К вопросу совершенствования законодательства об исчислении специального страхового стажа медицинским работникам
Автор: Прохода Владислава Романовна
Научный руководитель: Карданова Ирина Викторовна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)
Дата публикации: 05.11.2020
Статья просмотрена: 1438 раз
Библиографическое описание:
Прохода, В. Р. К вопросу совершенствования законодательства об исчислении специального страхового стажа медицинским работникам / В. Р. Прохода. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16152/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются новеллы в порядке исчисления специального страхового стажа медицинским работникам , оказывающим медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 . Указанные изменения непосредственно влияют на пенсионные права указанных граждан. Автором выявлены определенные проблемы и указаны пути их решения.
Ключевые слова: специальный страховой стаж, досрочная пенсия медицинским работникам, страховое обеспечение, финансовое обеспечение
Пенсионное обеспечение — один из элементов социальной политики. Право на материальное обеспечение по возрасту (пенсию) — одно из конституционно устанавливаемых основных прав (ст. 39 Конституции РФ.) [1]. Пенсии, устанавливаемые государством, являются одним из показателей качества жизни населения. В настоящее время в Российской Федерации, как социальном государстве, есть много видов пенсий, которые устанавливаются федеральным законодательством.
В своем исследовании мы остановимся на страховой пенсии по старости, которая может устанавливаться на общих основаниях или досрочно. Итак, «страховая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости» [2].
Следует отметить, что понятие «досрочная пенсия», в действующем законодательстве, не закреплено. В тоже время, досрочному выходу на заслуженный отдых, посвящена 6 глава закона «О страховых пенсиях», которая объединяет 5 статей, три из которых закрепляют круг лиц имеющих право на досрочную пенсию. Понятие «сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан», впервые появилось в законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». После изменения законодательства с 2015 года данное понятие сохранилось [3; С. 91]. До этого, они именовались пенсиями за выслугу лет и пенсиями по старости по льготным основаниям.
Ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в 21 подпункте, устанавливает те категории граждан, которым сохранено право на досрочную страховую пенсию. Проанализировав, круг лиц, подпадающих под данные категории, нельзя не заметить, что снижение возраста для получения страховой пенсии по старости обусловлено вредностью и опасностью трудовой деятельности. Указанная статья закрепляет право на досрочную пенсию отдельным категориям граждан, среди которых лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, российское пенсионное законодательство предусматривает не только общее правило установления страховой пенсии по старости, но и значительное число исключений из общего правила, которые объединяются понятием «досрочные пенсии по старости».
Льготное пенсионное обеспечение с учетом условий труда имело место и в прежнем пенсионном законодательстве. Так, работникам здравоохранения, при определенных условиях, назначались пенсии за выслугу лет, поскольку право на них возникало при наличии определенной продолжительности специального стажа, который исчислялся календарно. Т. е. достижение установленного возраста или наличие общего трудового стажа не требовались. Термин «пенсии за выслугу лет» в действующем законодательстве о страховых пенсиях отсутствует, но сущность данной пенсии не изменилась. Предполагается, что за длительный период деятельности в указанных профессиях работник исчерпывает свой профессиональный ресурс и наступает «профессиональная старость» [4].
При существовавшем до 2002 года (до начала пенсионной реформы) механизме финансирование пенсий, возлагалось на государство, что не соответствует реалиям рыночной экономики. Задача реформирования этой сферы пенсионной системы была поставлена еще в 1995 г., однако решается она до сих пор. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. [5] предполагает поэтапное реформирование досрочных пенсий. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Стратегия предполагает установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР в целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, а также занятостью работников на отдельных видах работ, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест. Такие тарифы введены до принятия Федерального Закона «О страховых пенсиях» и составляют для занятых на работах, предусмотренных подп.1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (это работы, предусмотренные Списком № 1) на 2013 г. — 4 %, на 2014 г. — 6 %, на 2015 г. — 9 %, а на работах, предусмотренных подпунктами 2–18 пункта 1 статьи 27 указанного закона (Список № 2) — на 2013 г. — 2 %, на 2014 г. — 4 %, на 2015 г. — 6 % [6].
Лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дает право на получение досрочной страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных подп. 20 пункта 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях». Указанные виды работ , дают право на установление досрочной пенсии по старости при соблюдении только одного условия — наличие установленной продолжительности специального страхового стажа. Дифференциация к требуемому специальному стажу происходит от того, в сельской или городской местности выполнялась такая работа. Возраст, пол и общий страховой стаж значения для права на указанную пенсию не имеют (таблица 1).
