Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 18 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.11.2019

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Ганичева И. А., Журкина О. А. Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 458-461. — URL https://moluch.ru/archive/285/64123/ (дата обращения: 06.04.2020).



В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Ключевые слова: родители, ребенок-инвалид, психолог, психолого-педагогическая помощь родителям детей-инвалидов.

Семья — это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные истории человеческих судеб. Рождение в семье ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья это проблема, затрагивающая все стороны ее жизни. Это событие воспринимается его родителями как трагедия и является причиной сильного стресса, имеющего пролонгированный характер. Зачастую многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, отношения между членами семьи деформируются. В связи с появлением на свет ребенка-инвалида, надежды и ожидания, которые родители возлагали на будущее своего ребенка, обрушиваются в один миг. А поиск новых жизненных ценностей может растягиваться на длительный период.

Семья с ребенком-инвалидом — это семья, особенности и проблемы которой определяются не только характером взаимоотношений ее членов, но и решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, а главное — специфическим положением в семье ребенка-инвалида. Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, которая должна стать коррекционно-развивающей средой. Именно в такой среде ребенок-инвалид может компенсировать свои недостатки. Однако, следует отметить, что родители детей с особенностями развития зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной

Основной целью психолого-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка-инвалида является организация помощи семье в воспитании, способствовать ее оптимальному функционированию, а также мобилизовать возможности семьи для решения задач реабилитационного процесса.

Психологическую помощь родителям детей-инвалидов необходимо рассматривать, как сложную систему психологических воздействий, направленных на повышение социальной активности, гармонизацию внутреннего психологического состояния родителей и формирование адекватных механизмов психологической защиты, а также укрепление семейных связей.

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных состояния, а также межличностных особенностей в семье ребенка-инвалида специалистами применяются методы психологической диагностики. Психодиагностические методы предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп. Диагностический инструментарий включает в себя малоформализованные и формализованные методики. Следует отметить, что данные виды методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Проблемы, которые могут быть выявлены у родителей и членов семей, воспитывающие ребенка-инвалида, могут быть самыми различными: межличностные и внутриличностные конфликты, экзистенциальные кризисы, нарушения во взаимодействии с социальными институтами.

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента психологами организуется психологическое консультирование. Своей целью психологическое консультирование ставит снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента рождения ребенка-инвалида, а также структурирование иерархии жизненных ценностей

А. Л. Пушкарев [2] выделяет в психотерапии дидактический (или образовательный) аспект. По нашему мнению, представляется целесообразным выделение образовательного направления в отдельный вид психологической помощи в работе с родителями детей-инвалидов.

Приобщение матери к коррекционной работе со своим ребенком дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. В данном направлении с родителями детей-инвалидов можно выделить три этапа:

– привлечение родителей к учебно-образовательному процессу ребенка;

– увлечение родителей процессом развития ребенка и демонстрация «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений;

– раскрытие перед родителями возможности поиска творческих подходов к обучению ребенка, своего участия в изучении его возможностей.

Родители ребенка обучаются определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Приобщение родителей «особого» ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из их сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения.

Психологическая коррекция заключается в формировании нового жизненного стереотипа, коррекции взаимоотношений в диаде родитель — ребенок, коррекции нарушенного психологического состояния родителей детей-инвалидов.

В работе по данному направлению используется личностно-ориентированный подход, разработанный В. Н. Мясищевым [1]. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в расширении сферы самосознания и самопонимания индивида. Результатом этого процесса является реконструирование поведения и приобретение новых форм.

В случае проведения коррекционных занятий с родителями «особых» детей процесс их самоосознания переосмысливается. Он направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку матери больного ребенка с общепризнанных моделей ценностей. Происходит формирование нового жизненного стереотипа родителя больного ребенка.

