Эффективная работа механизма государства во многом зависит от организации и законодательного урегулирования государственной службы.
В мае 2016 года принят федеральный закон 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], который является ключевым этапом совершенствования нормативной базы ФПС ГПС России.
Официально закрепляет составляющие статуса служащего 3 глава закона № 141-ФЗ, в которой сформулированы права, обязанности, требования к служебному поведению, ограничения и запреты, а также ответственность служащего федеральной противопожарной службы.
Сотрудникам федеральной противопожарной службы нормы закона предусматривают сохранение специальных званий внутренней службы, порядок присвоения специальных званий в соответствии с занимаемой должностью, а также сроки выслуги.
Связь с ранее действовавшими нормами обеспечивает соотнесение специальных званий с воинскими званиями, классными чинами государственной гражданской службы.
Приказ МЧС от 1 декабря 2016 года № 653 [4] и 9 статья закона № 141-ФЗ определяют квалификационные требования к должностям сотрудников ФПС. Эти требования относятся к образованию, стажу службы, профессиональным знаниям и навыкам, а также к уровню физической подготовки сотрудников.
Квалификационные требования утверждены для сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, замещающих должности: рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава ФПС ГПС, а также российских граждан, претендующих на замещение указанных должностей.
Борьба с коррупцией предполагает круг ограничений и запретов для всех сотрудников ФПС [9]. В первую очередь, это запрет на занятие предпринимательской деятельностью, а также запрет на приобретение ценных бумаг.
В МЧС России не имеют права занимать должности ранее судимые граждане, лица, не подходящие требованиям по состоянию здоровья, а также утратившие доверие лица.
Сотрудники ФПС могут быть привлечены к юридической ответственности за:
– Неисполнение должностных обязанностей
– Нарушение административных запретов
– Нарушение ограничений,
– Причинение вреда.
При наличии оснований сотрудники ФПС могут быть привлечены к иным видам юридической ответственности вплоть до уголовной.
Административное, гражданское, трудовое и уголовное законодательство регулируют все виды ответственности, кроме дисциплинарной — ее прямо координирует закон № 141-ФЗ.
Очевидно, этот необходимый шаг в создании нормативной базы определяет правовое положение сотрудников ФПС.
Служебное поведение сотрудника ФПС определяет 13 статья закона, ее 3 часть обозначает требования, устанавливаемые Кодексом служебного поведения.
На нынешний момент Кодекс не обновлен и сейчас применяется в качестве образца Кодекс, утвержденный Приказом МЧС РФ от 7 июля 2011 года № 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [7].
На укрепление правосознания, дисциплины и положительное влияние на восприятие сотрудников ФПС обществом может способствовать принятие нового Кодекса.
Замена части основного отпуска более 30 дней денежной компенсацией, предусматриваемой 7 частью статьи 57 производится в порядке, утвержденном 29 июня 2017 года [5]. Настоящий Порядок определяет правила предоставления сотруднику ФПС ГПС, замещающему должность в центральном аппарате Министерства России по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах МЧС России, организациях и учреждениях, которые находятся под ответственностью МЧС России, денежной компенсации взамен части основного отпуска, превышающей 30 календарных дней.
Финансовое обеспечение службы в ФПС, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета, является расходным обязательством России.
Уполномоченный руководитель при увольнении сотрудника ФПС ГПС со службы в ФПС ГПС по основаниям, предусмотренным пунктами 8, 11, 12 части 2 статьи 83 закона № 141-ФЗ, может предоставить ему должность, с учетом уровня его образования, квалификации, стажа службы в ФПС ГПС и при наличии вакантных должностей в МЧС России [6].
Острый характер имеет вопрос предельного возраста служащих. Ряд переходных норм устанавливает 90 статья «Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе» закона № 141-ФЗ. Ч. 1 ст. 90 вступает в силу с 01.01.2022 (рисунок 1).
Рис. 1. Предельный возраст пребывания на службе
Достижение предельного возраста пребывания на службе сотрудником федеральной противопожарной службы предусматривает прекращение контракта и увольнение сотрудника, за исключением нижеописанных случаев, предусмотренных законом № 141-ФЗ, который дает разрешение на заключение нового контракта с сотрудником ФПС ГПС, достигшего предельного возраста пребывания на службе при условиях положительной аттестации сотрудника, соответствующего требованиям состояния здоровья сотрудника в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, а также согласия и рапорта самого сотрудника.
