Эстонский православный священник Мартин Вийк в городе Луге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 08.12.2019

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Эстонский православный священник Мартин Вийк в городе Луге / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 267-271. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65063/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящей статье автор подробно исследует биографию эстонского православного священника Мартина Вийка (1876–1934), который в начале XX века служил в городе Луге: в соборе Святой Великомученицы Екатерины и в церкви во имя Святой Равноапостольной Княгини Ольги. Автор впервые собрал, систематизировал и ввел в научный оборот богатый материал довоенных газетных публикаций на эстонском языке об этом священнике.

Ключевые слова: эстонцы, Россия, Эстония, Вийк.

The author examines in details the biography of the Estonian Orthodox priest Martin Viik (1876–1934), who served at the beginning of the 20th century in the town of Luga — in the Cathedral of St. Catherine, the Great Martyress, and in the church named after the Holy Princess Olga, Equal of the Apostles. The author for the first time ever has collected, systematized, and introduced into scientific circulation rich material of pre-war newspaper publications in Estonian language concerning this priest.

Keywords: Estonians, Russia, Estonia, Viik.

Во второй половине XIX — начале XX века лужское направление было одним из главных направлений миграции эстонского населения из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении. Главной причиной миграции эстонцев была нехватка земли. В Лужский уезд они ехали охотно, здесь были хорошие условия: низкая плата за аренду, невысокая цена для выкупа земли, готовность местных властей к приему переселенцев.

По данным переписи населения 1897 года в Лужском уезде проживало 4805 эстонцев. Во второй половине XIX века в уезде имелось более 100 эстонских мыз. На даче Хаима Ривоша под Лугой (Juudimets) к 1900 году жили 73 эстонских семьи, первые переселенцы Мянник и Ваарик прибыли сюда в 1883 году. К 1913 году в Луге жили 364 эстонца [3, с. 16–23].

Этнограф Август Ниголь писал в 1918 году о том, что в Лужском уезде в то время проживало около 10 тысяч эстонцев, из них 200 — в городе Луге (первые переселенцы прибыли сюда из Лифляндской губернии), в Катарина (Пустаперса) — 900 эстонцев (первые переселенцы прибыли из Вырумаа; в поселении имелся молитвенный дом, эстонская школа и сельскохозяйственное общество), в Стругах-Белых — 500 эстонцев (там находился молитвенный дом, куда из Гатчины приезжал пастор, эстонское просветительское общество и кредитно-сберегательное общество), в Ермаленской пустыне — 35 эстонских семей, в Лешевице — 35 эстонских семей (совместно с латышами был молитвенный дом), в Мясниковой Горе — 70 эстонских семей (основана в 1865 году переселенцами из Тартумаа и Вырумаа; имелась эстонская школа, просветительское общество и народный дом; пастор приезжал из Гдова), в Клескушки Горе (Мягеде) — 40 эстонских семей (поселенцы прибыли из Кадрина), в Антоновке — 30 эстонских семей (первые переселенцы приехали в 1906 году; имелась эстонская школа), в Макарове — 43 эстонских семей (первые переселенцы прибыли в 1907 году из Гдова) [13]. В 1913 году двух эстонцев избрали членами Лужской городской думы [10]. Несколько эстонских семей жили в городе Луге, в квартале между Московской и Загородной улицами.

В 1920-е годы эстонцы составляли 5 % населения Лужского уезда. В 1922 году в уезде проживало 8784 эстонца. В 1925 году в Лужском уезде проживало 12200 эстонцев, а в 1926 году — около 15 тысяч [6, с. 1–9]. В городе Луге жили 300 эстонцев, в Пустаперса — около 1 тысячи эстонцев, в Стругах-Красных — 600 эстонцев, в Сироткино — 600 эстонцев, в Ермаленской пустыне — 40 эстонских семей, в Лешевице — 35 эстонских семей, в Мясниковой Горе — 50 эстонских семей, в Клескушки Горе (Мягеде) — 50 эстонских семей, в Антоновке — 30 эстонских семей, в Макарове — 43 эстонских семей [9, с. 18–21]. К 1930 году в Луге жили 416 эстонцев.

В городе Луге действовала Лужская евангелическо-лютеранская церковь, которая располагалась в доме № 6 по Загородной улице. В деревянном здании церкви без купола размещался орган [12, с. 3]. В одном дворе с церковью находилась эстонская неполная средняя школа [11, с. 19].

