Психологическая помощь молодым матерям: актуальность, направления и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сударикова, Т. Ю. Психологическая помощь молодым матерям: актуальность, направления и особенности / Т. Ю. Сударикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 438-442. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65244/ (дата обращения: 27.10.2020).



Материнство в молодом возрасте является важным событием, в корне меняющим привычный уклад жизнедеятельности женщины, и тем самым — оказывающим существенное влияние на ее психологическое состояние. Степень данного влияния и его характер во многом зависят от психологической готовности к материнству, но даже те матери, которые имеют развитую и устойчивую психологическую сферу часто недооценивают психологическую нагрузку в связи с изменением своего социального статуса. Отсюда актуальность психологической помощи молодым матерям можно назвать повсеместной, полезной для каждой молодой женщины, обретшей статус матери, с поправкой на степень потребности психологической помощи и ее конкретные направления, отличающиеся в каждом конкретном случае.

По данным Министра труда и социальной защиты России, средний возраст женщин, впервые забеременевших, на 2017 год составляет 25,5 лет [1]. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что ежегодно у женщин в возрасте 17–23 лет рождаются 13 млн. Детей [2]. При этом, как отмечают исследователи, сегодняшнее психологическое развитие молодых людей отстает от их физиологического развития в среднем на 5–6 лет [3]. Вне зависимости от причин данной тенденции, отложенное решение иметь детей приводит к осознанию недостаточной самореализованности женщины и глубокому личностному кризису, который зачастую обостряется в период вынашивания ребенка и приводит к внутриличностным противоречиям, с которыми молодая мама не всегда может справиться самостоятельно и потому нуждается в профессиональной психологической поддержке. Важность оказания психологической помощи молодым матерям обуславливается многими факторами, широко обсуждаемыми в научной литературе:

1) Частой психологической неготовность к материнству в молодом возрасте, особенно в случаях незапланированной беременности, что даже при благополучном социальном положении молодой матери (материальной обеспеченности, наличии образования и т. д.) может привести к возникновению психологических проблем [4];

2) Нередко необъективным представлением молодой матери о процессе материнства, который идеализируется и романтиризуется средствами массовой информации, рекламой, и представляется как исключительно благоприятный и позитивный период, лишенный трудностей, при столкновении с которыми молодая мать может быть фрустрирована [5];

3) Возникновением неожиданных ситуаций, при которых молодой матери приходится сталкиваться с трудностями, к которым она была не готова заранее (например, рождение нездорового ребенка, уход отца ребенка из семьи или его неготовность к браку, и т. д.) [6];

4) Множеством негативных последствий игнорирования выраженных психологических проблем у молодых матерей, приводящих к депрессии, самоубийству, убийству ребенка и другим крайне негативным последствиям [7].

Названные факторы позволяют сделать вывод об актуальности таких аспектов психологической помощи молодым матерям, как:

– необходимость организации психологической диагностики молодых матерей для своевременного выявления психологических проблем и предупреждения их негативных последствий, что крайне затруднительно в действующих условиях медицинского сопровождения беременности и родов: общение молодой матери с психологом не является обязательным, из-за чего многие случаи проблем обнаруживаются уже при их выраженном состоянии, нежели как следствие добровольного желания молодой матери получить психологическую помощь;

– необходимости структуризации направлений и особенностей оказания психологической помощи молодым матерям, которые будут учитывать отличия данного вида помощи от психологического сопровождения матерей в целом (без учета возрастного фактора).

Для анализа направлений и особенностей оказания психологической помощи молодым матерям целесообразно использовать субъектный и функциональный подходы. В рамках субъектного подхода обозначим направления, дифференцируемые по особенностям самого субъекта психологической помощи — молодым матерям различных социальных категорий, в системе функционального подхода разделим виды психологической помощи по сферам личностных и социальных потребностей женщин, являющихся молодыми матерями.

Субъектная дифференциация молодых матерей позволяет охарактеризовать специфику психологической помощи в плане социальных условий жизнедеятельности, существенно влияющих на содержание психологической помощи и порядок ее оказания. В рамках настоящего исследования предлагается двухуровневая классификация молодых матерей, нуждающихся в психологической помощи, по признаку субъекта (рис. 1).

Рис. 1. Классификация молодых матерей, нуждающихся в психологической помощи, по субъектному признаку

На первом уровне классификации, согласно представленной схеме, молодые матери разделяются на тех, кто имеет благополучный социальный статус и неблагополучный. Под благополучным социальным статусом понимается жизненная ситуация, при которой женщина — молодая мать здорового ребенка, является достаточно материально обеспеченной, образованной, имеющей пригодное для проживания с ребенком жилье, находящаяся в позитивных (желательно состоящая в браке) отношениях с отцом ребенка, не имеющая серьезных проблем со здоровьем. На втором уровне классификации данная категория субъектов разделяется на тех матерей, которые при наличии благоприятного социального статуса имеют психологические проблемы сугубо личностного характера (никак не связанные с социальным статусом), и тех, которые нуждаются в психологической помощи в профилактических целях, без наличия выраженных психологических проблем.

