Микротекст как современное педагогическое средство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 09.01.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Львова А. А. Микротекст как современное педагогическое средство // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 398-401. — URL https://moluch.ru/archive/292/66076/ (дата обращения: 22.02.2020).



Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: микротекст, педагогическое средство, коммуникативная компетенция.

Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, значительно возросли требования к уровню и качеству знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения (самообразования). Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших педагогических технологий и современных средств обучения.

Средства обучения — обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.

Актуальным для каждого педагога является вопрос: «При помощи чего учить?» Он выводит на одну из важнейших категорий педагогики — категорию средств обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

«Средство» — многозначное слово. Это и прием, и способ действия для достижения чего-нибудь, это и орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средств обучения». Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

В педагогическом процессе средства обучения выполняют следующие функции: компенсаторную, адаптивную, информативную; интегративную, инструментальную. Главное дидактическое назначение современного средства обучения — ускорить процесс усвоения учебного материала, а также обеспечить реализацию принципа наглядности и содействовать повышению эффективности учебного процесса. Они оказывают существенное влияние не только на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление, но и на формирование ключевых компетенций.

Поиски новых педагогических средств, которые будут более технологичны в условиях современного урока, приводят к микротекстам. В научно-исследовательских работах они рассматриваются только как языковые или лингводидактические единицы, а не как педагогическое средство, в частности, ориентированное на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Такие ученые, как Н. В. Данилевская, С. И. Мосальская [4] предлагают различать макротекст и микротекст. Под «макротекстом» понимается «целое речевое произведение, то есть текст в широком смысле слова», «микротекст» — это сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) — текст в узком смысле слова. В качестве рабочего понятия будем использовать следующее: микротекст — это самостоятельная структурно-смысловая или синтактико-тематическая единица. В зависимости от культуроцентрического или текстцентрического подхода к пониманию макротекста объем микротекста как единицы может быть разным — от целого отдельного (самостоятельного) текста до относительно самостоятельного высказывания в рамках абзаца, сложного синтаксического целого или сверхфразового единства.

Рассмотрим еще две языковые единицы, которые, как нам кажется, могли бы быть рассмотрены как микротексты — это цитаты и афоризмы.

Цитаты представляют собой законченную мысль, высказывание или выдержку из текста какого-либо автора. Афоризм — это тоже законченная мысль, выраженная в краткой форме с предельной лаконичностью и точностью; устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о каком-либо явлении действительности. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения. Воздействие афоризма заключено одновременно в новизне сообщаемого и эстетичности его оформления. Не раз отмечалась неразрывность формы и содержания в афоризме, их интеграция, разрушаемость афоризма при переформулировке [7, с. 92]. Как и для любого текста, для построения афоризмов используются приемы и стилистические фигуры, что придает им художественность, а использование их в речи способствует повышению ее качества.

И афоризм, и цитата — короткие высказывания, обладающие большим педагогическим потенциалом. Они способны производить коммуникативный эффект, вызывать у собеседника интерес к предмету дискуссии, делать речь яркой, лаконичной (афористичной), убедительной, что будет свидетельствовать о высоко уровне коммуникативной компетенции.

Исходя из вышеперечисленных особенностей афоризмов и цитат, нам представляется целесообразным по их педагогическому значению не разделять цитаты и афоризмы, поскольку они наделены универсальными свойствами текста — стабильностью, неизменяемостью, единством формы и содержания. Подчеркнем, что это и является достаточно убедительным основанием для причисления их к микротекстам.

Таким образом, микротекст, являясь относительно самостоятельной структурно-смысловой или синтактико-тематической единицей, обладает всеми признаками текста (например, коммуникативным потенциалом), имеет небольшой объем, поэтому более технологичен в условиях урока и может использоваться как педагогическое средство формирования коммуникативной компетенции.

В настоящее время в педагогической практике широко распространены три подхода к разработке, конструированию и применению средств обучения. Первый подход связан с разработкой средств обучения, не относящихся прямо к деятельности преподавания, речь в данном случае идет о том, что имеется в материальном оборудовании классной комнаты. В этой позиции средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности, контроля и т. п., создающие известный комфорт, без которого можно и обойтись. Однако подчеркнем, что микротексты нет смысла рассматривать только как средства наглядности.

Второй подход сопряжен с идеализированном представлением о средствах обучения, рассматривая их как главные компоненты деятельности преподавания, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организация и т. п.) являются сопутствующими и обусловливаются спецификой средств обучения. Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию на первый подход, отрицающий вообще их значение и влияние на качество знаний, умственное и духовное развитие обучающихся. Действительно, микротексты не могут рассматриваться как самостоятельные средства, а должны использоваться в системе методов и приемов для достижения поставленных задач. Оптимальное чередование методов и средств обучения, основанных на использовании микротекстов, позволяет достаточно продуктивно организовать процесс формирования у школьников различных компетенций, в том числе и коммуникативной компетенции.

Третий подход состоит в том, что средства обучения рассматриваются, прежде всего, в системе интеллектуального и духовного взаимодействия педагога и обучающихся. Они в процессе обучения выполняют определенные функции и обеспечивают (наряду с другими компонентами педагогической системы) определенное качество знаний, умственное и духовное развитие обучающихся, положительно сказываются на процессе формирования ключевых компетенций.