Для православных эстонцев действовал причт эстонского прихода при соборе Святой Великомученицы Екатерины, открывшийся 3 декабря 1900 года. Настоятелями являлись Мартин Вийк, Андрей Лифляндский (1904–1906), Иоанн Гаусвальтер (1906–1915), Михаил Бобковский (1915–1923). Псаломщиками были Антоний Оя и Константин Лийк. В Луге работала Лужская эстонская православная приходская школа. Лужский мещанин Иван Герман получил 26 ноября 1910 года Архиерейское благословение с грамотой за труды по эстонскому приходу [8].

Рассмотрю подробнее биографию лужского эстонского священника Мартина Мартиновича Вийка, родившегося 19 апреля 1876 года в городе Пернов (ныне — Пярну) в мещанской семье. Его отец, Мартин, работал с 1922 по 1934 гг. законоучителем в церковных школах Пярну. Трудился также преподавателем Народного университета и членом Пярнуского городского совета.

Молодой юноша, Мартин Вийк, окончил в 1898 году Рижскую духовную семинарию (он обучался там два года) [14, с. 148]. С 11 августа 1898 года по 28 сентября 1900 года являлся кистером-школьным учителем и пономарем в Пыльтсамааском приходе Святого Духа. Рукоположен епископом Вениамином Петроградским 28 сентября 1900 года.

C:\Users\Sergey\Desktop\Лужский православный настоятель Мартин Вийк\12391-1_sm.jpg

Рис. 1.Священник Мартин Вийк

С 28 сентября 1900 по 1903 (или 1904) гг. М. Вийк служил в эстонском приходе при соборе Святой Великомученицы Екатерины в Луге, также являясь руководителем церковной школы. С 4 мая 1903 года по 1 декабря 1913 гг. служил священником в церкви во имя Святой Равноапостольной Княгини Ольги при реальном училище приюта принца П. Г. Ольденбургского в Луге. В 1911 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, ему была присвоена степень кандидата богословия 2-го разряда. Мартин Вийк написал кандидатскую диссертацию (на тему «Высокопреосвященный Платон, митрополит Киевский, в его пастырской деятельности») под научным руководством иеромонаха Вениамина (Федченкова).

17 апреля 1912 года священник М. Вийк определен к Петропавловской церкви Пскова [1, с. 110], но был освобожден от данного назначения уже 5 июня 1912 года [2, с. 140].

C 1 декабря 1913 года он служил в Вознесенском приходе Чернигова, являясь также председателем местного Общества трезвости. C 1915 года М.Вийк переехал жить в Полтаву, где стал настоятелем Рождество-Богородицкой церкви и законоучителем Полтавского женского епархиального училища [4]. С 21 сентября 1915 года исполнял обязанности законоучителя в Полтавском учительском институте.

C:\Users\Sergey\Desktop\Лужский православный настоятель Мартин Вийк\12391-2.gif

Рис. 2.Автограф священника Мартина Вийка

После начала украинизации образовательных учреждений на Украине М.Вийк переехал в Эстонию, где с августа по октябрь 1917 года служил священником церкви Святого Иоанна в селе Куйметса. С 15 ноября 1917 года по 10 сентября 1920 года — работал священником в кафедральном Соборе Спаса Преображения в Таллине. С 25 декабря 1920 года по 15 января 1922 года служил протоиереем в приходе Колгa-Яани (уезд Вильяндимаа), а с 15 января 1922 года по 15 марта 1934 года — в храме Преображения Господня в Пярну. Жил он в своем доме на улице Яннсена, 5.

Сохранилось письмо М. Вийка, которое он написал из Пярну [5]:

Пернов, Большая Кузнечная, 5.

7 Сентября 1933 года

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыко,

Дорогой Товарищ!

Буду в Риге 16–17 сентября. Еду за женой в Кеммерн.

Благослови, Владыко, принять 16-го вечером участие в служении в Соборе с тем, чтобы 17-го сентября отслужить для сородичей Обедню.

Испрашивая святительских Твоих молитв и архипастырского благословения,

Протоиерей Мартин Вийк [7, с. 208].