Таблица 1
Условия установления досрочной страховой пенсии по старости медицинским работникам
Вид работы |
Пенсионный возраст |
Специальный страховой стаж (лет) |
Общий страховой стаж (лет) |
|||
Лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: |
||||||
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
|
- в сельской местности и поселках городского типа |
— |
— |
25 |
25 |
— |
— |
- в городах |
- |
- |
30 |
30 |
- |
- |
Реформа пенсионной системы затронула и порядок исчисления страхового и специального стажа. С 2002 года, он исчисляется календарно, т. е. льготный порядок исчисления упразднен, за некоторым исключением.
Но современная реальность вносит свои коррективы. Так в августе 2020 года принято Постановление Правительства Российской Федерации [7], которое вводит льготный порядок исчисления специального страхового стажа медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.
Данное Постановление принято не случайно и решение можно отнести к непопулярным, поскольку указанные периоды работы будут исчисляться в двойном размере и ускорят возможность выхода на пенсию медицинским работникам. Однако, в п.3 указанного Постановления регламентировано, что льготный порядок расчета применяется только к периодам соответствующей работы, имевшей место с 1 января по 30 сентября 2020 года. Следовательно, несмотря на то, что после 30 сентября 2020 года медицинские работники продолжают работу в условиях определенного риска, последующие периоды будут засчитываться в специальный стаж в обычном (календарном) порядке.
Таким образом, мы считаем необходимым внести изменения в п.3 Постановления № 1191 и производить исчисление специального стажа в льготном порядке за весь период такой работы.
Также, в п. 1 указанного Постановления определен круг лиц, на которых распространяется действие особого порядка исчисления специального стажа и установления досрочной пенсии, а именно:
медицинские работники по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях;
медицинские работники по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19;
медицинские работники по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлению отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, транспортировке пациентов в поликлинические отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии.
На наш взгляд, в указанном Постановлении № 1191 законодателем неполно обозначен круг лиц, которым будут предоставляться льготы при исчислении специального стажа. Какие именно должности попадают под категорию «медицинские работники»?
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации [8], к медицинским работникам относятся не только врачи, медицинские сестры, фельдшеры, но и санитары, санитары-водители и другие сотрудники. Несмотря на то, что представители младшего медицинского персонала в лице санитаров, санитаров-водителей и других не имеют медицинского образования, не участвуют в лечении пациентов от COVID-19 и не осуществляют уход за ними, тем не менее, они находятся в так называемой «красной зоне» и непосредственно контактируют с пациентами с COVID-19.
Следовательно, на наш взгляд, необходимо внести изменения в Постановление № 1191 и конкретизировать должности, на которые распространяются положения указанного Постановления о специальном страховом стаже работы, который должен исчисляться в льготном порядке.
На основании вышеизложенного, считаем Постановление № 1191 важным нормативным правовым актом, дающим начало деятельности государства по обеспечению лиц, работающих в условиях коронавирусной инфекцией COVID-19, определенными гарантиями в пенсионном обеспечении. Однако, считаем необходимым, совершенствовать законодательство в данной сфере путем расширения положений, касающихся досрочного выхода на пенсию лиц, работающих в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (дата обращения: 03.11.2020).
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 5.10.2020).
- Карданова И. В. Анализ законодательства о сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан // Теория и практика общественного развития. 2019. № 1 (131). С. 89–92.
- Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–12577–1. — Текст: электронный // URL: http://biblio-online.ru/bcode/452184/p.214 (дата обращения: 04.10.2020).
- Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23062.html/(дата обращения: 05.10.2020).
- Право социального обеспечения России. Тучкова Э. Г. (2016). — Текст: электронный //: [Электронные учебники по праву]. — URL: http://be5.biz/pravo/s016/16.html (дата обращения: 02.10.2020).
- Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 № 1191 «О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359695/(дата обращения: 05.10.2020).
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» // http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 01.11.2020).
Ключевые слова
финансовое обеспечение, специальный страховой стаж, досрочная пенсия медицинским работникам, страховое обеспечениеПохожие статьи
Защита трудовых прав работников в случае банкротства их работодателей
В статье рассматривается механизм удовлетворения требований работников в случае банкротства их работодателей. На основе анализа действующего законодательства автором сделан вывод о необходимости доработки института банкротства в части соблюдения труд...
Особенности и проблемы гражданско-правовой ответственности в медицинской сфере
Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников пе...