Молодые матери, относящиеся к неблагополучной категории, на втором уровне классификации разделяются на следующие группы, каждая из которых характеризуется необходимостью выработки соответствующей тактики психологической помощи:

  1. Молодые матери, собственный социальный статус которых имеет достаточно благоприятные признаки, но ребенок которых родился с серьезными заболеваниями или приобрел их на первых годах жизни, что мешает процессу его физиологического и интеллектуального взросления и требует режима особого ухода со стороны матери;
  2. Молодые матери, ориентированные на благополучную жизнедеятельность в плане личных устремлений и социальных установок, но на момент оказания психологической помощи являющиеся малообеспеченными и (или) не имеющими жилья, возможности материального обеспечения ребенка всем необходимым, находящиеся в негативных отношениях с отцом ребенка;
  3. Молодые матери, ориентированные на деструктивное (девиантное) поведение, что проявляется на уровне различных психологических аспектов личности (например, крайне выраженные негативные акцентуации характера) или в образе жизни (алкоголизм, наркомания, преступность и т. д.).

Рассматривая молодую мать как субъект психологической помощи, необходимо понимать, что ее отношение к той или иной субъектной группе будет означать наличие соответствующих проблем как личностного характера, так и бытового, средового, социального, в свою очередь оказывающих позитивное или негативное влияние на личность, предупреждая или стимулируя возникновение психологических трудностей, справиться с которыми должен помочь психолог.

Функциональный подход к дифференциации направлений психологической помощи молодым матерям опирается на структурное разграничение личностной сферы по трем ее основным компонентам — когнитивному, личностно-эмоциональному и поведенческому [8]. При этом, предлагается учитывать и смежные сферы жизнедеятельности личности, которые могут иметь самостоятельные проблемные аспекты, или проблемные аспекты, опосредованно влияющие на личность: физические и социальные (рисунок 2).

Рис. 2. Направления психологической помощи молодым матерям, дифференцированные по функциональному признаку

Триада компонентов личностной сферы соответствует «Я-Концепции» личности, сформированной в русле гуманистической и феноменологической психологии. Когнитивный компонент личности объясняет мнения и установки, способы обращения личности к знаниям о них. Эмоциональный компонент характеризует аффективное (чувственное) отношение к объектам и явлениям, механизмы формирования эмоциональных оценок по отношению к ним. Поведенческий компонент показывает готовность субъекта осуществлять конкретную деятельность и реализовывать определенную поведенческую модель. Что касается внеличностных компонентов, физический отражает состояние здоровья субъекта, непосредственно влияющее на его личностную сферу, а социальный компонент — включенность субъекта в нормальную социальную жизнедеятельность [9].

Направления психологической помощи, разделенные по названным компонентам, позволяют психологу осуществлять внутреннюю дифференциацию психологических проблем и выбирать наиболее подходящие средства оказания психологической помощи молодым матерям. На когнитивном уровне психолог должен способствовать осознанию молодой матерью специфики собственного поведения и особенностей эмоциональных реакций, возникающих вследствие тех или иных ситуаций во взаимодействии с ребенком и другими субъектами (например, супругом), частоту их повторяемости, уровня их адекватности и актуальности.

На уровне личностно-эмоциональной сферы процесс психологической помощи направлен на обеспечение эмоциональной помощи молодым матерям со стороны психолога, поддержку в процессе совместного переживания позитивных эмоций, связанных с рождением ребенка; получение помощи и поддержки; осознание искренних чувств к своему «Я», своему ребенку и близким людям; свободное выражение переживаемых эмоций; умение точного понимания принятия и вербализации своей чувственной сферы; формирование эмоционально благоприятного самоотношения и отношения к своему ребенку.

Стабилизация поведенческой сферы личности молодой матери с точки зрения психологической помощи предполагает оказание поддержки в распознании неадекватных стереотипов поведения, касающихся заботы о собственном здоровье; способствование в приобретении навыков приятного и свободного общения; развитие таких качеств взаимодействия с окружающими, как сотрудничество, ответственность и независимость; усвоении форм поведения, способствующих конструктивной адаптации ребенка и его жизнедеятельности.

На уровне физического компонента психолог определяет, каким образом здоровье женщины — молодой матери, оказывает влияние на психологическое состояние (например, после родов здоровье женщины могло ухудшиться, в то время как до родов женщина не имела проблем со здоровьем), на уровне социального компонента — то, каким образом активность и содержание социальной жизнедеятельности молодой матери способствует благоприятности ее психологического состояния.

Отдельно отмечу, что на уровне социального компонента психологу важно идентифицировать качество взаимодействия молодой матери с ее ближайшим социальным окружением — семьей, родственниками, друзьями, характер общения с которыми во многом влияет на психологическое состояние молодой матери. Например, молодая женщина, ставшая матерью, может в результате повышенной загруженности уходом за ребенком перестать общаться с друзьями и тем самым — оказаться в состоянии социальной изоляции, чувствовать себя заложником материнства и испытывать негативные эмоции. Аналогично, характер общения молодой матери с ее собственными родителями может оказывать влияние на психологическое состояние матери (при всесторонней поддержки со стороны родителей — позитивное, и негативное в обратном случае).