Но нам ближе третий подход, которому соответствует классификация средств обучения, представленная в работах С. Г. Шаповаленко [8], так как именно в ней среди многообразия педагогический средств (предметы объективной действительности, учебно-производственное оборудование, изображения и отображения материальных объектов, текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы) нашли свое отражение текстовые средства обучения, к которым мы отнесем и микротексты.

Каковы же педагогические возможности микротекста в формировании коммуникативной компетенции?

Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [5, с.56]. Речевая деятельность — деятельность, основанная на умении создавать высказывания (речь продуктивная — говорение, письмо) и воспринимать высказывания в процессе общения (речь рецептивная — слушание, чтение). Безусловно, в коммуникации участвуют не только вербальные средства, но овладение навыками чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный, художественный и публицистический, становится объектом пристального внимания на каждом уроке.

Основания наделять микротексты всеми признаками текста были рассмотрены в работе выше, таким образом, использование их в качестве одного из основных средств обучения на уроках обосновано, и может использоваться для формирования коммуникативной компетенции.

Работа с микротекстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в микротексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор микротекстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы — это условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, которое обусловливает и уровень овладения коммуникативной компетенцией.

При подходе к микротексту как к действенному средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

Значимую роль в воспитании современного школьника приобретают микротексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание микротекста, то настроение, которое передаст автор. Для современного школьника особенно важны микротексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения, именно они должны стать для них личностно значимыми.

Представляется возможным проследить корреляцию функций микротекста как педагогического средства с функциями других педагогических средств, направленных, в том числе, и на формирование коммуникативной компетенции.

Микротекст может выполнять функции средств обучения:

− компенсаторную функцию, т. е. способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося за счет небольшого объема;

− адаптивную, т. к. обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; соответствие содержанию изучаемого понятия и возрастным возможностям обучающихся;

− информативную, микротексты способствуют передаче любой учебной информации опосредованно, ассоциативно;

− интегративную, реализуется при комплексном использование микротекстов;

− инструментальную, микротекст как педагогическое средство обеспечивает определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели.

Таким образом, микротекст может использоваться в качестве современного средства обучения, обеспечивая реализацию принципа наглядности и содействуя повышению эффективности учебного процесса. Содержание учебного материала по учебным предметам будет обогащено посредством введения в него микротекстов, отобранных на основе требований художественности, аксиологичности, многоаспектности и поликультурности. Планирование уроков с включением микротекстов будет способствовать повышению качества школьного образования в отношении формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / под ред. А. Г Асмолова / А. Г Асмолов, Г. В Бурменская, И. А. Володарская, О. А Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г Салмина. — М., 2008.– 342 с.
  2. Балаклай А. Г. Осмысление слова / А. Г. Балаклай // Русская словесность. — 2002. — № 2. — С. 18–22.
  3. Безрукова В. С. Педагогика: Учебник для инж.-пед. специальностей. — Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. — 320 с.
  4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.
  5. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966. — 200 с.
  6. ЗимняяИ. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004. — 189 с.
  7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2кн. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 464 с.
  8. Шаповаленко С. Г. Вопрос теории создания средств обучения и использование их в общеобразовательных школах // Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся. — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1980. — С. 3–20.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, микротекст, средство обучения, педагогическое средство, коммуникативная компетенция обучающихся, современное средство обучения, учебный процесс, качество знаний, законченная мысль, речевая деятельность.


Похожие статьи

Микротекст как педагогическое понятие | Статья в сборнике...

Ключевые слова: микротекст, педагогическое средство, коммуникативная компетенция.

Средства обучения — материальный или идеальный объект, который «помещен»

Средства обучения оказывают существенное влияние не только на качество знаний обучающихся, их...

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Педагогические возможности микротекста в условиях...

Ключевые слова: микротекст, педагогическое средство, коммуникативная компетенция.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что в практике современного обучения при этом

Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Из вышеизложенного следует, что коммуникативная компетенция учащихся формируется в процессе обучения и в значительной степени определяется тем, насколько...

Психолого-педагогические исследования формирования...

- основной характеристикой коммуникативной компетенции, которая делает ее более результативной в процессе обучения иностранным языкам – учет психологических, социальных и культурных факторов, находящихся в зависимости от конкретной ситуации общения.

Похожие статьи

Микротекст как педагогическое понятие | Статья в сборнике...

Ключевые слова: микротекст, педагогическое средство, коммуникативная компетенция.

Средства обучения — материальный или идеальный объект, который «помещен»

Средства обучения оказывают существенное влияние не только на качество знаний обучающихся, их...

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Педагогические возможности микротекста в условиях...

Ключевые слова: микротекст, педагогическое средство, коммуникативная компетенция.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что в практике современного обучения при этом

Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Из вышеизложенного следует, что коммуникативная компетенция учащихся формируется в процессе обучения и в значительной степени определяется тем, насколько...

Психолого-педагогические исследования формирования...

- основной характеристикой коммуникативной компетенции, которая делает ее более результативной в процессе обучения иностранным языкам – учет психологических, социальных и культурных факторов, находящихся в зависимости от конкретной ситуации общения.

Задать вопрос