Приложение № 10 предусматривает путем утверждения персональных списков, которые принимаются решением руководителей, имеющими право назначать этих сотрудников на должность и оставлять их на службе сверх установленного для них предельного возраста.
После достижения предельного возраста пребывания на службе в ФПС ГПС Президентом России устанавливается порядок заключения нового контракта с сотрудником, замещающим должность высшего начальствующего состава ФПС.
В первый раз срок продления может быть до 5 лет, в последующие разы — на 5 лет в установленном порядке.
Ежегодно к 1 марта кадровым подразделением составляются списки сотрудников, которые остаются сверх установленного возраста на службе. Эти списки подразделяются:
– на сотрудников, которым срок службы продлевается впервые;
– на сотрудников, повторно продлевающих срок службы на основании их рапортов и ходатайств непосредственных руководителей.
Ходатайство включает в себя:
– краткая характеристика нравственных и деловых качеств сотрудника;
– выводы последней аттестации;
– иные сведения и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения;
– дата (месяц, год), до которой предлагается оставить сотрудника на службе в ФПС.
По направлению кадрового подразделения сотрудники ФПС до продления сроков службы в медицинском подразделении по месту их прикрепления проходят военно-врачебную комиссию, которая в установленном порядке оценивает состояние здоровья сотрудника, свидетельствующее об отсутствии противопоказаний для службы у него.
Непосредственными руководителями лично объявляются сотрудникам решения об оставлении сотрудников на службе ФПС сверх предельного возраста или указание причин об отказе.
Очевидно, что все эти поправки необходимы для сохранения квалифицированных сотрудников ФПС с большим профессиональным опытом, навыками и знаниями на службе ФПС ГПС.
В кадровое подразделение по месту службы сотрудников направляются персональные утвержденные списки и хранятся в пронумерованном и прошитом виде.
В личные дела (10 раздел послужного списка) сотрудников, оставленных на службе в ФПС, на основании поступивших документов вносится соответствующая запись, и материалы приобщаются по продлению срока службы в ФПС ГПС.
В 2018 году эта норма не вступила в силу, она отложена из-за дефицита бюджета до 2022 года.
Как видно, сотрудников, поступивших до 2022 года и после него, данная норма ставит в неравные условия.
Статья 5 пункт 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] говорит об индексации денежных окладов, которая должна проходить с учетом уровня инфляции.
С 1 января 2018 года повышение установлено Постановлением Правительства России «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» [3] в 1,04 раза размеров должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудников ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ФПС ГПС, таможенных органов России и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
Н. В. Полякова и Н. П. Заряева справедливо выражают мнение о дополнительном подзаконном обеспечении [8] применения закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус государственного служащего ФПС по сравнению с ранее действующим законодательством детально урегулирован Федеральным законом № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако отдельные его положения и специфика применения требуют урегулирования иными подзаконными актами.
Литература:
- Федеральный закон от 23 мая 2016 № 141 «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / [Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71303774//.
- Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) / [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/70291410/
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2017 г. № 1598 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти” / [Электронный ресурс] — URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744002/
- Приказ МЧС России от 1 декабря 2016 г. № 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» / [Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71474798/
- Приказ МЧС России от 29 июня 2017 г. № 271 «Об утверждении Порядка замены части основного отпуска сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, превышающей тридцать календарных дней, денежной компенсацией» / [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/71774084/abb6975b2bb184178ecf5f2389749a47/#block_1000
- Приказ МЧС России от 6 октября 2017 г. № 430 “Об утверждении Порядка представления сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы” "/ [Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71714728/
- Приказ МЧС РФ от 7 июля 2011 г. № 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» / [Электронный ресурс] — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071973/.
- Полякова, Н. В. Современное состояние и проблемы организации и прохождения отдельных видов государственной службы / Н. В. Полякова, Н. П. Заряева // Вестник ВИ ГПС МЧС России. — 2016. — № 3 (20). — С. 80.
- Чудиновских, М. В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методическое пособие / М. В. Чудиновских. — Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2016. — С. 117.