Сегодня тема договора финансовой аренды (лизинга) в нашей стране является очень актуальной. И возникает необходимость эффективного регулирования гражданско-правовых отношений, складывающихся в процессе лизинговой деятельности. В данной статье рассматриваются правовые основы регулирования Финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации.
В наши дни подавляющее большинство предприятий в Российской Федерации нуждаются в обновлении и поддержании в рабочем состоянии основных средств и материально-технической базы. В условиях экономического кризиса для многих осуществление этого процесса за счет собственных средств является крайне затруднительным или невозможным. Выходом из этой ситуации может быть обращение к заемным средствам за счет кредитов, но большинство предприятий не подходят под условия выдачи кредитов в банках. Вместо этого предприятия обращают свое внимание на другой вид инвестиционной деятельности, которым является лизинг.
Лизинг — это временное владение и пользование ценными материальными или нематериальными активами на возмездной, однако, выгодной основе. [1, стр 50].
Договор финансовой аренды достаточно давно и широко применяется в зарубежных странах с развитой экономикой. В Российской Федерации лизинг появился сравнительно недавно. Лизинг является мощным инструментом в руках государства для поддержания в первую очередь малого бизнеса.
Одним из основных условий высокой эффективности механизма лизинга является его надежное правовое обеспечение. В течение длительного времени именно правовая неопределенность отношений партнеров по лизинговым сделкам сдерживала развитие этого прогрессивного метода финансирования производства по обновлению основных фондов. [2, стр 73].
Договор финансовой аренды впервые нашел свое отражение в законодательстве Российской Федерации в Указе Президента от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» [3]. Однако документ содержал ряд противоречий и был недоработан. В связи, с чем последовало Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» [4].
Данный нормативный акт дал начало конкретному регулированию и координированию лизинговых отношений в России. Во Временном положении была скорректирована позиция, которая содержалась в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929, относительно возможных объектов договора лизинга. К данным объектам Временное положение отнесло любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. [5, стр. 55].
1 марта 1996 года вступила в силу вторая часть Гражданского кодекса РФ § 6 гл. 34. «Финансовая аренда (лизинг)» [6]. В данном акте отразился конкретный перечень требований к лизинговым сделкам
Необходимость в более тщательном регулировании договора лизинга способствовала принятию Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» [7], который в своей первой редакции вызвал неоднозначную оценку со стороны ученых и практических работников, в основном из-за противоречий нормам Конвенции УНИДРУА и ГК РФ. [8, стр. 93].
29 января 2002 г. был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге»». Было внесено более 70 поправок, что уменьшило противоречия между Федеральным законом «О лизинге», ГК РФ § 6 гл. 34. «Финансовая аренда (лизинг)» и нормами Конвенции УНИДРУА и ГК РФ.
В наши дни на практике применения лизингового законодательства возникают много спорных моментов. На мой взгляд, прежде всего, следует минимизировать противоречия между лизинговым законодательством в Российской федерации и нормами Конвенции УНИДРУА, что облегчит осуществление лизинга с зарубежными странами. Также следует внести изменения в ч. 2 ст. 18 ФЗ «О финансовой аренде», а именно, запретить использовать предмет лизинга, который будет приобретен в дальнейшем согласно условиям договора, в качестве залога. Данная поправка защитила бы права лизингополучателя. Кроме того, я предложила бы дополнить ч. 3 ст. 38 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», включив сроки и форму удовлетворения запросов лизингодателя о предоставлении информации для осуществления финансового контроля. Необходимо внести это изменение для закрепления и защиты прав лизингодателя, и гарантирования осуществления своевременных платежей по договору финансовой аренды (лизингу).
Таким образом, законодательство по договору финансовой аренды (лизингу) несовершенно и еще недоработано, что требует внесение изменений и поправок для более эффективного его применения.
Литература:
- Тумаков А. В., Чирков Е. В. Правовое регулирование Финансовой Аренды (лизинга) в современных условиях//Вестник Московского университета МВД России, 2016 г- 50 стр
- Дорошенко К. С. Лизинг, его преимущества и недостатки//Научный журнал -2018 г, стр. 73
- Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной 79 деятельности» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- Тринченко К. Ф. Правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга) в России// Наука и образование сегодня -2018 г, стр. 55
- Гражданский кодекс РФ. Часть вторая 1996 года // Собрание законодательства Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» / Собрание законодательства Российской Федерации.
- Леус М. В. Проблемы правового регулирования договора лизинга в гражданском праве России// Теория и практика общественного развития-2015, стр. 93.