Повесть «Девочка из города» Л. Воронковой о доброте, понимании, о ласке чужих, но неравнодушных людей к маленькой осиротевшей во время войны девочке Валентинке. Повесть можно назвать актуальной на сегодняшний день, поскольку она содержит такие аспекты, которые имеют большое значение и сейчас. Произведение включено в список чтения для младшего школьного возраста.
Читатели усваивают книгу с помощью языка. Именно книга расширяет кругозор ребенка, увеличивает словарный запас. Определение языковых особенностей повести вносит вклад в изучение творчества писателя. Как известно, динамичность фразе придают глаголы, которые активно используются в произведениях, предназначенных для маленьких детей [1].
Выделяют глаголы действия, состояния и отношения. Последняя группа подразделяется на глаголы межличностных отношений, социального отношения и владения [2]. Глаголы отношений имеют воспитательный потенциал, и потому особо интересны в произведениях для детей.
Цель работы — выявить глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой, предназначенной для читателей младшего школьного возраста.
Согласно классификации С. Б. Вагановой [2] глаголы межличностных отношений можно распределить по следующим подгруппам:
- Глаголы эмоционально-оценочного отношения (ЭОО);
- Глаголы внешнего проявления отношений (ВПО);
- Глаголы контакта (К).
Анализ этих глаголов в произведениях К. Чуковского показал, что их палитра не очень богата, хотя можно говорить о включении поэтом глаголов межличностных отношений в набор лексических средств для дошкольной литературы [3].
Глаголы межличностных отношений по повести «Девочка из города» Л. Воронковой представлены в таблице 1.
Чаще всего используется глагол «любить» (встречается одиннадцать раз), который относится к группе эмоционально-оценочного положительного отношения. В семи случаях прямой или косвенной связью слово «любить» относится к Валентинке, главной героине повести. Для ребенка чрезвычайно важно как любить самому, так и быть любимым другими, что и объясняет наибольшую частоту использования этого глагола.
Таблица 1
Глаголы межличностных отношений вповести
Подгруппа глаголов |
||||
ЭОО(+) |
ЭОО(-) |
ВПО(+) |
ВПО(-) |
К |
Любить, верить, дружить, жалеть, заботиться, нравиться, почитать |
Сомневаться |
Благодарить, встречать, нежить, обнять, улыбаться |
— |
Переглядываться, ругаться |
Автор пользуется и другими глаголами группы эмоционально-оценочного положительного отношения, среди которых второе место занимает слово «нравиться» (встречается пять раз). Чаще всего этот глагол характеризует саму речь Валентинки, либо же её мысли. Третье место — глагол «верить» (три использования), который определяет общение между девочкой и дедом. Глагол «жалеть» — два использования, характеризует речь деда. Слово «заботиться» встречается два раза, является особенностью речи Дарьи. «Дружить» используется один раз, описывает мысли Валентинки. «Почитать» — одно использование (речь гостьи по отношению к Дарье).
Глаголы этой группы чаще всего прямо либо косвенно относятся к девочке. По полученным данным можно сделать вывод: группа эмоционально-оценочного положительного отношения — наиболее широко и полно представленная группа.
Группа эмоционально-оценочного отрицательного отношения используется мало: она представлена только одним глаголом «сомневаться» (встречается один раз). Используется по отношению к мальчику Романку и с частицей «не».
Глаголы группы внешнего проявления положительного отношения вповести представлены широко: благодарить (употребляется один раз), встречать (семь раз), нежить (один раз), обнять (один раз), улыбаться (два раза).
Глаголом-лидером группы внешнего проявления положительного отношения является глагол «встречать», только три из употребления которого относятся к Валентинке. Глагол «улыбаться» относится к рассуждениям девочки. Слово «благодарить» относится к хозяйке, «обнять» — определяет действие Валентинки по отношению к ягненку: «Валентинка обняла ягнёнка и поцеловала его в лоб».
В объекте анализа группа глаголов внешнего проявления отрицательного отношения отсутствует вовсе.
В произведении «Девочка из города» Л. Воронковой задействованы глаголы контакта только двух групп: глагол установления контакта и глагол прерывания контакта. Подгруппа глаголов поддержания контакта, согласованных действий не используется.
Глагол установления контакта «переглядываться» встречается только один раз. Определяет взаимоотношения между Романком и Таиской: «переглядывались и потихоньку смеялись чему-то». Глагол прерывания контакта «ругаться» используется два раза. В обоих случаях определяют отношение матери к детям.
Можно отметить, что повесть «Девочка из города» Л. Воронковой содержит некоторое количество глаголов межличностного отношения. Это можно объяснить тем, что в детской литературе очень важно показать внутренний мир ребенка, его отношения с окружающими.
Наиболее часто используются глаголы «любить», «встречать» и «нравиться», которые имеют положительный характер отношения. Также глаголы эмоционально-оценочного положительного отношения и внешнего проявления положительного отношения находят более широкое применение и отличаются разнообразием. Группа, которая получила наибольшее распространение — глаголы эмоционально-оценочного положительного отношения. В повести также используются глаголы установления и прерывания контакта.
Проведение анализа употребляемых глаголов позволяет делать выводы о формировании и расширении словарного запаса детей младшего школьного возраста. Характер полученной информации делает возможным оценить глаголы в рукописях, которые поступают в издательства.
Литература:
- Редакторская подготовка изданий: учеб. для вузов / С. Г. Антонова и др.; под ред. С. Г. Антоновой. — М.: МГУП, 2002.
- Ваганова, С. Б. Проблема классификации глаголов лексико-семантической группы «Межличностные отношения» // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — № 1(17).
- Токарь, О. В. Глаголы межличностных отношений в стихотворениях К. И. Чуковского // Молодежь. Наука. Современность: материалы международной конференции / УГУ. ― Воткинск, 2015.