В статье рассматриваются этапы правового регулирования труда осужденных в России. Приведены пять этапов с краткой характеристикой. В каждом этапе указаны характерные особенности правового регулирования.
Ключевые слова: труд осужденных, исправительные учреждения, правовое регулирование, цели привлечения осужденных к труду.
The article considers the stages of legal regulation of convicts ' labor in Russia. There are five stages with a brief description. In each stage the characteristic features of legal regulation are specified.
Key words: convicts 'labor, correctional institutions, legal regulation, goals of convicts' involvement in labor.
В истории нашего государства отражается весьма неоднозначная позиция законодателя к труду осужденных к лишению свободы, что объясняется изменением не только целей, задач и характера отношения к труду осужденных к лишению свободы, но и формулировкой и содержанием обязанностей трудиться.
Труд является сопутствующим явлением лишения свободы в системе исполнения уголовных наказаний на протяжении всего времени его существования и прошел несколько этапов развития.
Первый этап — дореволюционный, характеризующейся карательной направленностью, что отражается не только в целях наказания того времени, но и в организации и условиях его исполнения.
В положениях Закона от 6 января 1886 года впервые были закреплены нормы, отражающие порядок организации и осуществления работ в местах лишения свободы различного типа [1]. Ключевые особенности заключались в «обязательности» труда осужденных для разных категорий, при этом денежное вознаграждение предусматривалось только за некоторые виды работ в соответствии с видом лишения свободы. В данный период заключенные выполняли работу, не требующую особых помещений и применения сложного инструментария, такую как уборка городских улиц, заготовка дров, очистка отхожих мест и т. д. [2]
Второй этап — послереволюционный (с 1917 г. до 1929 г..) отличается актами прогрессивного характера в сфере организации труда осужденных [3]. Происходит официальный отказ от ранней царской тюремной системы. Труд осужденных стал широко применяться не только на отдаленных территориях, но и в центральных районах страны, где требовалось выполнить либо тяжелый физический труд, либо осуществлялось строительство государственных важных объектов. Правовой статус заключенных характеризовался весьма минимальным набором трудовых прав, а именно правила о продолжительности рабочего времени, и право на оплату труда. Законодательно закрепилась цель труда осужденных в данный период — воспитательно-исправительная, равно как и четко установленная обязанность привлечения к труду всех трудоспособных осужденных.
Третий этап — 1930–1940 гг., отражает осуществление правового регулирования труда осужденных не законами, а подзаконными нормативными актами. Первопричиной этому послужило создание общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), в ведение которого были переданы исправительно-трудовые учреждение.
Все это способствовало созданию в октябре 1934 г Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) НКВД. По сохранившимся данным осужденные ГУЛАГа составляли до 8 % всех рабочих страны. Это достаточно крупный потенциал рабочей силы, и необходимость совершенствования правового регулирования труда осужденных была очевидна. [4]
Четвертый этап — датируется 1950–1980 гг.. Происходит закрепление конкретных мер по восстановлению и укреплению законности, развитию демократических начал в организации и осуществления деятельности в исправительных учреждениях, а также формирование материально-бытовой и производственной базы.
В 1954 году принято Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, устанавливающее такие условия труда осужденных как: разная продолжительность рабочего дня для разных режимов (общий и облегченный режим — 8 часов; строгий режим — 9 часов); регулирование труда осуществлялось в соответствии с правовыми нормами о труде, техникой безопасности и правилами по охране труда; оплата труда заключенных осуществлялась по тарифным ставкам в соответствии с должностными окладами; работающим заключенным осуществлялся зачет рабочих дней и условно-досрочное освобождение. [5]
В 1970 г принимается ИТК РСФСР, который в своих нормах закрепляет труд осужденных в качестве средства по перевоспитанию осужденных тем самым, исключая цель приспособления к условиям общежития. Также был исключен критерий раздела труда для лиц, не имеющих трудовую квалификацию и лиц имеющих ее. Отличительным стало впервые закрепленное положение об основах правового положения осужденных.
Пятый этап — это этап нашей современности, начавшийся в 1990-е годы. Кардинальные изменения социально-экономической и политической сфер жизнедеятельности в обществе, а также формирование и становление рыночной экономики и правового государства нашли свое отражение и в принятия ряда нормативных актов в сфере регулирования труда осужденных. [6]
Следует отметить, что стало применяться комплексное отраслевое регулирование в сфере труда осужденных, а именно регулирование трудовым и уголовно-исполнительным отраслями (ранее — «исправительно-трудовым»). Регуляция нормами уголовно-исполнительного права труда осужденных применяется в случаях отличия правовых целей и условий от труда свободных граждан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, на всем протяжении осуществления правового регулирования труда осужденных, за исключением современного законодательства, система исполнения лишения свободы, характеризуется превалирующей экономической составляющей по сравнению с воспитательной, то есть труд осужденных в первую очередь рассматривался как способ использования дешевой рабочей силы для решения экономических и хозяйственных вопросов и только во вторую очередь — как средство исправления, воспитания осужденных.
Литература:
- Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М., 1961. Т. 3. 430 с.
- Шамсунов С. Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): монография. Рязань, 2003. С. 29.
- См.: Постановление Наркомюста РСФСР от 24.01.1918 «О тюремных рабочих командах» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Декрет ВЦИК от 17.05.1919 «О лагерях принудительных работ» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Постановление Наркомюста РСФСР от 15.11.1920 «Положение об общих местах заключения Р. С. Ф. С. Р». [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Постановление ВЦИК от 16.10.1924 «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р. С. Ф. С. Р». [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
- Исаков В. М. Правовое регулирование и организация трудовой занятости осужденных в исправительных учреждениях Советского государства. 1917–1990 гг.: дис....д-ра юрид. наук: 12.00.01 — Москва, 2000. С. 59.
- Распоряжение Совета Министров СССР от 10.07.1954 «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях» [Электронный ресурс] // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009147
- См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 N 5473–1 (ред. от 02.12.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 16.12.2016 № 295 (ред. от 27.06.2019) «[Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»; Приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» от 06.10.2006 № 311 (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».