В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон «О пожарной безопасности») [4] работникам противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе (далее — ГПС) не менее 25 лет.
При этом стоит отметить, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в ГПС входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
До 2002 года Федеральным законом от 20 ноября 1990 г. № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [2] полностью обеспечивалось право пожарных на досрочную пенсию. Но Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [8], принятый взамен названного, установил, что трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного законодательством срока мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС РФ).
С 1 января 2015 года право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») [7]. Федеральным законом «О страховых пенсиях» также не предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
Таким образом, фактически в целях экономии средств на ГПС путем разделения, содержание региональных противопожарных служб было передано на уровень субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, повлекло за собой ущемление пенсионных прав работников региональных противопожарных служб, выведенных из подчинения МЧС России.
При этом, осуществляя свою работу на прежних рабочих местах, в прежних должностях, они узнавали об ущемлении своих пенсионных прав лишь при обращении за назначением пенсии.
Территориальные органы Пенсионного фонда России считают, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для включения в общий стаж работы в ГПС, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, и отказывают в досрочном назначении страховой пенсии по старости, что нередко становится предметом судебных разбирательств.
Зачастую при рассмотрении судами подобных дел следует отказ гражданам в назначении досрочной пенсии с учетом периода их работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Так, в одном из судебных разбирательств Обливский районный суд Ростовской области рассматривал дело по иску Молчанова В. Н., который оспаривал решение Отдела Пенсионного фонда РФ в Советском районе Ростовской области об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о включении периодов трудовой деятельности в льготный трудовой стаж для получения льготной пенсии с момента обращения [14].
Суд, рассмотрев обращение истца, отказал в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что из подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 следует, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам ГПС МЧС РФ. Аналогичное право для работников ГПС субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, получается, что пожарная часть, где работал истец неоднократно реорганизовывалась, в том числе переходила из ведомства системы МВД России в систему МЧС России, а затем ГПС Ростовской области, однако независимо от наименования учреждений, в которых работал, он занимался тушением пожаров в Советском районе, его должностные обязанности не изменились по объему исполняемых функций и, тем не менее, он потерял право на досрочную пенсию по старости.
Из обзора судебной практики Азаровой Е. Г. [1] следует, что все суды обосновывают свое решение практически одинаково, ссылаясь на то, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Также принято постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» [6], которое вступило в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 данного постановления Правительства при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Список должностей работников ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС РФ, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС РФ, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ» [11].
Позиция Верховного Суда Российской Федерации в данном вопросе аналогична другим судам и изложена в определении от 16 мая 2014 г. № 67-КГ14–1 [13].
Кроме того, правовая позиция по данному вопросу отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О [12].
Однако субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что следует из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации действуют собственные законы о социальной поддержке пожарных.
Так, например, в Хабаровском крае [9] оперативным работникам, проработавшим не менее 25 лет в ГПС, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими возраста 50 лет в размере 200 процентов фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, рассчитанной в соответствии состатьей 16 Федерального закона «О страховых пенсиях». Указанная пенсия выплачивается до достижения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством.
В Вологодской области согласно постановлению Правительства от 4 декабря 2009 г. № 2169-оз «О социальной поддержке работников противопожарной службы Вологодской области и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вологодской области» [5] лицам, проработавшим не менее 25 лет на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы Вологодской области, утвержденным Правительством области, если они достигли возраста 50 лет и продолжающим работать в противопожарной службе, в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 5124 рублей. Данная выплата назначается также до достижения пенсионного возраста в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно закону Саратовской области от 30 сентября 2009 г. «О доплате к пенсии пожарным противопожарной службы Саратовской области» [3] лицам, проработавшим в качестве пожарных в ГПС не менее 20 лет, из которых не менее 15 лет в качестве пожарных в противопожарной службе области устанавливается ежемесячная доплата.
Однако не во всех субъектах приняты подобные законы. Например, в Иркутской области, согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 г. № 17-ПП «Об отдельных вопросах реализации гарантий работников противопожарной службы Иркутской области» [10] утвержден перечень из 11 оперативных должностей противопожарной службы Иркутской области, замещение которых дает право на установление пенсии по старости по достижении возраста 50 лет и при стаже работы в ГПС не менее 25 лет.
При этом, получается, что законом субъекта установлена возможность работников противопожарной службы получить право на досрочную пенсию по старости, вместе с тем не утвержден порядок выплаты такой пенсии. Вследствие чего Пенсионный фонд России отказывает в назначении досрочной трудовой пенсии работникам противопожарной службы Иркутской области.
Впервые попытку спасти пенсионную льготу для пожарных предприняла Курганская областная Дума в 2005 году. Депутаты вышли в Госдуму с законодательной инициативой внести поправку в Федеральный закон«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изъяв из него ограничение — принадлежность к МЧС РФ.
В результате обращения, Курганская Дума получила однозначный ответ Председателя Правительства РФ, формулировка которого и по сей день используется всеми государственными инстанциями. В заключении Правительства от 25.10.2005 г. № 3415п-П12 содержится вывод, что, так как пожарные и спасатели МЧС РФ предназначены для выполнения задач на всей территории Российской Федерации, а региональные службы спасения выполняют задачи только в пределах субъекта, то формирования МЧС РФ имеют более высокую загруженность.
После этого внести изменения в законодательство, чтобы приравнять региональных пожарных к федеральным, предлагалось ни один раз, но до настоящего времени ничего не изменилось.
29 августа 2016 г. Архангельское областное Собрание депутатов вновь внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, который предлагает пункт 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» дополнить словами «и (или) должностях противопожарной службы субъекта Российской Федерации Государственной противопожарной службы».
Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает данный законопроект, приводя в очередной раз вышеназванное обоснование, а именно, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации.
Кроме того, реализация законопроекта приведет к расширению круга лиц, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости. А из этого следует, что возрастет финансовая нагрузка на пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с этим можно предположить, что и данная инициатива не приведет к решению этой правовой коллизии.
Литература:
- Азарова Е. Г. Судебная практика по делам о пенсионном обеспечении работников пожарной службы субъектов Российской Федерации // Комментарий судебной практики / под ред. К. Б. Ярошенко. М.: Юридическая литература, 2011. Вып. 16. С. 157–176.
- О государственных пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. № 340–1 // Российская газета. 1990. 20 ноя.
- О доплате к пенсии пожарным противопожарной службы Саратовской области: закон Саратовской области от 30 сентября 2009 года № 123-ЗСО // Собрание законодательства Саратовской области. 2009. № 23. Ст. 7095
- О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649
- О социальной поддержке работников противопожарной службы Вологодской области и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вологодской области: Постановлению Правительства от 4 декабря 2009 г. № 2169-ОЗ // [Электронный ресурс] / http://vologda-oblast.ru.
- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение: Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть II), Ст. 4306.
- О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 52 (Часть I). Ст. 6965.
- О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть I). Ст. 4920.
- Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края: закон Хабаровского края от 26.07.2005 г. № 291 // Собрание законодательства Хабаровского края. 2005. 12 сент. № 8/37.
- Об отдельных вопросах реализации гарантий работников противопожарной службы Иркутской области: Постановлению Правительства Иркутской области от 3 февраля 2009 г. № 17-ПП // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
- Об утверждении списка должностей работников ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС РФ, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ: постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2460.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № 552-О-О // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2014 г. № 67-КГ14–1 // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Решение Обливского районного суда Ростовской области по делу № 2–118/2015 от 28 апреля 2015 г. // [Электронный ресурс] / http://oblivsky.ros.sudrf.ru.