Настоящая статья раскрывает правовую природу договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Автором приводится анализ договора ОСАГО.
This article reveals the legal nature of the contract of civil liability insurance of vehicle owners. The author provides an analysis of the contract of compulsory third party liability insurance.
В настоящее время наибольший приоритет в России отдается совершенствованию системы страхования, что связано с увеличением заинтересованности к отраслям, способствующим минимизации рисков. К одним из важнейших сегментов страхового рынка относится страхование автотранспортных средств.
Страхование автомобиля уже давно перестало быть редкостью — государство обязало каждого владельца транспортного средства оформлять полис обязательного страхования автогражданской ответственности — ОСАГO [3, с. 497].
Сущность страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств можно раскрыть через выяснение, прежде всего, сущности самой гражданской ответственности, ведь для страхования представляет интерес именно гражданская (гражданско-правовая) ответственность, которая имеет имущественный характер и предусматривает компенсацию ущерба третьим лицам [2, с. 108].
Практическая реализация договора тесно связана с теоретическими аспектами. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые правовые характеристика договора ОСАГО. В российском гражданском праве договор ОСАГО признаётся двусторонним, поскольку есть встречные права и обязанности у обеих сторон [6, с. 393], следовательно, в договоре автострахования сторонами являются, с одной стороны, страховщик (страховая организация, имеющая лицензию, выданную в соответствии с нормами российского законодательства), а с другой — страхователь (владелец транспортного средства).
Однако между российскими учеными-правоведами в области обязательного страхования автогражданской ответственности всё ещё возникают разногласия относительно выявления особенностей публичности договора ОСАГО. Но из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 58 от 26.12.2017 г. следует, что договор автострахования представляет собой публичный гражданско-правовой договор. Что, в свою очередь, подразумевает своего рода понуждение коммерческой организации (страховщика) заключить договор автострахования с каждым, кто к ней обратился6. Однако, если страховщик, который в соответствии с нормами российского законодательства обязан заключить договор ОСАГО, уклоняется по не известным для страхователя причинам от его заключения, то последний имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор. Для потенциального страхователя надо помнить, что при отказе страховщика заключить договор автострахования данный субъект страхового дела должен в письменной форме уведомить лицо, обратившееся за услугой о невозможности заключения данного договора, а также информировать Банк России и профессиональное объединение страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков) [5]. В том числе нормы гражданского законодательства закрепляют обязанность стороны, которая необоснованно уклоняется от исполнения обязательств по заключению договора возместить другой стороне причиненные этим убытки (п.4 ст. 445 ГК РФ).
Следует также отметить, что договор автострахования является возмездным. Так как по договору ОСАГО осуществляется страховое возмещение в виде страховой выплаты или посредством организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного автотранспорта.
Кроме того, договор автострахования является алеаторным (рисковым) договором. Этой позиции придерживается советский и российский ученый-правовед В. С. Белых, который считает, что «договор ОСАГО необходимо отнести к алеаторным (рисковым) гражданско-правовым договорам, в связи с вероятностным или случайным характером наступления того или иного события, иначе говоря, возникает некое сомнение в отношении того, какая сторона договора «выиграет», а какая наоборот «проиграет» при наступлении или не наступлении события, указанного в договоре» [1, с. 85]. В частности, в своей монографии И. Ю. Побережная, также характеризует договор ОСАГО как договор, предусматривающий рисковый характер, то есть алеаторный [4, с. 9].
Данный гражданско-правовой договор, как правило, заключается сроком не более одного года, если иное не установлено в Законе об ОСАГО, в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре автострахования, либо в отношении неограниченного круга лиц, допущенных владельцем к управлению ТС в соответствии с условиями договора обязательного страхования, включая иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании. Из чего следует, что договор ОСАГО относится к категории срочных гражданско-правовых договоров.
Таким образом, рассмотрев основные характеристики гражданско-правового договора автострахования, можно прийти к выводу о том, что договор обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств является публичным, двусторонним, возмездным, алеаторным (рисковым) и срочным.
Литература:
- Белых В. С., Кривошеев И. В. Страховое право. М.: Издательство НОРМА. 2001. 224 с.
- Маричева А. А. Страхование гражданско-правовой ответственности владельца источника повышенной опасности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 108–110.
- Павлюк А. В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций //В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496–508.
- Побережная И. Ю., Побережный С. Г. Обязательства, возникающие по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: монография. Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. — 118 с.
- Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 № 34204) // Вестник Банка России. 2014. 8 октября.
- Тарабрина В. Ю. Страхование автогражданской ответственности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 4. С. 390–394.