Социально-правовые гарантии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье дается характеристика нормативно-правовых и локальных актов регламентирующих гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а так же перечня социальных гарантий, на которые могут рассчитывать сот...
Правовое регулирование государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая
В данной статье проведен анализ правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Рассмотрены основные нормативные акты, которые определяют правовые механизмы оказания помощи таким лицам.
Денежные компенсации и выходные пособия при расторжении трудового договора
В данной статье исследуются основные случаи выплат денежных компенсаций и выходных пособий при расторжении трудового договора. В работе рассматривается особенности получения и предложения по совершенствованию законодательства.
Состояние здоровья работника как основание для прекращения трудового договора
В статье анализируются нормы трудового законодательства РФ, регламентирующие увольнение в связи с состоянием здоровья работника по различным основаниям. Изучаются и сопоставляются основания увольнения по состоянию здоровья, предусмотренные п. 8 ст. 7...
Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ): техника нормативного конструирования и интерпретации признаков объективной стороны
В статье исследуются содержательные дискуссионные аспекты техники законодательной регламентации и практического толкования признаков объективной стороны нормы о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ), а...
Оформление пособия по временной нетрудоспособности: проблемы расчёта и специфика выплаты
В работе рассматривается современное состояние системы социального страхования работников в случае их заболевания. Ключевым вопросом статьи являются пособия по временной нетрудоспособности и конкретные случаи когда они назначаются. Подробна описывает...
Гарантии материальной и социальной поддержки граждан, потерявших работу
В статье анализируются нормы, регулирующие предоставление гарантии материальной и социальной поддержки граждан, потерявших работу, выявляем и рассматриваем проблемы, которые существуют в данной сфере и вырабатываем рекомендации по их устранению.
Некоторые вопросы невыплаты социальных пособий по статье 145.1 УК РФ
Проводится анализ состава преступления по ст.145.1 УК РФ, раскрывается понятие социального пособия. Акцентируется внимание на определение субъекта, объекта субъективной стороны преступления. Рассмотрены некоторые проблемы их определения.
Похожие статьи
Защита трудовых прав работников в случае банкротства их работодателей
В статье рассматривается механизм удовлетворения требований работников в случае банкротства их работодателей. На основе анализа действующего законодательства автором сделан вывод о необходимости доработки института банкротства в части соблюдения труд...
Особенности и проблемы гражданско-правовой ответственности в медицинской сфере
Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников пе...
Социально-правовые гарантии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье дается характеристика нормативно-правовых и локальных актов регламентирующих гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а так же перечня социальных гарантий, на которые могут рассчитывать сот...
Правовое регулирование государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая
В данной статье проведен анализ правового регулирования государственной поддержки лиц, пострадавших в результате несчастного случая. Рассмотрены основные нормативные акты, которые определяют правовые механизмы оказания помощи таким лицам.
Денежные компенсации и выходные пособия при расторжении трудового договора
В данной статье исследуются основные случаи выплат денежных компенсаций и выходных пособий при расторжении трудового договора. В работе рассматривается особенности получения и предложения по совершенствованию законодательства.
Состояние здоровья работника как основание для прекращения трудового договора
В статье анализируются нормы трудового законодательства РФ, регламентирующие увольнение в связи с состоянием здоровья работника по различным основаниям. Изучаются и сопоставляются основания увольнения по состоянию здоровья, предусмотренные п. 8 ст. 7...
Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ): техника нормативного конструирования и интерпретации признаков объективной стороны
В статье исследуются содержательные дискуссионные аспекты техники законодательной регламентации и практического толкования признаков объективной стороны нормы о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ), а...
Оформление пособия по временной нетрудоспособности: проблемы расчёта и специфика выплаты
В работе рассматривается современное состояние системы социального страхования работников в случае их заболевания. Ключевым вопросом статьи являются пособия по временной нетрудоспособности и конкретные случаи когда они назначаются. Подробна описывает...
Гарантии материальной и социальной поддержки граждан, потерявших работу
В статье анализируются нормы, регулирующие предоставление гарантии материальной и социальной поддержки граждан, потерявших работу, выявляем и рассматриваем проблемы, которые существуют в данной сфере и вырабатываем рекомендации по их устранению.
Некоторые вопросы невыплаты социальных пособий по статье 145.1 УК РФ
Проводится анализ состава преступления по ст.145.1 УК РФ, раскрывается понятие социального пособия. Акцентируется внимание на определение субъекта, объекта субъективной стороны преступления. Рассмотрены некоторые проблемы их определения.