Литература:

  1. В России возраст рождения первого ребенка увеличился до 25,5 лет // газета.ru: ежедневное интернет-издание. 2017. [электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2017/01/31/n_9629513.shtml (Дата обращения: 22.02.2019)
  2. Моисеева Н. В. Молодые мамы: подарок судьбы или наказание // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 4. С.53–57.
  3. Литвина К. Ю., Павлова Л. А. Ранее материнство // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. № 5. С.565–568.
  4. Литвинова Н. Ю. Проблема продвижения ценностей семьи в молодежной аудитории // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2018. № 2 (9). С. 70–75.
  5. Якупова В. А., Бухаленкова Д. А. Регуляторные функции и послеродовая депрессия: обзор исследований // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 57–63.
  6. Ефимова А. А., Чеботарева Е. Ю. Феномен одинокого материнства: взгляд изнутри // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 3. С. 5–17.
  7. Ростовская Т. К., Шимановская Я. В. Феномен юного материнства: проблемы, тенденции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 1. С. 119–125.
  8. Адушкина К. В., Зыкина М. В. Особенности психологического сопровождения беременных женщин // Психология семьи в современном мире. 2017. № 2. С.15.
  9. Булгаков В. М. Направления изучения образа «Я“ в структуре самосознания личности // В сборнике: Проблемы личности в современном мире Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Кафедра социальной психологии и акмеологии института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. 2017. С. 159.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, мать, молодая, личностная сфера, молодая мать, проблема, психологическое состояние, социальный компонент, уровень классификации, функциональный подход.


Похожие статьи

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов...

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы.

Особенности психологической готовности к появлению ребёнка...

Ключевые слова: молодая семья, психологическая готовность, родительство.

Проблема целенаправленного развития психологической готовности к появлению ребёнка, членов

Современное состояние родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего...

Основные направления изучения материнства в отечественной...

2.Эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к ребенку.

Таким образом, в отечественной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства.

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

И наступает новая психологическая травма для матери — это развод.

Мать выполняет главную роль в воспитании ребенка, поэтому ей важно сформировать у себя правильную

Большая часть матерей имеет умеренный и высокий уровни эмоционального интеллекта.

Интегративный подход к психологии материнства

В статье представлены результаты исследования особенностей структур интегральной индивидуальности матерей, находящихся на разных этапах развития материнской сферы: молодых матерей и беременных женщин.

Особенности формирования родительской сферы личности...

зависимостью; плохо социально адаптированные будущие матери, например, ушедшие из

Наиболее важным при рассмотрении данной проблемы является вопрос о роли матери и ее

Одним из важнейших факторов развития материнской сферы является также личностная...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью.

Смысложизненные ориентации многодетных матерей

Изучение психологических особенностей многодетных матерей актуально в настоящее время по ряду причин. Во-первых, в связи со спецификой этой формы семьи, которая в настоящее время в психологическом аспекте недостаточно изучена. Во-вторых, из-за недостаточной...

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы...

Если в семье нет психологического комфорта, если эмоциональное состояние ребёнка

Но многие родители не задумываются, что уровень развития, жизненные условия, особенности

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из...

Похожие статьи

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов...

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы.

Особенности психологической готовности к появлению ребёнка...

Ключевые слова: молодая семья, психологическая готовность, родительство.

Проблема целенаправленного развития психологической готовности к появлению ребёнка, членов

Современное состояние родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего...

Основные направления изучения материнства в отечественной...

2.Эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к ребенку.

Таким образом, в отечественной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства.

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

И наступает новая психологическая травма для матери — это развод.

Мать выполняет главную роль в воспитании ребенка, поэтому ей важно сформировать у себя правильную

Большая часть матерей имеет умеренный и высокий уровни эмоционального интеллекта.

Интегративный подход к психологии материнства

В статье представлены результаты исследования особенностей структур интегральной индивидуальности матерей, находящихся на разных этапах развития материнской сферы: молодых матерей и беременных женщин.

Особенности формирования родительской сферы личности...

зависимостью; плохо социально адаптированные будущие матери, например, ушедшие из

Наиболее важным при рассмотрении данной проблемы является вопрос о роли матери и ее

Одним из важнейших факторов развития материнской сферы является также личностная...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью.

Смысложизненные ориентации многодетных матерей

Изучение психологических особенностей многодетных матерей актуально в настоящее время по ряду причин. Во-первых, в связи со спецификой этой формы семьи, которая в настоящее время в психологическом аспекте недостаточно изучена. Во-вторых, из-за недостаточной...

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы...

Если в семье нет психологического комфорта, если эмоциональное состояние ребёнка

Но многие родители не задумываются, что уровень развития, жизненные условия, особенности

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из...

Задать вопрос