Использование видеоконференцсвязи в арбитражном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 24.12.2019

Статья просмотрена: 863 раза

Библиографическое описание:

Цегельникова, А. А. Использование видеоконференцсвязи в арбитражном процессе / А. А. Цегельникова, Е. С. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65487/ (дата обращения: 16.01.2025).



Актуальность исследования темы использования видеоконференцсвязи в арбитражном процессе обусловлена, прежде всего, стремительным развитием информационных технологий, в частности цифровизацией всех сфер экономики и государственного управлении в России, что, в свою очередь, является одним из основных направлений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 гг.

В п. 1.3 Концепции развития информатизации судов до 2020 года приводится понятие электронного правосудия. Это способ и форма осуществления предусмотренных действий, основанных на использовании информационных технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном виде [4].

Необходимость внедрения данной технологии определена рядом факторов, среди которых ключевые места занимают дефицит времени и территориальная отдаленность субъектов процессуальных отношений [1].

Так, впервые свое закрепление проект по оснащению судов видеоконференцсвязью получил в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013- 2012 годы». На текущее время видеоконференцсвязью оснащены все суды субъектов федерации, а также больше половины районных судов и гарнизонных военных судов. Также, согласно программе, к 2020 году видеоконференцсвязь должна появиться во всех арбитражных судах.

Следует отметить, что в первую очередь проект направлен на обеспечение доступности правосудия и сокращения совершения отдельных процессуальных действий.

Лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в предварительном судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи. Данным способом суд может заслушать объяснения лиц, свидетельские показания, пояснения эксперта, его ответы на дополнительные вопросы [5].

Все расходы по организации и проведении видеоконференцсвязи ложатся на бюджет государства, что является несомненным плюсом, а также гарантией доступности правосудия. Это разумно, поскольку таким образом [2] судопроизводство становится более доступным для всех участников арбитражного процесса, вне зависимости от их материального положения и территориального местонахождения.

Но, несмотря на положительные стороны, введение цифровых технологий в гражданский процесс имеет и ряд отрицательных. И. А. Дроздов отмечает, что одним из главных минусов использования видеоконференцсвязи выступает отсутствие визуального контакта между участниками арбитражного процесса, поскольку «…судья при оценке доказательств ориентируется, в том числе, и на свое личное восприятие. При общении через телевизор зачастую невозможно определить, говорит ли человек правду» [3].

Также возникают некоторые сложности при использовании ВКС, вызванные пробелами в правовой регламентации. Так, среди одного из вопросов, можно выделить проблему об отложении судебного разбирательства в случае появления технических неполадок. В частности, в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 приведено понятие «технической возможности», под которой понимается наличие в суде исправной системы видеоконференцсвязи и объективной возможности проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела [6]. Сама ситуация с возникновением технических неполадок урегулирована ст. 158 АПК РФ [7]. Согласно данной статье, суд может отложить судебное разбирательство в случае возникновения технических неполадок. По нашему мнению, судья, прежде чем откладывать судебное заседание, должен выяснить характер и размер неполадок ВКС и в законодательстве должны быть урегулированы четкие действия работников суда в данной ситуации.

Стоит отметить, что существуют ограничения при проведении видеоконференцсвязи в арбитражном процессе. Так, например, системы ВКС используются только в межрегиональных спорах. Данное ограничение законодательно не закреплено, при этом следует из общего смысла применения систем ВКС как способа снижения судебных издержек сторон.

Однако, не урегулирован вопрос о привлечении юристов из другого региона стороной, расположенной по месту рассмотрения спора.

С учетом сообщения ВАС РФ от 2 марта 2011 года об обеспеченности всех арбитражных судов оборудованием для видеоконференции следует понимать, что под этим подразумевается, помимо фактического наличия оборудования, наличие административно-технических ресурсов для организации видеоконференции у каждого из судов, участвующих в процессе. При этом выяснение технической возможности возложено не на заявителя, а на суд; — видеоконференция организуется исключительно с использованием оборудования арбитражных судов.

При этом заявитель в своем ходатайстве вправе указать наиболее удобный ему территориально суд для организации видеоконференцсвязи; — невозможность использования в закрытых судебных заседаниях.

Следует отметить, что ВАС РФ в своих разъяснениях допускает подачу такого ходатайства после назначения дела к слушанию, но относит вопрос о разрешении подобной ситуации к усмотрению суда с учетом добросовестности применения заявителем процессуальных прав.

Таким образом, система ВКС имеет как ряд плюсов, так и минусов. Несмотря на все удобства ВКС, многие юристы рекомендуют воздержаться от данной возможности, так как рассмотрение сложных споров с большим объемом доказательств при использование такой системы в судебных заседаниях может стать рискованным и неоправданным. Ведь непосредственное живое общение с судом позволяет оперативно и точно изложить позицию по спору.

Литература:

  1. Бочкарев Ю. А., Шаповалов С. И. «Использование систем видеоконференцсвязи при рассмотрении гражданско-правовых споров» // Вестник Международного юридического института. — 2017. — № 3 (32). — С. 21–25;
  2. Некрасова Д. С. «Использование систем видеоконференцсвязи в арбитражном процессе» // Арбитражные споры. 2011. № 3. С. 132- 136.
  3. Феклюнин С. Электронное правосудие в арбитраже: технически все готово [Электронный̆ ресурс] / С. Феклюнин. — Электрон. Ст.. — М.: РАПСИ, 2010 — Режим доступа: http://infosud.ru/judicial_analyst/20100519/250124912. html. — Загл. с экрана.
  4. Концепция развития информатизации судов до 2020 г., утвержденная Постановлением Президиума Совета судей РФ от 19.02.2015 № 439
  5. П. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения АП РФ в редакции ФЗ от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Вестник ВАС РФ, № 4, апрель, 2011.
  6. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 (ред. 27.06.2017) «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Вестник ВАС. — 2011. — № 4
  7. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95- ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
Основные термины (генерируются автоматически): арбитражный процесс, суд, РФ, судебное заседание, судебное разбирательство.


Задать вопрос