терлецкий пытается ответить на вопрос, почему члены высшего петербургского общества оставили православие и последовали за проповедью Редстока. Автор дает классификацию брошюрам Общества поощрения духовно-нравственного чтения, описывает социальное служение В. А. Пашкова, деятельность православного духовенства по противодействию пашковцам, в которую входили беседы с прихожанами и создание общества противодействия пашковцам. Упоминается и о религиозной деятельности некоторых великосветских пашковцев в своих имениях. Немало уделено внимания важному аспекту пашковского движения: распространению учения пашковцев простыми людьми в разных губерниях. В работе Терлецкого описывается деятельность пашковцев в разных местностях, приводятся их слова, взгляды на различные религиозные вопросы, способы вовлечения ими новых членов в движение и т. п. Автором затронута тема взаимодействия пашковцев с другими религиозными движениями.

Исследователь использовал в своей книге немало источников. В основном это материалы журналов и газет. Среди журналов это: «Христианское Чтение», «Церковно-Общественный Вестник», «Православное обозрение», «Церковный Вестник», «Вера и Разум», «Русский Вестник», «Вестник Европы», среди газет: «Гражданин», «Петербургские Ведомости». Отметим, что практически никто из исследователей пашковского движения не привлекал такого количества дореволюционной периодической печати. В этом отношении вклад Терлецкого бесспорен. Его заслуга состоит также в том, что он приводит немало фактического материала. Исследование Терлецкого систематизировано, в нем освящены многие аспекты движения пашковцев. Оно в наибольшей степени освещает историю пашковского движения в православной историографии. Заметим, что последующие православные авторы будут ссылаться на книгу Терлецкого или указывать ее в рекомендуемой литературе по данной теме. Ценность работы оценили уже на раннем этапе. Так, по словам миссионера и преподавателя Тверской духовной семинарии Дмитрия Скворцова, «труд этот до настоящего времени является самым главным при знакомстве с сектой [пашковцев — Ф. Н., М. О.]». [14, с. 64] В. Н. Прозоров, преподаватель Санкт-Петербургской семинарии пишет, что «наиболее подробное изложение пашковского вероучения сделано в труде г. Терлецкого: Секта пашковцев». [13, с. 122.]

Таким образом, несмотря на то, что для большинства православных авторов было характерно писать с позиций господствующей церкви, что не всегда позволяло им объективно смотреть на религиозное диссидентство и иногда приводило к тому, что они писали недостоверные факты [8, с. 127, 129, 130, 138], в православной историографии все же встречаются авторы, которые предоставляли ценные сведения, приводили немало информации о религиозных движениях в России.

Литература:

  1. Безносова О. В. Позднее протестантское сектантство Юга Украины (1850–1905). Дис… канд. ист. наук. — Днепропетровск: 1997. — 216 с.
  2. Боголюбов Д. И. Пашковцы или «христиане евангелического исповедания» // Кальнев М. А. Русские сектанты. Их учение, культ и способы пропаганды. — Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1911. — С. 92.
  3. Дик И. П. У колыбели братства. Иоганн Вилер (1839–1889) и общины первых евангельских верующих в России. — Steinhagen: Samenkorn, 2017. — 320 с.
  4. Епископ Алексий (Дородницын). Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на Юге России во второй половине XIX-го столетия. — Казань: Центральная типография, 1908. — 690 с.
  5. Епископ Алексий (Дородницын). Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во второй половине XIX ст. — Казань: Центральная типография, 1909. — 510.
  6. Лесков Н. С. Великосветский раскол. Лорд Редсток, его учение и проповедь. — СПб.: Тип. В. Тушнова, 1877. — 119 с.
  7. Никитин Ф. Н. Движение пашковцев как феномен в религиозной жизни высшего петербургского общества второй половины XIX века // TERRA Incognita (журнал студентов-историков). — 2019. — № 3. — С. 4. — 9.
  8. Никитин Ф. Переписка В. А. Пашкова с протоиереем И. Л. Янышевым (публикация документов по истории ЕХБ) // Богомыслие. — № 23. — 2018. С. 120–145.
  9. Новые сектанты // Церковно — Общественный вестник. — 1880. — № 35. — С. 3.
  10. Попов В. А. Святые из царского дома. — Черкассы: Смирна, 2017. — 356 с.
  11. Пузынин А. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. — М.: ББИ, 2010. — 523 с.
  12. Синичкин А. В. К вопросу о крещении первого русского баптиста // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Выпуск 9 (53) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://history.jes.su/s207987840001620–1–1/ (дата обращения: 26.03.2019).
  13. Скворцов В. М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектанства. — Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1897. — 342 с.
  14. Скворцов Д. И. Пашковцы в Тверской епархии. — Тверь: Тип. губ. прав. 1893. — 81 с.
  15. Терлецкий. В. Н. Секта пашковцев. — СПб.: Издание И. Тузова, 1891. — 139 с.
Основные термины (генерируются автоматически): автор, православный, религиозное движение, Россия, пашковское движение, движение, работа, религиозное диссидентство, евангельское движение, православная историография.