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы. Индивидуальная форма работы проводится в виде бесед психолога с родителем больного ребенка. В отличие от групповых занятий, индивидуальная психокоррекционная работа нацелена на исследование биографии родителя, его жизненного пути, особенностей личности, истории заболевания ребенка, отношений с окружающими. В процессе беседы устанавливается или расширяется уже имевший место контакт.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа. В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий являются специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми могут стать темы, освещающие внутренние, внутрисемейные, а также психологические особенностей родителей, а также проблемы, возникающие при взаимодействии таких семей с социумом.

Еще одна важная составляющая психологической помощи — это организация психологической поддержки родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Психологическая поддержка — это комплексная система психологических воздействий, направленных на повышение улучшение процесса социально-психологической адаптации и укрепления адаптационных механизмов их личности.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей-инвалидов является важным фактором успешности их социальной адаптации. Оно заключается в активном взаимодействии психолога с другими организациями и учреждениями, которые так или иначе могут повлиять на улучшение психологического здоровья родителей особых детей (общественные организации, органы исполнительной власти, СМИ и др.).

Наряду с традиционными видами психологической помощи М. К. Тутушкина [3] выделяет такие типы помощи, как: советы, информирование, обучение, системные изменения и т. д.

Опираясь на вышесказанное, можно выделить основные позиции, в соответствии с которыми должен выстраиваться путь психологической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

– информационная — подготовка и изложение информации, владение которой позволило бы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;

– диагностическая — исследование семейных отношений, а также уровня развития ребенка для формирования психокоррекционной программы;

– коррекционно-развивающая — гармонизация психологического климата в семье;

– обучение родителей и детей — знакомство родителей с психолого-педагогическим процессом работы с ребенком;

– поддерживающая — психологическая поддержка семейных отношений;

– развитие семьи как малой группы — помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, способствует поиску ресурсов семьи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что психолог играет важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих ребенка особенностями в развитии — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: его лечением, образованием, адаптацией и интеграцией в общество.

Литература:

  1. Мясищев, В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5. С.142–154.
  2. Пушкарев, А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия — Москва: Институт психотерапии, 2000. — 128 с.
  3. Тутушкина, М. К. Практическая психология — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб: Бизнес-Пресса, 2009. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, родитель детей-инвалидов, семья ребенка-инвалида, ребенок, родитель, больной ребенок, психологическая поддержка, психологическое консультирование, личностно-ориентированный подход, семья.


Похожие статьи

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также...

Социально-психологические особенности работы с семьей...

Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Автор: Федосеева Ольга Александровна.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки.

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности который определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения...

Организация работы педагога-психолога с семьей...

В семье, воспитывающей ребёнка с особыми возможностями здоровья, родительская

Родители могут завышать или занижать возможности ребёнка, отрицают процесс его

Необходимо обучить родителей помощи своему ребёнку в развёртывании его социальной...

Особенности психологического сопровождения семей...

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную

Надежды и ожидания родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка и его адаптацию в социум [4].

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, больной ребенок

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические...

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Ключевые слова: ребенок, особый ребенок, семья, родитель, воспитание, проблемный ребенок.

Для того, чтобы определять направления психологической поддержки семей с особым ребенком

В семьях воспитывающих детей, с особыми возможностями здоровья...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций...

Похожие статьи

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также...

Социально-психологические особенности работы с семьей...

Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Автор: Федосеева Ольга Александровна.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки.

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности который определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения...

Организация работы педагога-психолога с семьей...

В семье, воспитывающей ребёнка с особыми возможностями здоровья, родительская

Родители могут завышать или занижать возможности ребёнка, отрицают процесс его

Необходимо обучить родителей помощи своему ребёнку в развёртывании его социальной...

Особенности психологического сопровождения семей...

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную

Надежды и ожидания родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка и его адаптацию в социум [4].

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, больной ребенок

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать.

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические...

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Ключевые слова: ребенок, особый ребенок, семья, родитель, воспитание, проблемный ребенок.

Для того, чтобы определять направления психологической поддержки семей с особым ребенком

В семьях воспитывающих детей, с особыми возможностями здоровья...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций...

Задать вопрос