В 1924 и 1927 гг. М. Вийк организовывал православные певческие праздники. В 1931 году М. Вийк посетил Париж, оставив воспоминания о посещении тамошних русско-католических и англиканских церквей [15, с. 3–5]. Интересно, что его поездка расценивалась газетой «Пяэвалехт» как «официальное зондирование руководством Эстонской апостольской православной церкви вопроса о возможном объединении с Римом» [18, с. 2].

В 1916 году награжден золотым наградным крестом, выдаваемым из кабинета Его Величества и орденом Святой Анны 3-й степени. В 1925 году награжден палицей.

Супругой Мартина Вийка являлась Веэра Вийк (фамилия до замужества — Ахтман; родилась в 1879 г. в Йыыпрэ Аудруского прихода Пярнуского уезда). 2 сентября 1902 года в Луге у них появилась на свет красавица-дочь — Людмила Вийк, которая была 21 сентября того же года крещена в эстонском приходе при Екатерининском соборе города Луги. Обряд крещения провели священник Александр Сперанский, диакон Евангел Алексеевич Сахаровов (1847–1905), псаломщик Иван Антонович Опритов и Антоний Оя. Восприемниками Л. Вийк стали: окончивший курс учения в училище садоводства первого разряда (г. Бобруйск Минской губернии) Иван Мартинович Вийк и супруга священника Кергесарской церкви Рижской епархии Александра Кирилловича Паулуса — Зинаида Андреевна Паулус.

C:\Users\Sergey\Desktop\Лужский православный настоятель Мартин Вийк\TsGIASpb 19 127 1241-2.jpg

Рис. 3.Рождение в городе Луге дочери Мартина Вийка — Людмилы Вийк. Фрагмент метрической книги. Источник: ЦГИА. Ф. 19. Оп. 127 Д. 1241.

Людмила Вийк была замужем несколько раз. В 1939 году она эмигрировала из Эстонской Республики, уехав вместе с супругом, который являлся балтийский немцем, и матерью Веэрой Вийк. В Германии у Л. Вийк родилась дочь Алла.

C:\Users\Sergey\Desktop\Лужский православный настоятель Мартин Вийк\ludmilla_viik_2__large.jpg

Рис. 4.Людмила Вийк — дочь Мартина и Веэры Вийк

Умер Мартин Мартинович Вийк в своем пярнуском доме около двух часов дня 7 июля 1934 года в Пярну. Отпевание в десять часов утра в пярнуском храме Преображения Господня совершили митрополит Александр, священники Юмарик и Саар из Хяадемеэсте, которым помогали 16 городских и уездных священников [16, с. 80]. Прощальную церемонию посетили и представители лютеранской церкви, а также огромное количество прихожан. Надгробные речи произнесли пробст Грюнберг, пасторы Хастельблатт и Рентманн [17, с. 1]. Мартин Вийк был похоронен в родном городе, на Старом кладбище.

Невосполнимую утрату М. Вийка приняли близко к сердцу как его эстонские друзья, так и простые прихожане. В некрологе Вильяма (Филимона) Таломеэса, священника церкви Святой Великомученницы Зинаиды в Кергу, есть такие строки: «Ты являешься одним из немногих эстонцев, кому посчастливилось окончить Духовную академию. Ты служил в Российском государстве на высоких позициях. Во времена Эстонской Республики ты вернулся на родину и трудился в эстонских приходах. Ты всегда был радостным и деловитым. Но теперь Тебя нет с нами!.”..

Таким образом, благодаря своим личным качествам и безупречной службе Мартин Мартинович Вийк заслужил поистине большое доверие прихожан в разных городах. Забота о храмах и прихожанах, где он служил, позволила ему обрести заслуженное уважение у простых людей. Лужский этап жизни эстонского православного священника М.Вийка, который пришелся на начало XX века, сыграл ключевую роль в его жизни. Ведь именно тогда он смог проявить себя после посвящения в духовный сан, тогда окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и, наконец, в тот период в их семье родилась любимая дочь.