Ключевые слова

Россия, автор, религиозное движение, православный, пашковское движение, религиозное диссидентство

Похожие статьи

К вопросу о богословии и мировоззрении евангельских христиан...

Возникнув на почве русского православия, евангельское движение в России унаследовало определенные элементы восточно-православного мышления

Русская Православная церковь никогда не уделяла серьезного внимания систематической теологии, преуменьшая...

К вопросу о генезисе религиозного движения стригольников

Размышляя об истоках ереси стригольников, религиозного движения XIV века в Пскове и

Насколько свидетельствуют нам источники, движение стригольников развилось не из попытки

И если в историографии по истокам стригольничества у нас нет никаких оснований считать...

Религиозные секты современной России | Статья в журнале...

Религиозные секты современной России. Автор: Горбунова Юлия Анатольевна.

Только успех может узаконить новое верование — в соответствии с евангельским принципом

Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви...

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской...

Поэтому, воспринимаемое религиозной ортодоксальной традицией любое еретическое движение, как враждебное, полагаем, что в научной компетенции еретическое движение должно восприниматься не иначе, как инакомыслие. Конечно же, прав исследователь...

Религиозные особенности русского масонства | Статья в журнале...

Религиозные особенности русского масонства. Автор: Шкурыгин Даниил Игоревич.

Масонство в России нашло очень благоприятную почву для развития, и стало самобытным

Тем не менее кризис в религиозной сфере означал “не охлаждение в вере, а наоборот...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви...

Религиозные движения сектантского типа в Российской империи, законодательно ограничивались в своих

Таким образом, миссионерская деятельность, распространение учения Христова, проповедь Благой Евангельской вести, лежит в самой природе Церкви.

Раскол русской православной церкви в XVII веке

Целью работы является изучение предпосылок и последствий одного из самых крупных духовных переворотов в истории Россиицерковного раскола на Руси в XVII веке, а также его влияние на укрепление абсолютизма.

Негативные процессы церковно-приходской жизни постсоветского...

Такой силой стало европейское фашистское движение во главе с

Параллельно политизация и рационализация религиозной жизни могут вполне сочетаться с гностическим или магическим мировосприятием.

Похожие статьи. Православные верующие в России перед Октябрьской...

Историографий анализ национально-освободительного...

Историографий анализ национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова в работах дореволюционных и советских авторов.

Одна из серьезных и актуальных проблем, требующая специального изучения, является проблема освободительных движений...

Похожие статьи

К вопросу о богословии и мировоззрении евангельских христиан...

Возникнув на почве русского православия, евангельское движение в России унаследовало определенные элементы восточно-православного мышления

Русская Православная церковь никогда не уделяла серьезного внимания систематической теологии, преуменьшая...

К вопросу о генезисе религиозного движения стригольников

Размышляя об истоках ереси стригольников, религиозного движения XIV века в Пскове и

Насколько свидетельствуют нам источники, движение стригольников развилось не из попытки

И если в историографии по истокам стригольничества у нас нет никаких оснований считать...

Религиозные секты современной России | Статья в журнале...

Религиозные секты современной России. Автор: Горбунова Юлия Анатольевна.

Только успех может узаконить новое верование — в соответствии с евангельским принципом

Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви...

Исследование гетеродоксии в становлении раннехристианской...

Поэтому, воспринимаемое религиозной ортодоксальной традицией любое еретическое движение, как враждебное, полагаем, что в научной компетенции еретическое движение должно восприниматься не иначе, как инакомыслие. Конечно же, прав исследователь...

Религиозные особенности русского масонства | Статья в журнале...

Религиозные особенности русского масонства. Автор: Шкурыгин Даниил Игоревич.

Масонство в России нашло очень благоприятную почву для развития, и стало самобытным

Тем не менее кризис в религиозной сфере означал “не охлаждение в вере, а наоборот...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви...

Религиозные движения сектантского типа в Российской империи, законодательно ограничивались в своих

Таким образом, миссионерская деятельность, распространение учения Христова, проповедь Благой Евангельской вести, лежит в самой природе Церкви.

Раскол русской православной церкви в XVII веке

Целью работы является изучение предпосылок и последствий одного из самых крупных духовных переворотов в истории Россиицерковного раскола на Руси в XVII веке, а также его влияние на укрепление абсолютизма.

Негативные процессы церковно-приходской жизни постсоветского...

Такой силой стало европейское фашистское движение во главе с

Параллельно политизация и рационализация религиозной жизни могут вполне сочетаться с гностическим или магическим мировосприятием.

Похожие статьи. Православные верующие в России перед Октябрьской...

Историографий анализ национально-освободительного...

Историографий анализ национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова в работах дореволюционных и советских авторов.

Одна из серьезных и актуальных проблем, требующая специального изучения, является проблема освободительных движений...

Задать вопрос