В статье раскрывается уголовно-правовой институт правового положения осужденных. Автором акцентируется внимание на особенностях нормативно-правовой регламентации правового положения осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: правовой статус, права осужденных, обязанности, законные интересы, общественные отношения.
Одним из видов уголовного наказания в системе уголовного права Российской Федерации является лишение свободы. Лишение свободы это вид уголовного наказания который заключается в принудительной изоляции от общества преступников с возложением на него определенных правил, соблюдение которых обеспечивается администрацией определенного учреждения Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. По состоянию на 1 ноября 2022 г. [6] в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 439453 чел. (-26443 чел. к 01.01.2022), в том числе:
— в 626 исправительных колониях отбывало наказание 324906 чел. (-28304 чел.), в том числе:
в 95 колониях-поселениях отбывало наказание 28258 чел. (+378 чел.);
в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, отбывало наказание 1 942 чел. (+7 чел.);
— в 204 следственных изоляторах и 71 помещениях, функционирующем в режиме следственного изолятора, содержалось 112225 чел. (+1735 чел.);
— в 7 тюрьмах отбывало наказание 1 483 чел. (+129 чел.);
— в 14 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 839 чел. (-3 чел.).
В учреждениях содержится 39153 женщин (+574 чел.), в том числе 28782 — в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, воспитательных колониях и 10371 — в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 310 детей.
В составе 69 медико-санитарных частей ФСИН России функционируют 593 медицинские части, 148 фельдшерских и 86 врачебных здравпункта, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 74 военно-врачебные комиссии, 74 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 139 больниц (в том числе 60 туберкулезных, 5 психиатрических, 7 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России).
На учете 43 исправительных центров и 252 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, состоят 13224 осужденных к принудительным работам.
Правовое положение осужденных обобщенно можно представить как основанное на правовом статусе гражданина Российской Федерации положение лиц отбывающих уголовное наказание.
Уголовно-исполнительный кодекса РФ резюмирует «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом».
В теории права, правовое положение осужденных представляет собой специальный правовой статус, который в свою очередь подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (такие как исправительный работы, лишение свободы).
Рассмотрим мнения ученых по теме правового положения осужденных:
Профессор В. И. Селиверстов считает: «правовое положение лиц, отбывающих наказания, представляет собой систему нормативно закрепленных субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных».
А. И. Зубков полагает: «правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и представляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы)».
По мнению Т. Ф. Минязевой: «правовой статус осужденных следует понимать как основанную на общем статусе граждан государства и закрепленную в нормативных актах различных отраслей права совокупность их прав и обязанностей, зависящих от назначенной им судом меры уголовно-правового характера и от их поведения во время ее исполнения».
Г. Л. Минаков полагает: «все права осужденных к лишению свободы можно разделить на два уровня. Первый — это общие права и свободы рассматриваемой нами категории лиц, не подверженные каким-либо изменениям и равные правам законопослушных граждан. Второй уровень — группа специальных прав и свобод осужденных, осуществление которых имеет определенные особенности».
За соблюдением органами исполнения наказания прав и законных интересов осужденных лиц в местах лишения свободы пристально следят органы прокуратуры. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации» основополагающей функцией прокурора является реализация надзора за неукоснительным и точным соблюдением требований Конституции РФ и исполнением принятых нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации [7]. Одним из видов надзора является прокурорский надзор в местах исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы.
Также одним из немало важных способов контроля за соблюдением прав осужденных является Общественные Наблюдательные Комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, действующие на основе: Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Следует отметить, что правовое положение осужденных к лишению свободы является предметом широкого обсуждения теоретиками, а также является обязанностью следить за исполнением прав и законных интересов различные органы и организации — уполномоченных по правам человека, прокуратуру, а также общественные наблюдательные комиссии. Взаимосвязь данных аспектов прежде всего связана с тенденцией государства максимально обеспечить соблюдение прав и законных интересов, а также не допустить незаконного ограничения прав и свобод лиц содержащихся в местах лишения свободы.
Литература:
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022);
- Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Рос. юстиция. 1997. № 5. С. 47–49;
- Зубков А. И. Понятие правового положения осужденных. Уголовно-исполнительное право России: Учебник и осн. норм. прав. акты / Под ред. О. В. Филимонова. М., 2004. 543 с;
- Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. 320 с;
- Минаков Г. Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации. М., 1993. 80 с.
- Федеральная служба исполнения наказаний. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы - https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (редакция от 27.12.2018)//Российская газета, 18.02.1992. №39.
- Бочкарев, В. В. К вопросу о некоторых аспектах правового статуса осужденных к лишению свободы / В. В. Бочкарев. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2021_-_5_unicode/8.pdf???history=18&pfid=1&sample=24&ref=0 (дата обращения: 06.12.2022).