Литература:

  1. Псковские епархиальные ведомости. 1912. № 9. С. 110.
  2. Псковские епархиальные ведомости. 1912. № 12. С. 140.
  3. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1288. Оп. 25. Д. 48. С. 16–23.
  4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796 Оп. 436. Д. 1281. Формулярный список о службе чина духовного ведомства Вийк Мартина Мартиновича, священника… 1915.
  5. Сидяков Ю. Из архива архиепископа Иоанна (Поммера). Письма из Эстонии // Общество «Seminarium Hortus Humanitatis». URL: http://seminariumhumanitatis.positiv.lv/7 %20almanax/alm %207sidakov.htm (дата обращения: 20.10.2019).
  6. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 16. Оп. 12. Д. 12343. С. 1–9.
  7. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 7131. Оп. 1. Д. 28. Л. 208.
  8. Эстонский приход при Екатерининском соборе. Санкт-Петербургский духовный дневник. 1900–1901. Известия по Санкт-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902–1916.
  9. Andmed Eesti asunduste kohta Nõukogude Liidus. ERAF.25.1.114. 1926. Lk. 18–21.
  10. Laasik H. Eestlased Luuga rajoonis. 02.04.2013 // Vooremaa. URL: http://www.vooremaa.ee/eestlased-luuga-rajoonis (дата обращения: 20.10.2019).
  11. Luga rajoon. ERAF.62.1.68. 31.05.1935–19.10.1936. Lk. 19.
  12. Luuga kreisi Eesti koolidele // Edasi. № 77. 27.09.1927. Lk. 3.
  13. Nigol A. Eesti asundused ja asupaigad Venemaal. Tartu, 1918.
  14. Raudsepp A. Riia Vaimulik Seminar 1846–1918. Tartu, 1998. Lk. 148.
  15. Wiik M. Muljed Pariisi reisilt // Uus Elu. № 10. 1931. Lk. 3–5.
  16. Ülempreester M.Wiik // Pärnumaa Teataja. 1934. № 80. 10.07.1934. Lk. 80.
  17. Ülempreester Viik maeti // Pärnu Päevaleht — ühiskondlik-poliitiline ajaleht. 1934. № 152. 10.07.1934. Lk. 1.
  18. Ülempreester Wiik wälismaale // Päewaleht. № 152. 08.06.1931. Lk. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): эстонский, Лужский уезд, Пярну, эстонский приход, Луг, Святая Великомученица, сентябрь, эстонец, Загородная улица, Санкт-Петербургская духовная академия.


Ключевые слова

Россия, эстонцы, Эстония, Вийк

Похожие статьи

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Выдающиеся священнослужители острова Сахалин: протоиерей Александр Унинский ( 1920 г.) — пастырь, педагог, исповедник

В статье ставится задача показать на примере выдающегося священника острова Сахалин протоиерея Александра Унинского условия жизни островного духовенства. Он жил на рубеже XIX — XX веков, и был свидетелем происходящих процессов на далекой территории Р...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Трудовой путь капитана ледокола «Ермак» В. В. Смирнова

В исследовании рассказывается о Вячеславе Владимировиче Смирнове, моряке, родившимся и поступившим на службу в Российской Империи, но отдавшим большую часть своей жизни Советскому флоту и конкретно ледоколу «Ермак», на котором он проработал около 30 ...

Аркадий Тамби: натуралист-самоучка, изобретатель и ценитель старины (часть I)

В настоящей научной статье рассказывается о жизни и деятельности известного представителя эстонской фамилии Тамби — о натуралисте-самоучке Аркадии Александровиче Тамби (1901–1938), который посвятил значительную часть своей жизни активной научной рабо...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Похожие статьи

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Выдающиеся священнослужители острова Сахалин: протоиерей Александр Унинский ( 1920 г.) — пастырь, педагог, исповедник

В статье ставится задача показать на примере выдающегося священника острова Сахалин протоиерея Александра Унинского условия жизни островного духовенства. Он жил на рубеже XIX — XX веков, и был свидетелем происходящих процессов на далекой территории Р...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Трудовой путь капитана ледокола «Ермак» В. В. Смирнова

В исследовании рассказывается о Вячеславе Владимировиче Смирнове, моряке, родившимся и поступившим на службу в Российской Империи, но отдавшим большую часть своей жизни Советскому флоту и конкретно ледоколу «Ермак», на котором он проработал около 30 ...

Аркадий Тамби: натуралист-самоучка, изобретатель и ценитель старины (часть I)

В настоящей научной статье рассказывается о жизни и деятельности известного представителя эстонской фамилии Тамби — о натуралисте-самоучке Аркадии Александровиче Тамби (1901–1938), который посвятил значительную часть своей жизни активной научной рабо...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Задать вопрос